"Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности" (утв. 23.04.2004, одобрены протокол N 25 от 22.04.2004) стр. 4

Источники информации:
- Договоры поставки, спецификации, накладные поставщиков;
- Акты приемки МПЗ;
- Первичные документы складского учета.
Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.5.
Рабочий документ РД-0.5
N  п/п Вопрос Вариант   ответа  (да/нет)Приме- чания Указание на не-  обходи-  мость  дополни- тельных  процедур
1 Разработана ли и применяется  номенклатура-ценник
2 Нет ли расхождений в расчетных,  сопроводительных документах и  фактически поступивших ТМЦ
3 ТМЦ приходуются по количеству в  единицах, указанных в  товаросопроводительных документах,  или иных единицах
4 Оформляется ли Акт о приемке, если  имеются количественные и  качественные расхождения с данными  сопроводительных документов, а  также при неотфактурованных  поставках
5 Оформляются ли расхождения в сопроводительных документах и фактически поступивших ТМЦ коммерческими актами и отражаются ли на счете 76 "Расчеты по претензиям"
6 Имеет ли место поступление  материальных ценностей, минуя склад
7 Оформляются ли приходные и  расходные документы на складе
8 Есть ли в организации приказ с  перечнем материалов, завозимых на  объекты, минуя склад
9 Входят ли в перечень материалы,  поступившие транзитом
10 Имеется ли список лиц, которым  разрешено приобретать ТМЦ за  наличный расчет
11 Приобретаются ли ТМЦ у физических  лиц
12 Применяются ли организацией  неденежные формы расчета за  поступившие материалы
13 Имеются ли случаи безвозмездного  поступления материалов (полученных  по договору дарения или  безвозмездно); поступление  материалов, внесенных в качестве  вклада в уставный (складочный)  капитал
14 Приходуются ли материалы, созданные в процессе деятельности организации (отходы производства; материалы,  полученные в результате ликвидации  основных средств и т.д.)
15 Имеются ли на балансе организации  запасы, стоимость которых на момент приобретения была выражена в  иностранной валюте
Процедура 0.6: анализ методики учета товаров.
Источники информации:
- Первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);
- Первичные документы на отгрузку готовой продукции;
- Первичные документы складского учета;
- Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);
- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).
Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.6.
Рабочий документ РД-0.6
N  п/п Вопрос Вариант   ответа  (да/нет)Приме- чания Указание на не-  обходи-  мость  дополни- тельных  процедур
1 Нет ли расхождений в расчетных,  сопроводительных документах и  фактически поступивших товарах
2 Оформляется ли Акт о приемке, если  имеются количественные и качествен- ные расхождения с данными сопрово-  дительных документов, а также при  неотфактурованных поставках
3 Оформляются ли расхождения в сопро-водительных документах и фактическипоступивших товарах коммерческими актами и отражаются ли на счете 76"Расчеты по претензиям"
4 Имеет ли место поступление товаров, минуя склад
5 Оформляются ли приходные и  расходные документы на складе
6 Есть ли в организации приказ с  перечнем товаров, передаваемых  покупателям, минуя склад
7 Входят ли в перечень товары,  поступившие транзитом
8 Имеется ли список лиц, которым  разрешено приобретать товары за  наличный расчет
9 Регулярно ли проводится  инвентаризация товаров
10 Являются ли достоверными данные о  количестве и качестве товаров
11 Правильно ли оформлены первичные  документы по учету товаров
12 Полно ли оформлены хозяйственные  операции по движению товаров в  учете
13 Правильно ли определены суммы,  уплаченные поставщику
14 Правильно ли рассчитаны и отражены  суммы невозмещаемых налогов
15 Применяются ли организацией  неденежные формы расчета за  поступившие товары
16 Имеются ли случаи безвозмездного  поступления материалов (полученных  по договору дарения или безвозмезд- но); поступления материалов, вне-  сенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал
17 Имеются ли на балансе организации  товары, стоимость которых на момент приобретения была выражена в ино-  странной валюте
18 Используется способ отражения товаров в учете: - по фактической себестоимости - по отпускным ценам (с использо- ванием счета 42)
19 Существует ли реестр розничных цен  в организациях розничной торговли  при учете товаров по продажным  ценам
20 Правильно ли рассчитана торговая  наценка
21 Какой из методов списания товаров  при реализации используется:  - ЛИФО  - ФИФО  - метод скользящей средней  - метод средней за период  - по стоимости каждой единицы?
22 Правильно ли списана торговая на-  ценка, относящаяся к реализованным  товарам
23 Соответствуют ли цены на товары  условиям заключенных договоров
24 Имеются ли в наличии и оформлены  ли должным образом все расчетные  документы
Процедура 0.7: анализ применяемого порядка отражения операций с возвратной и оборотной тарой.
Источники информации:
- Договоры на приобретение и продажу затаренной продукции;
- Карточки складского учета;
- Журналы учета поступления и выбытия тары;
- Первичные документы по учету тары (приходные ордера, накладные, акты приема-передачи тары и т.д.);
- Регистры аналитического учета тары.
Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.7.
Рабочий документ РД-0.7
N  п/п Вопрос Вариант   ответа  (да/нет)Приме- чания Указание  на необ-  ходимость дополни-  тельных  процедур
1 Являются ли существенными для ор-  ганизации количество тары и ее  суммарная стоимость?
2 Обеспечивается ли контроль за сох- ранность тары на всех этапах ее  движения и хранения?
3 Организовано ли надлежащее хране-  ние всех видов тары?
4 Проводятся ли систематические про- верки состояния тары?
5 Своевременно ли производится сдача тары поставщикам и тароремонтным  организациям?
6 Установлен ли перечень должностных лиц, которым предоставлено право  подписывать документы на получение и отпуск тары со складов?
7 Применяются ли унифицированные  формы первичной документации?
8 Оформляется ли актами тара, при-  шедшая в негодность?
9 Производится ли деление тары на  классификационные группы?
10 Ведется ли в организации аналити-  ческий учет движения тары?
11 Какой вид тары используется в ор-  ганизации:  - тара однократного использования; - многооборотная тара (возвратная  тара)?
12 Правильно ли сформированы факти-  ческие расходы на изготовление  тары?
13 Стоимость тары у поставщика вклю-  чается в стоимость продукции или  оплачивается покупателем отдельно?
14 Правильно ли постановлен учет ко-  личества израсходованной тары?
15 Оговариваются ли в договорах пос-  тавки особые требования и условия  возврата тары?
16 Правильно ли оформляются договоры  поставки?
17 Используются ли в организации за-  логовые цены на возвратную тару?
18 Как отражается в учете организации тара:  1) по фактической себестоимости  тары, которая складывается из всех расходов по ее покупке и доставке  в организацию или затрат по ее  изготовлению;  2) по учетным ценам?
19 Правильно ли производится списание разниц между фактической себесто-  имостью изготовления тары или фак- тическими расходами по ее покупке  и учетной ценой этой тары?
20 Правильно ли отражается фактичес-  кая себестоимость приобретенной  тары?
21 Осуществляется ли организацией ре- монт и очистка возвратной тары?
Процедура 0.8: анализ методики учета готовой продукции.
Источники информации:
- Первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);
- Первичные документы на отгрузку готовой продукции;
- Первичные документы складского учета;
- Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);
- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).
Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.8.
Рабочий документ РД-0.8
N  п/п Вопрос Вариант   ответа  (да/нет)Приме- чания Указание  на необ-  ходимость допол-  нительных процедур
1 Оформляется ли выпуск готовой продук- ции первичными документами?
2 Осуществляется ли отпуск готовой про- дукции покупателям на основании не-  обходимых первичных документов?
3 Используется ли в организации реко-  мендованная Методическими указаниями  схема документооборота для осущест-  вления контроля за отгрузкой ГП?
4 Выписываются ли в организации счета-  фактуры в установленном порядке?
5 Соответствует ли оценка отгруженной  продукции методу оценки, установлен-  ному учетной политикой?
6 Используется способ оценки ГП:  - по фактической производственной  себестоимости (ФПС)  - по плановой производственной се-  бестоимости (ППС)
7 Выпуск готовой продукции учитывается с использованием счета 40
8 Организован ли отдельный учет откло-  нений фактической производственной  себестоимости продукции от плановой  или нормативной?
9 Правильно ли рассчитаны отклонения  фактической производственной с/с от  стоимости ее по учетным ценам?
10 Проводился ли в проверяемом периоде  пересмотр плановых (учетных) цен на  готовую продукцию?
11 При использовании способа оценки ГП  методом полной производственной с/с  правильно ли рассчитаны доли отнесе-  ния управленческих расходов на стои-  мость проданной продукции?
12 Полно ли отражается в учете выпущен-  ная продукция?
13 Организован ли в организации соответ- ствующий аналитический учет готовой  продукции по местам хранения и от-  дельным видам готовой продукции?
14 Осуществляются ли регулярно  инвентаризации готовой продукции на  складах?
15 Установлены ли расхождения показате-  лей отвесов и заборных листов с дан-  ными сводных накладных или счетов-  фактур?
16 Установлены ли расхождения данных  цеховых документов, подтверждающих  наименование и сорт произведенной  продукции, с документами на оприхо-  дование этой продукции на складах или на отпуск ее торговым организациям?
17 Полно и своевременно ли отражается в  учете отгруженная и реализованная  продукция?
18 Переходит ли право собственности на  отгруженную продукцию к покупателю в  момент, отличный от момента отгрузки?
Процедура 0.9: Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента.
Источники информации:
- Учетная политика организации;
- Регистры синтетического учета;
- Договоры с поставщиками и покупателями ТМЦ.
Порядок выполнения: На основании регистров бухгалтерского учета и заключенных договоров организации выявить виды хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке. Это могут быть операции, наиболее существенные по объему; операции, не связанные с основной деятельностью организации; операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.9 и используются в дальнейшем для определения уровня существенности и построения аудиторской выборки.
Рабочий документ РД-0.9
N п/пВид операции Сумма Примечания аудитора

Построение выборки

Объем выборки для проверки сальдо по счетам учета МПЗ и операций с ними определяется на основе оценки аудиторских рисков, выполненной на стадии планирования аудита. При уточнении оценки системы внутреннего контроля объем выборки может быть изменен.
Обычно в организациях сферы материального производства количество и номенклатура МПЗ и количество операций с ними достаточно велики, и при проверке сальдо по счетам учета МПЗ и операций с ними применяются статистические методы выборки. Если количество и номенклатура МПЗ не столь велики, целесообразно применение нестатистических методов выборки.
При отборе элементов для выборочной проверки следует стратифицировать остатки по счетам учета МПЗ и операции с ними, чтобы каждая статья МПЗ и каждый вид операций с ними были отобраны для проверки с равной вероятностью. Совокупность МПЗ организации может стратифицироваться следующим образом:
- по крупным статьям МПЗ. Для выборочной проверки нужно отобрать МПЗ, входящие в каждую крупную статью отчетности: сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи. В рамках этих статей МПЗ также требуется классифицировать по нескольким группам, например по отдельным видам сырья и материалов, видам готовой продукции и товаров. Необходимо, чтобы в выборку для проверки попали элементы каждой крупной статьи МПЗ;