Недостаточная социальная и правовая защищенность в сфере труда, отсутствие надлежащего контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и техники безопасности (особенно в негосударственном секторе) негативно влияют на здоровье работающих женщин. Ежегодно около 90 тыс. женщин (3 на 1000 работающих) получают травмы на производстве, около 500 погибают.
На начало 1995 года на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи численность работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, составляла 4,03 млн. человек, из них 1,2 млн. женщин. В сельском хозяйстве из-за низкого уровня механизации трудоемких процессов высок процент женщин, занятых на тяжелых физических работах (60-70 процентов в животноводстве, 80 процентов в промышленном птицеводстве).
Одной из причин ухудшения состояния здоровья женщин является также отсутствие в национальном менталитете установок, стимулирующих интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни.
Насилие в отношении женщин
Проблема насилия в отношении женщин не получила до сих пор должной оценки и необходимого разрешения.
Насилие в отношении женщин имеет место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью.
Наиболее ярко насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие и убийства на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 1994 году зарегистрировано 565,3 тыс. преступлений, потерпевшими в которых являлись женщины. Это на 70 процентов больше, чем в 1993 году. При этом в 39,6 тыс. случаев преступления совершены вследствие ревности, ссор и иных бытовых причин, что более чем в 2 раза превышает этот показатель в 1993 году.
Статистика свидетельствует об усилении напряженности внутрисемейных отношений, о росте конфликтных ситуаций в семьях.
В 1994 году было зарегистрировано 13,9 тыс. случаев изнасилований и покушений на изнасилование, что на 3,5 процента меньше, чем в 1993 году. При этом органами внутренних дел раскрыто 84 процента таких преступлений (в 1993 году - 81,5 процента).
Официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении женщин. В силу различных причин пострадавшие зачастую воздерживаются от обращения в правоохранительные органы.
Зарегистрированное число осужденных за принуждение женщин к вступлению в половую связь лицом, в отношении которого женщина являлась зависимой материально или по службе, а также за принуждение женщины к вступлению в брак ежегодно не превышает двух - трех десятков человек (хотя в реальной жизни число таких случаев больше). Девушки и молодые женщины все чаще становятся объектами похищений и перепродажи в притоны разврата, жертвами сексуальных домогательств на рабочих местах.
Сложным остается положение женщин в чрезвычайных условиях межнациональных и военных конфликтов, а также женщин - беженцев и вынужденных переселенцев. Трудности с нахождением работы, приобретением жилья, риск разрушения семьи, особенно в смешанных браках, в связи с гибелью супруга лишают их средств к существованию, вынуждают к поиску источников доходов, часто незаконных. Нередко они становятся жертвами преступлений, включая сексуальное насилие и эксплуатацию.
Рост насилия в отношении женщин обусловлен ухудшением криминогенной обстановки.
Ослаблено нравственное воспитание в семье, школе, коллективе и обществе в целом. В средствах массовой информации пропагандируется эксплуатация женской сексуальности, обнаженного женского тела.
Отсутствие соответствующего законодательства, неэффективная работа правоохранительных органов, отсутствие государственной статистики не позволяют реально оценить масштабы такого явления, как проституция.
Недостаточная морально-нравственная оценка этого явления, особенно в средствах массовой информации, ведет к росту числа женщин, занимающихся проституцией, несмотря на ее безнравственность.
II. Стратегические цели и основные подходы к их реализации
Для решения задач, предусмотренных в концепции, необходимо:
а) в области соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека:
провести экспертизу законодательства Российской Федерации, разработать предложения по обеспечению соответствия законодательства Российской Федерации о правах женщин международным стандартам о правах человека;
разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин;
провести анализ действующего механизма контроля за соблюдением Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других международных правовых актов и законодательства Российской Федерации о правах женщин;
обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, соответствующих конвенциях Международной организации труда;
б) в области содействия участию женщин в принятии решений на всех уровнях:
организовать в средствах массовой информации широкую информационную, пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально-экономических преобразованиях, увеличение их числа в органах власти;
добиваться участия женщин в принятии решений на всех уровнях, формирования новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение женщин в общественные движения, на участие женщин в составе представительных и исполнительных органов власти всех уровней;
организовать подготовку женщин к участию в политической, государственной деятельности и управлении;
разработать соответствующие программы подготовки и переподготовки женщин, а также формировать резерв кадров женщин для работы в органах управления различного уровня;
проводить на регулярной основе сбор, анализ и распространение статистических данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях;
обеспечить доступ женщин ко всем видам деятельности на государственной службе, не ограничиваясь секторами, в которых женщины традиционно заняты (образование, здравоохранение, социальные службы);
шире привлекать женщин-дипломатов к работе в загранаппарате, в том числе в постоянных представительствах России при ООН и других международных организациях;
рассмотреть вопрос об увеличении числа женщин - послов Российской Федерации;
обеспечивать поддержку деятельности женских, молодежных, профсоюзных и других организаций, выступающих с инициативами об улучшении положения женщин и выдвигающих способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в различные органы власти на всех уровнях;
разработать и реализовать программы правового просвещения женщин, разъясняющие женщинам их права и основные свободы, предоставленные как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами, признанными Российской Федерацией;
добиваться объективного освещения в средствах массовой информации подлинной роли женщин в экономической, социальной и политической жизни, широко освещать ход выполнения в России Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других актов о правах женщин, а также опыт зарубежных стран в этой области;
в) в области содействия обеспечению равных прав и равного обращения на рынке труда:
добиваться установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечения условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
проанализировать современное положение женщин на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса;
оценить результаты применения ратифицированных Российской Федерацией конвенций Международной организации труда, касающихся проблем трудящихся женщин;
привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международными правовыми договорами о равенстве возможностей и обращения в сфере занятости, провести оценку политики равных прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда и имеющихся нормативных правовых актов (найм, увольнение, профессиональный рост);
разработать механизмы их эффективного применения;
разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин;
предусмотреть систему санкций за нарушение законодательства и допущение дискриминации в отношении женщин;
совершенствовать механизмы поддержки существующих и создания новых рабочих мест для женщин с широким привлечением государственного и частного инвестирования проектов. При разработке государственной социально-экономической политики учитывать развитие и поддержку отраслей с преимущественной занятостью женщин (легкая, текстильная промышленность, приборостроение и пр.). Способствовать организации дополнительных рабочих мест в сфере социальных услуг и обслуживания населения;
совершенствовать формы и методы социальной поддержки различных категорий женщин в обеспечении их занятости, включая развитие активных форм, ориентирующих на самостоятельное решение проблем. Добиваться развития систем содействия и контроля за расширением участия женщин в малом и семейном предпринимательстве, включая предоставление льгот по налогам, кредиту и страхованию данных сфер;
разработать федеральные и региональные программы развития малого и семейного бизнеса, различных форм самозанятости. Создать систему "бизнесинкубаторов", где обучение основам предпринимательства сочетается с психологической подготовкой, проведением экспертизы проектов организации собственного дела и последующей помощью в виде временного освобождения от налогов, льготного кредитования, обеспечения оборудованием, сырьем, предоставления помещений и т.п. Расширять системы консультирования и профессиональной ориентации женщин, желающих основать свое дело, и оказывать содействие в практической реализации программ, получивших положительные отзывы специалистов;
укреплять систему профессионального обучения, дообучения, переобучения женщин, повышения их квалификации; создавать условия для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком;
наладить постоянную гендерную экспертизу правовых норм, регулирующих трудовые отношения и исключающих дискриминацию по полу и возрасту. Разрабатывать меры по реализации принципа равной оплаты за равный труд и работу равной ценности, преодолению разрыва в оплате труда между отраслями с преимущественной занятостью мужчин и женщин.