5.8. В графе 22 указываются коды соответствующих обстоятельств невыполнения заявки и количество непогруженных вагонов, контейнеров по зависящей от грузоотправителя причине, в том числе возникших при обслуживании грузоотправителей локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования:
202 - неиспользование поданных вагонов, контейнеров;
404 - отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;
405 - неподача вагонов из-за задержки грузоотправителем вагонов под выгрузкой, погрузкой и занятости фронта погрузки сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров и технологического времени на погрузку, выгрузку грузов, предусмотренных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо договорами на подачу и уборку вагонов;
406 - отсутствие предусмотренных в заявке собственных или арендованных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор на представление таких вагонов, контейнеров;
407 - неподача вагонов, контейнеров из-за неисправности участка, принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, на котором производятся погрузочно-разгрузочные работы, а также по другим причинам, зависящим от владельцев железнодорожного пути необщего пользования, за исключением случаев, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры и он является перевозчиком;
408 - неподача вагонов, контейнеров из-за невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей.
5.9. В графе 23 указываются коды обстоятельств, освобождающих от ответственности за невыполнение принятой заявки, а также количество непогруженных вагонов, контейнеров:
5.9.1. в отношении грузоотправителя:
301 - обстоятельства непреодолимой силы, военные действия;
302 - прекращение или ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава;
303 - обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
304 - аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности.
5.9.2. в отношении перевозчика:
301 - обстоятельства непреодолимой силы, военные действия;
302 - прекращение или ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава;
307 - неподача вагонов, контейнеров из-за неиспользования ранее поданных вагонов, контейнеров.
Пример. При установленной заявкой погрузке на конкретные сутки 20 вагонов, перевозчиком подано 15 вагонов. Грузоотправителем погружено 10 вагонов. Не подано перевозчиком 5 вагонов из-за занятости фронта погрузки.
В этом случае в графе 22 учетной карточки указывается "202-5, 405-5".
6. Учет выполнения заявки осуществляется в следующем порядке:
Данные, содержащиеся в каждой графе учетной карточки, суммируются и указываются в строке "Итого" этой графы.
Выполнение заявки в отношении грузов, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, определяется путем сопоставления итогов соответственно граф 2 и 5, 3 и 6 учетной карточки, а в контейнерах - граф 2 и 5.
6.1. Количество вагонов, контейнеров непогруженных по зависящим от перевозчика причинам, устанавливается в учетной карточке путем вычитания из итогов графы 2 итогов графы 4 с последующим вычитанием из полученной разности количества неподанных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (графа 22 коды 404, 405, 406, 407, 408) и количества вагонов, контейнеров неподанных, вследствие обстоятельств, освобождающих от ответственности (графа 23 коды 301, 302, 303, 304, 304#, 307).
Полученный результат должен совпадать с итоговой строкой графы 21.
6.2. Количество вагонов, контейнеров непогруженных по зависящим от грузоотправителя причинам определяется путем вычитания из итогов графы 4 итогов графы 5 и увеличения полученной разности на количество вагонов, контейнеров, неподанных по причинам, зависящим от грузоотправителя (графа 22 коды 404, 406, 405, 407, 408).
Полученный результат должен совпадать с итоговой строкой графы 22.
Пример 1. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов, перевозчиком подано 100 вагонов. При этом грузоотправителем погружено 80 вагонов и 20 вагонов непогружено из-за неиспользования поданных вагонов.
В итоге недогруз составил 100 - 80 = 20 вагонов, в том числе по вине грузоотправителя 100 - 80 = 20 вагонов.
Пример 2. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов, перевозчиком подано 65 вагонов. При этом грузоотправителем погружено 60 вагонов. Не подано 20 вагонов из-за отсутствия у перевозчика вагонов; 10 вагонов из-за неисправности у грузоотправителя железнодорожного подъездного пути; 5 вагонов из-за предусмотренного статьей 29 Устава ограничения погрузки грузов.
В итоге недогруз составил 100 - 60 = 40 вагонов, в том числе по вине перевозчика 100 - 65 - 10 - 5 = 20 вагонов, по вине грузоотправителя 65 - 60 + 10 = 15 вагонов.
За недогруз 5 вагонов вследствие ограничения погрузки грузов стороны не несут ответственности.
7. Количество тонн груза, непогруженных по зависящим от грузоотправителя причинам, определяется путем умножения количества непогруженных вагонов, определенного в соответствии с пунктом 6.2 настоящих Правил, на величину статической нагрузки на вагон, указанной в учетной карточке.
Количество тонн груза, непогруженных по зависящим от перевозчика причинам, определяется путем умножения количества вагонов, определенного в соответствии с пунктом 6.1 настоящих Правил, на величину статической нагрузки на вагон, указанной в учетной карточке.
Если полученные результаты больше фактического недогруза, то размер штрафа, предусмотренного статьей 94 Устава, начисляется за фактический недогруз.
Пример 1. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн перевозчиком подано 75 вагонов. Грузоотправителем погружено 65 вагонов 3250 тонн.
Не подано: 5 вагонов - из-за отсутствия у перевозчика вагонов; 10 вагонов - из-за отказа грузоотправителя от погрузки; 10 вагонов - из-за занятости у грузоотправителя фронта погрузки. Кроме того, 10 вагонов 500 тонн грузоотправителем непогружены из-за неиспользования поданных вагонов.
Всего не погружено 100 - 65 = 35 вагонов, в том числе по вине перевозчика 100 - 75 - 10 - 10 = 5 вагонов, по вине грузоотправителя: 75 - 65 + 10 + 10 = 30 вагонов.
Количество непогруженных тонн составило: по вине грузоотправителя 75 х 50 - 3250 + 20 х 50 = 1500 тонн; по вине перевозчика (100 - 75) х 50 - 20 х 50 = 250 тонн.
Пример 2. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн перевозчиком подано 98 вагонов. Грузоотправителем погружено 98 вагонов 4920 тонн. Не подано 2 вагона из-за отказа грузоотправителя от погрузки.
Величина общего недогруза в вагонах составила 100 - 98 = 2 вагона. Грузоотправитель отвечает за недогруз 80 тонн (при статической нагрузке 50 т/ваг) с уменьшением размера штрафа на 1/3 согласно статье 94 Устава.
При выполнении грузоотправителем заявки в вагонах, но невыполнении в тоннах, штраф за невыполнение заявки взыскивается за фактическое количество непогруженных тонн груза.
8. В случае, если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов использует меньшее количество вагонов, чем предусмотрено заявкой, то количество высвобождаемых вагонов определяется путем деления общего количества погруженных тонн груза на величину статической нагрузки на вагон. В этом случае недогруз, отнесенный на причины, зависящие от грузоотправителя, уменьшается на количество высвобождаемых им вагонов вследствие перевыполнения статической нагрузки на вагон.
Пример 1. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 6000 тонн со статической нагрузкой 60,0 тн/ваг погружено 98 вагонов 6000 тонн. За счет уплотненной загрузки вагонов перевозка предусмотренной заявкой массы груза осуществлена меньшим количеством вагонов. Поэтому ответственность за общий недогруз не наступает.
Пример 2. При заявке грузоотправителем на погрузку 100 вагонов 5000 тонн со статической нагрузкой - 50,0 тн/ваг, перевозчиком подано 90 вагонов. Грузоотправителем погружено 90 вагонов 4570 тонн. Не подано: 5 вагонов из-за отказа грузоотправителя от погрузки, 5 вагонов из-за отсутствия вагонов у перевозчика.
Недогружено всего 10 вагонов 430 тонн, в том числе по вине перевозчика 100-90-5=5 вагонов, по вине грузоотправителя 90 - 90 + 5 = 5 вагонов.
Вместе с тем, в результате уплотненной погрузки грузоотправитель высвободил 1 вагон (4570: 50 = 91 - 90 = 1). Поэтому грузоотправитель несет ответственность за недогруз 4 вагонов 200 тонн (4 х 50 = 200). Оставшаяся часть недогруза относится на вину перевозчика (430 - 200 = 230 тонн).
Пример 3. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн со статической нагрузкой 50,0 т/ваг, перевозчиком подано 90 вагонов и грузоотправителем погружено 90 вагонов 4570 тонн. Не подано 10 вагонов из-за занятости фронта погрузки у грузоотправителя
Недогружено всего 10 вагонов 430 тонн. В результате уплотненной загрузки вагонов, грузоотправитель высвободил 1 вагон. Грузоотправитель будет нести ответственность за недогруз 9 вагонов (430 тонн).
9. За непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения (с учетом произведенных в заявке изменений) на грузоотправителя (кроме случаев, когда перевозка грузов осуществлялась в вагонах, контейнерах, не принадлежащих перевозчику), начисляется перевозчиком сбор в размерах, предусмотренных статьей 94 Устава.
9.1. По грузам, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, сбор за непредъявление грузоотправителем груза для перевозки на железнодорожную станцию назначения определяется исходя из результата умножения количества непогруженных вагонов на величину статической нагрузки на вагон, указанной в учетной карточке.