Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июня 1999 г. N 1814, утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Подпунктом "г" пункта 22 указанной Инструкции предусмотрено, что граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного положения Инструкции недействующим в части, касающейся справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
В заявлении указано, что оспариваемое предписание Инструкции противоречит Федеральному закону "Об оружии", согласно которому гражданин для получения лицензии обязан представить в орган внутренних дел только один документ - медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, и нарушает его право на получение лицензии на приобретение оружия, поскольку он вынужден представлять в орган внутренних дел не предусмотренные законом документы, неся при этом дополнительные расходы.
В судебном заседании З. и его представитель С. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении, пояснив, что форма медицинского заключения об отсутствии у граждан противопоказаний к владению оружием утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия". Данный приказ и утвержденная им форма предусматривают участие в освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия специалистов - психиатра и нарколога, которые отражают свое решение в медицинском заключении, утверждаемом клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения.
Заявитель З. представил также письменное ходатайство о взыскании с Министерства внутренних дел Российской Федерации судебных издержек, связанных с рассмотрением дела, в сумме 19949 руб. 38 коп.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Б. и К., представитель Министерства юстиции Российской Федерации О. требование заявителя не признали, пояснив суду, что в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об оружии" органы внутренних дел вправе требовать от юридических лиц и граждан представления документов, необходимых для осуществления контроля за оборотом оружия.
Выслушав объяснения заявителя и представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей требования заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление З. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1-3 статьи 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные данным Федеральным законом документы.
В силу части 12 статьи 13 названного Закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 9 Закона.
Анализ вышеприведенных норм Федерального закона "Об оружии" свидетельствует о том, что законодатель ограничил перечень документов, которые граждане обязаны представить в органы внутренних дел для получения лицензии на приобретение оружия, рамками именно статьями 9 и 13 данного Закона.
К числу таких документов относится "медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией".
Обязанности по представлению каких-либо иных медицинских документов, в том числе "справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства", Федеральный закон "Об оружии" на граждан не возлагает. Соответственно у органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует и право требовать указанные справки у граждан, обращающихся за выдачей лицензии на право приобретения оружия.
Данный вывод суда подтверждается и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", который, как следует из его преамбулы, принят в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Названным приказом установлен порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и утверждена учетная форма N 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия".
Медицинское освидетельствование осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования).
В освидетельствовании принимают участие врач - терапевт участковый с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе.
Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью.
Из Примечания к данному приказу следует, что наличие противопоказаний для получения лицензии на приобретение оружия врачами определяется исходя из перечня заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которое предусматривает, что лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
С доводом отзыва Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, что действующее законодательство не наделяет Министерство здравоохранения Российской Федерации полномочиями по определению объема предоставляемых для получения лицензии медицинских справок, а также утверждению определенной формы медицинского заключения, суд согласиться не может, поскольку в силу пункта 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284, Министерство здравоохранения Российской Федерации разрабатывает и утверждает выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности.
С учетом вышеизложенного требование заявителя на основании части 2 статьи 253 ГПК РФ подлежит удовлетворению.
Принимая такое решение, суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что право органов внутренних дел требовать от граждан соответствующие справки напрямую вытекает из положений статьи 28 Федерального закона "Об оружии".
Согласно части 3 данной статьи должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, действительно, имеют право требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций. Однако, выполняя соответствующие контрольные функции, органы внутренних дел (также как и граждане) обязаны соблюдать требования Федерального закона "Об оружии" и при выдаче лицензии на приобретение оружия не вправе возлагать на граждан обязанность по представлению документов, не предусмотренных статьями 9 и 13 этого Закона.
Кроме того, оспариваемое предписание Инструкции не содержит указания о форме "справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства" и информации, которая должна в них отражаться. Такая неопределенность также может нарушать права граждан, поскольку даже представители заинтересованных лиц давали по этим обстоятельствам в судебном заседании противоречивые объяснения.
На основании статьи 98 ГПК РФ заявителю должны быть возмещены понесенные по делу судебные расходы в виде издержек, связанных с рассмотрением дела, в размере 12994 руб. 60 коп. Указанная сумма состоит из: расходов на проезд заявителя и его представителя - 7014 руб. 60 коп.; расходов на проживание в гостинице заявителя и его представителя (одни сутки) - 980 руб.; расходов на оплату услуг представителя - 5000 руб.
При определении подлежащих возмещению заявителю расходов на оплату услуг представителя суд исходит из положений части 1 статьи 100 ГПК РФ, в силу которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом характера дела, по которому заявителю оказывалась юридическая помощь, объема этой помощи суд полагает, что заявителю подлежат возмещению вышеназванные расходы в размере 5000, а не 10000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Заявление З. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "г" пункта 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, в части слов ", справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства".
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу З. издержки, связанные с рассмотрением дела, в сумме 12994 (двенадцать тысяч девятьсот девяносто четыре) руб. 60 коп.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.