- продолжительность заболевания наркоманией более 3 лет, способ введения наркотика преимущественно внутривенный, в основном отмечается параллельное злоупотребление другими психоактивными веществами (психостимуляторы, галлюциногены, транквилизаторы и пр.);
- конечная (третья) стадия зависимости по МКБ-10;
- вид влечения к наркотикам - постоянный;
- наркотический абстинентный синдром (опиатный, героиновый) протекает тяжело, сопровождается грубыми аффективными расстройствами, психопатоподобным поведением, асоциальными поступками и пр. (продолжительность 9-12 дней). Продолжительность постабстинентных расстройств до 2-3 месяцев;
- передозировки психоактивными веществами (очень часто), суицидальные мысли и действия (более чем у половины больных) в период наркотического абстинентного синдрома или в ремиссии. Спонтанные ремиссии отсутствуют.
- отсутствие собственной супружеской семьи; семейные отношения конфликтные или крайне конфликтные с преобладанием интерперсональной неприязни или агрессивности;
- образование чаще среднее, редко - незаконченное среднетехническое или высшее; как правило, больные не работают и не учатся, отношение к работе или учебе в основном безразлично-пассивное или негативное, у большинства больных профессиональные навыки и умение учиться частично или полностью утрачены;
- круг социальных интересов в основном низкий;
- у половины больных имеется судимость, четко связанная с употреблением наркотиков;
- выраженная# морально-этическое и интеллектуально-мнестическое снижение: ложь, безответственность, антисоциальность, гомосексуальные и садомазохистские тенденции, неумение пользоваться своим опытом, стремление возложить вину за свое заболевание на окружающих; торпидность мышления, ослаблены способности к обобщению, к концентрации внимания, преобладает быстрая умственная утомляемость, бестолковость, снижение всех видов памяти; круг интересов преимущественно сосредоточен на наркотиках;
- грубые эмоциональные нарушения с преобладанием подавленного настроения, ипохондричности, аффективной неустойчивостью и депрессиями, которые нередко сопровождаются суицидальными проявлениями.
У подавляющего большинства больных диагностируют гепатиты, заболевания, передающиеся половым путем, у каждого десятого больного - туберкулез или ВИЧ-инфекции, в половине случаев - злоупотребление психоактивными веществами сочетается с употреблением алкоголя, нередко (в каждом третьем случае) наблюдается болезненная зависимость от алкоголя. Из приобретенных патологических нарушений практически у всех больных определяются эмоциональные расстройства (депрессии, дистимии, тревога и др.), астенический (неврастенический) синдром, поведенческие нарушения (психопатоподобное поведение, психопатия), социофобия. В сексуальной сфере отмечается снижение либидо и потенции, сексуальные связи редкие или отсутствуют. Критика к своему поведению и асоциальным поступкам снижена или отсутствует при условии полного признания своего заболевания. Как правило, эти больные не верят в возможность выздоровления и нормализацию социального положения. Поэтому мотивация на участие в реабилитационном процессе в основном проявляется не добровольным осознанным согласием, а основана на прагматических мотивах: избежать преследования, наказания, получить "поддержку", выгоду и прочее.
Режим реабилитации
I этап - адаптационный - включает:
- консультирование и обследование больных врачом психиатром-наркологом, психологом, (психотерапевтом), социальным работником.
- психокоррекционные и мотивационные мероприятия на участие в программе;
- противорецидивные мероприятия;
- психотерапевтическую работу с родственниками.
Координатор этапа - врач психиатр-нарколог.
II этап - интеграционный - включает:
- формирование устойчивых групп больных, объединенных общим кругом интересов, способных оказывать положительное влияние друг на друга, увлеченных учебой, стремящихся приобрести профессию, любящих спорт, искусство, животных и прочее;
- психотерапевтическую работу с родственниками.
Координаторы этапа - врач психиатр-нарколог и/или психолог.
III этап - стабилизационный - включает:
- реализацию возможностей реабилитационной среды, а также медицинских, психологических и социальных технологий;
- стимулирование профессиональной ориентации, увеличение объема физического и интеллектуального труда, вовлечение больных в работу групп само- и взаимопомощи;
- подготовку к выписке из реабилитационного учреждения и функционированию в открытой социальной среде;
- психотерапевтическую работу с родственниками.
Координаторы этапа - психолог и/или специалист по социальной работе. После завершения программы интенсивной реабилитации больной включается в программы поддерживающей реабилитации - профилактические (постреабилитационные), направленные на усиление мотивов личностного и социального роста, на профилактику срывов и рецидивов заболевания (амбулаторно).
С первых дней реабилитации больного убеждают в том, что он обязан подтвердить (своим поведением, соблюдением распорядка дня, выполнением рекомендаций сотрудников реабилитационного центра, активным участием в программе и т.д.) готовность быть переведенным на следующий этап реабилитации.
После завершения каждого этапа члены наркологической бригады (врач психиатр-нарколог, психолог, социальный работник и др.) оценивают состояние больного и коллегиально выносят решение о переводе больного на последующий этап реабилитации или оставляют его на прежнем этапе.
Начиная со второго этапа, проводится аттестация (оценка) достижений больного по следующим направлениям: этика поведения в реабилитационном центре (стационар, амбулатория, семья); самообслуживание; отношение к труду; приобретение и совершенствование профессиональных навыков; отношение к учебе (уровень успеваемости); участие в работе секций, кружков и т.д.; качество индивидуальной работы по заданиям специалистов и ответственность за взятые на себя обязательства, отношения с родителями; коммуникативные навыки; уровень межличностных отношений; критика к своему заболеванию; восприятие своего будущего и реальность планов на ресоциализацию и т.д.
В конце третьего (стабилизационного) этапа перед выпиской из реабилитационного учреждения проводится обследование и итоговая аттестация, которая включает анализ данных соматического и психического состояния больного, письменное тестирование (экзамен) и собеседование.
Аттестация проводится: а) членами реабилитационной бригады; б) членами психотерапевтических групп, учебного класса, производственного коллектива в которых находился больной.
Аттестационный экзамен включает письменные ответы на вопросы и компьютерное тестирование, к основным темам этого "испытания" относятся: понимание наркомании как болезни (медицинские, психологические, социальные признаки); последствия наркомании; признаки обострения заболевания; навыки профилактики срывов и кризисных ситуаций; роль труда и учебы в выздоровлении; самооценка; критика к своему заболеванию; определение таких понятий как эмоции, воля, дружба, ответственность, совесть, долг, правдивость, трудолюбие, цель, карьера, семья, духовность и др.
Устное собеседование носит дружеский характер. Подготовленный к выписке пациент отвечает на вопросы своих товарищей и членов реабилитационной бригады. Обязательным является рассказ о себе, о своем заболевании, динамике выздоровления, позитивных достижениях, о взаимоотношениях с семьей, о конкретных планах после выписки из реабилитационного учреждения. Итоговая аттестация завершается (желательно в присутствии родственников) добрыми напутствиями и вручением пациенту памятного подарка в виде своеобразного "свидетельства" о завершении реабилитационной программы.
Организация медицинской помощи при реабилитации больных наркоманией
Оказание медицинской помощи больным наркоманией проводится врачами психиатрами-наркологами, в компетенцию которых входит установление диагноза основного и сопутствующих заболеваний, наблюдение за больным, оценка динамики клинической симптоматики, проведение диагностических, лечебных, восстановительно-ребилитационных мероприятий. Кроме того, в реабилитации больных могут принимать участие психолог, психотерапевт, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор по труду, педагог, инструктор по спорту и др., а также медицинские сестры, имеющие специальную подготовку. В случае возникновения инфекционных и соматических заболеваний (например, заболеваний, передающиеся# половым путем, пиелонефрита, язвенной болезни и т.п.), лечение которых осуществляется в период реабилитации, к ведению больных привлекаются врачи соответствующих специальностей (инфекционисты, терапевты, гастроэнтерологи и т.д.).
Весь комплекс реабилитационных мероприятий реализуется членами наркологической бригады, представляющей собой группу специалистов в области реабилитации, в которую входят: врач психиатр-нарколог, психолог, специалист по социальной работе, инструктор по труду и др. В результате их взаимодействия обеспечивается поэтапное решение задач реабилитационного процесса. Члены наркологической бригады составляют индивидуальную программу реабилитации для каждого больного, которая описывает все мероприятия независимо от условий их осуществления - амбулаторно-поликлинических или стационарных Программа реабилитации согласовывается с больным, что позволяет усилить ее психотерапевтическое значение и повысить ответственность самого больного за ее реализацию.
Программа включает несколько основных блоков: медицинский, психологический (психокоррекционный), социальный. Реализацию медицинского блока программы контролирует врач психиатр-нарколог, психологического - психолог, социального - специалист по социальной работе (социальный работник).
Следует иметь в виду, что реабилитация больных наркоманией осуществляется не в естественных условиях их проживания, а в искусственно созданной для личностного и социального восстановления (функционирования) больных реабилитационной среде, в которой реализуется программа реабилитации и идеология реабилитационного учреждения, включая систему контроля, поощрения или порицания, ответственности и психологической поддержки, что в значительной степени гарантирует предотвращение срывов или рецидивов заболевания. Реабилитационная среда не только является терапевтическим инструментом ресоциализации, но и защищает больных от пагубного воздействия наркоманической субкультуры и, прежде всего, от потребления наркотиков, а также в значительной степени моделирует их функционирование в открытом обществе.
Условно, в зависимости от защищенности больных от проникновения и употребления наркотического средства или психотропного вещества, выделяют три вида реабилитационных сред для наркологических больных:
1) открытые - специализированная поликлиника (амбулатория), сообщества анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, семейные клубы трезвости и др., а также позитивно скоррегированная семья больного, место учебы, досуга, но только в том случае, если они свободны от психоактивных веществ и если в них создан высокий уровень защищенности больных от влияния наркоманической субкультуры и употребления наркотиков;
2) полузакрытые - дневной стационар, община, реабилитационное общежитие, "дом на полпути" и др.;
3) закрытые - наркологический реабилитационный центр или больница, монастырь/храм, а также пенитенциарные учреждения, как особая система реализации реабилитационных программ.
Реабилитационный процесс в любой реабилитационной среде осуществляется при обязательном участии врача психиатра-нарколога, который выступает как член наркологической бригады или как консультант (например, в общинах, группах взаимопомощи, конфессиональных учреждениях и т.п.).
Степень защищенности от срывов и рецидивов заболевания выше и надежнее в закрытых реабилитационных средах, в которые преимущественно направляются больные со средним или низким уровнями реабилитационного потенциала и выраженным девиантным поведением. В полузакрытых или открытых реабилитационных средах защищенность реабилитируемых больных от проникновения психоактивных веществ и влияния наркологических больных, не мотивированных на лечение и ресоциализацию, склонных к агрессии и антисоциальным поступкам, значительно ниже. Вместе с тем, в полузакрытые и открытые реабилитационные среды направляются больные преимущественно с высоким или средним уровнями реабилитационного потенциала, с повышенной ответственностью, желанием и умением противостоять "соблазну" повторной наркотизации, прошедшие определенный курс реабилитации в закрытых реабилитационных средах, т.е. больные, подготовленные к функционированию в рецидивно опасных ситуациях. Поэтому очень важно своевременно, основываясь на положительной динамике восстановления функциональных проявлений заболевания, обеспечить реализацию принципа "этапности" при осуществлении лечебно-реабилитационного процесса, т.е. своевременно перевести больных из закрытых в полузакрытые и открытые реабилитационные среды. В необходимых случаях, если больному трудно удерживаться в открытой реабилитационной среде, то, при его согласии, он может быть переведен в полузакрытую или закрытую среду.
Психотерапия проводится на всех этапах реабилитации и направлена на устранение личностных и поведенческих расстройств, формирование целенаправленной нормативной личности, внутренней мотивации на участие в реабилитационных программах и отказ от употребления ПАВ, повышение нормативных уровней притязаний, восстановление эмоциональной адекватности, умение дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач.
Выбор и продолжительность психотерапевтических методик с индивидуальными, групповыми и семейными занятиями определяется уровнем реабилитационного потенциала, особенностями клиники основного заболевания, личностного и социального статуса больного. Обязательным является осуществление хотя бы одного из перечисленных методов психотерапии: когнитивная, бихевиоральная (поведенческая), психодинамическая, гуманистическая, системная, а также - семейная психотерапия. Решение задач реабилитации в наркологии предполагает обязательное использование семейной психотерапии как для диагностики и коррекции семейных проблем, так и для создания внутрисемейной реабилитационной среды. В качестве пациента выступает вся семья, члены которой, благодаря психотерапевтическому воздействию, обучаются дифференцироваться во внутрисемейном общении, родители дополнительно приобретают навыки взаимодействия со своими больными детьми, умению предотвращать и определять "срывы" и рецидивы заболевания.