Ускорение экономического роста потребует максимально быстрого развития эффективной финансовой инфраструктуры, основными элементами которой являются банковский сектор, фондовый рынок, инвестиционные институты и рынок страховых услуг.
Основными задачами модернизации банковской системы на 2000 - 2001 годы являются:
формирование условий для повышения устойчивости банков и развития конкуренции в банковской системе;
создание необходимых правовых механизмов для проведения эффективных процедур ликвидации нежизнеспособных банков;
совершенствование системы налогообложения кредитных организаций;
создание условий для полноценной реализации международных принципов эффективного банковского надзора, включая вопросы надзора на консолидированной основе и большей открытости банковского бизнеса;
формирование основ системы гарантирования вкладов;
принятие мер по переводу кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, включая публикуемую отчетность;
привлечение в банковскую систему дополнительных источников капитала, в том числе иностранного.
В этих целях Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации активизирует работу по принятию законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательство о банках и банковской деятельности, реструктуризации и несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а также в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающие:
предоставление Центральному банку Российской Федерации права по итогам проверки финансового состояния банка уменьшать его активы и собственные средства (капитал), используемые для расчета нормативов банковской деятельности, до реальных значений, а также уменьшать уставный капитал банка в случае если он превышает размер его собственных средств;
введение в качестве критерия несостоятельности кредитных организаций уровня достаточности капитала менее 2 процентов;
расширение в соответствии с международными принципами условий для осуществления надзора за деятельностью банковских групп и холдингов, имеющих в своем составе кредитные организации, на консолидированной основе;
введение требований по ежеквартальному публичному раскрытию банками информации о своей деятельности и предоставление Центральному банку Российской Федерации права расширять обязательный перечень публикуемой банками отчетности;
повышение требований к профессиональному соответствию руководителей банков, повышение ответственности учредителей (участников) за действия, приведшие к банкротству банков;
возможность проведения ликвидационных процедур банков юридическими лицами;
упрощение порядка обращения взыскания на заложенное имущество, в том числе на недвижимость;
формирование благоприятных условий для предоставления банками синдицированных кредитов;
предоставление банкам возможности отсрочить изъятие вклада до истечения срока, предусмотренного в договоре банковского вклада, при наличии прямого указания на эту возможность в договоре;
устранение жесткой привязки объема выпускаемых банками облигаций к капиталу;
введение процедуры регулирования "подозрительных" валютных операций и принятие мер по предотвращению легализации средств, полученных незаконным путем.
Основными задачами в области развития фондового рынка на 2000 - 2001 годы являются:
создание условий для развития инвестиционных институтов;
увеличение числа финансовых инструментов в целях расширения объектов инвестирования и привлечения новых долгосрочных инвесторов;
устранение административных и налоговых барьеров для стимулирования предложения корпоративных ценных бумаг;
совершенствование механизмов регулирования фондового рынка.
Для решения данных задач Правительство Российской Федерации разработает и реализует меры, направленные на укрепление роли негосударственных пенсионных фондов (в частности, создание налогового режима, поощряющего инвестирование средств организаций и населения), выработку единых требований к управлению активами инвестиционных фондов, совершенствование правовой основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Созданию благоприятного делового климата будет способствовать реализация мер по активизации защиты прав собственности. Правительство Российской Федерации создаст систему мониторинга, надзора и предупреждения нарушений на фондовом рынке, усилит ответственность участников фондового рынка за нарушения законодательства Российской Федерации, а также разработает законопроекты по внесению изменений и дополнений в законы об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о защите прав и интересов инвесторов. В целях привлечения на рынок ценных бумаг средств населения предполагается создать благоприятный налоговый режим в отношении инвестиционных счетов, средства с которых будут направляться на приобретение российских ценных бумаг.
Главной задачей на 2000 - 2001 годы в области страхования является развитие российских страховых компаний, создание соответствующих стимулов, разработка инвестиционных инструментов, формирование сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.
В этих целях Правительство Российской Федерации намерено совершенствовать систему надзорных требований и активизировать работу по отзыву лицензий у страховых компаний, не соответствующих надзорным требованиям, ввести международные стандарты финансовой отчетности, закрепить инвестиционный принцип затрат по долгосрочному страхованию жизни и соответствующий режим налогообложения. Будут разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты о порядке осуществления обязательного страхования, о страховом надзоре и об организации страхового дела.
Макроэкономическая политика
Реформы налоговой и таможенной систем
Основными задачами налоговой реформы в 2000 - 2001 годах являются:
улучшение инвестиционного климата и создание условий для достижения сбалансированности государственного бюджета;
существенное снижение и выравнивание налогового бремени;
упрощение налоговой системы;
совершенствование налогового администрирования.
Снижение налогового бремени будет достигнуто прежде всего за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и внесения значительных изменений в правила расчета базы налогообложения прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность.
Основными факторами выравнивания налогового бремени будут сближение налоговой нагрузки на прибыль и фонд оплаты труда и ликвидация значительной части налоговых льгот. Упрощению налоговой системы будут способствовать установление предельного перечня налогов и сборов и единой ставки подоходного налога, введение единого социального налога и отмена значительного числа налогов.
Совершенствование налогового администрирования будет основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов с одновременным установлением гарантий соблюдения интересов бюджета при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате обязательных платежей. При этом предусматривается: создание межтерриториальных налоговых органов (межрайонных инспекций); создание и развитие единой системы налогоплательщиков; развитие информационных технологий в налоговом администрировании. Правительство Российской Федерации сосредоточит свои действия на принятии и введении в действие Налогового кодекса Российской Федерации.
Таможенная политика будет осуществляться в соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В этой связи основной задачей реформирования таможенной системы на 2000 - 2001 годы является стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и содействие ее структурной перестройке, а также обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин.
В этих целях Правительство Российской Федерации намерено поэтапно снизить и унифицировать таможенные тарифы и штрафы, ликвидировать таможенные льготы, совершенствовать практику таможенного администрирования.
Бюджетная политика
Основными задачами бюджетной политики на 2000 - 2001 годы являются обеспечение выполнения государством своих функций и достижение финансовой стабильности.
В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности функционирования бюджетной системы, включающие:
приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
оценку эффективности бюджетных расходов, концентрацию ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;
внесение изменений в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость регистрации операций в процессе исполнения бюджета в главной книге казначейства;
обеспечение бездефицитности федерального бюджета;
урегулирование кредиторской задолженности государства;