з) не допускает выход судов из камеры шлюза при нахождении у причальной стенки неошвартованных ожидающих встречного судопропуска судов;
и) информирует вахтенных начальников шлюзуемых судов об идущих и отстаивающихся в межшлюзовых бьефах и подходных каналах судах, а также о неисправностях и изменениях в обстановке пути, о временно выставленных знаках и т.п. в подходных каналах и межшлюзовых бьефах.
28. Вахтенные начальники судов выполняют указания диспетчера (начальника вахты) шлюза по расстановке судов (составов) у причальных стенок шлюзов, порядку судопропуска и расстановки в камере шлюза. Полученные указания подтверждаются по УКВ радиосвязи, а при ее отсутствии или неисправности - подачей звукового сигнала "Я вас понял".
Если судно по каким-либо причинам из-за маневренных возможностей судна или состава, метеоусловий и пр. не может следовать полученным указаниям, то это обстоятельство сообщается диспетчеру (начальнику вахты) шлюза и вахтенный начальник судна не должен предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения.
29. При нарушении настоящих Правил диспетчер (начальник вахты шлюза) имеет право запретить шлюзование и дальнейшее движение судна.
В этом случае диспетчер (начальник вахты шлюза) обязан доложить о данном факте диспетчеру РГСиС и ГРСИ бассейна.
В случае повреждения судном гидротехнических сооружений судно должно прекратить движение, остановившись в месте, указанном диспетчером РГСиС или диспетчером (начальником вахты) шлюза, который обязан немедленно доложить о случившемся руководству БОГУ и ГРСИ бассейна для расследования в соответствии с Положением о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации*.
30. Судам со взрывчатыми и отравляющими веществами должен быть обеспечен заход в шлюзы без остановки у причальных стенок.
31. Начало движения судов в камеру шлюза при двустороннем судопропуске разрешается при зеленом сигнале промежуточного и входного светофоров.
При одностороннем судопропуске начало движения судов в камеру шлюза разрешается при зеленом сигнале входного светофора.
Переход из одной камеры в другую в многоступенчатых шлюзах разрешается при зеленом сигнале входного светофора.
Выход из камеры шлюза при двустороннем и одностороннем судопропуске разрешается при зеленом сигнале выходного светофора.
32. Маломерные суда входят в шлюз после всех совместно с ними шлюзующихся судов и только с разрешения диспетчера (начальника вахты) шлюза.
33. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещающим сигналом (соответствующим красному свету). В этом случае судно может продолжить движение только с разрешения диспетчера (начальника вахты) шлюза, оформленного записью в вахтенном журнале шлюза и судовом журнале судна.
34. После расстановки и швартовки в камере шлюза суда должны находиться в пределах стоповых знаков, ограничивающих полезную длину камеры.
35. При судопропуске вахтенный начальник судна:
а) достоверно информирует диспетчера (начальника вахты) шлюза о техническом состоянии судна, выполнении требуемых мер безопасности и о готовности к судопропуску;
б) сообщает диспетчеру (начальнику вахты) шлюза по УКВ радиосвязи перед заходом в шлюз о выполнении требований пункта 9 настоящих Правил;
в) проводит проверку безопасной концентрации паров нефтепродуктов с записью результатов в судовом журнале и докладом диспетчеру шлюза перед шлюзованием нефтеналивного судна;
г) держит постоянную связь по УКВ радиосвязи с диспетчером (начальником вахты) шлюза;
д) заходит в шлюз с безопасной скоростью, обеспечивающей достаточную управляемость и остановку судна в месте, указанном для его швартовки; при этом на водоизмещающих судах, имеющих два главных двигателя и более, один из них должен быть запущен на режим заднего хода не позднее прохода носовой частью судна створа ворот шлюза;
е) сообщает диспетчеру (начальнику вахты) шлюза по УКВ радиосвязи или одним коротким звуковым сигналом об окончании швартовки судна у причальной стенки и в камере шлюза;
ж) проходит шлюз с уложенными мачтами (в тех шлюзах, где это диктуется высотными габаритными размерами);
з) проводит плавучие краны только с уложенными стрелами.
36. В многоступенчатых шлюзах разрешается встречное шлюзование судов. К встречному шлюзованию допускаются одиночные суда и составы всех типов, проходящие по габаритным размерам с установленными согласно пункту 5 настоящих Правил запасами, кроме нефтеналивных судов и судов с взрывчатыми и отравляющими веществами. Решение о проведении встречного шлюзования и очередности перехода судов из одной камеры в другую принимает диспетчер (начальник вахты) шлюза.
37. Суда длиной более 30 м должны быть ошвартованы не менее чем двумя швартовыми (с носа и кормы), расположенными по одному борту.
При швартовке за причальные тумбы камер шлюзов вахтенный персонал шлюза принимает швартовы с судов, надежно закрепляя их на тумбах, а в случае необходимости переносит их с тумбы на тумбу. Швартовка за плавучие рымы осуществляется вахтенным персоналом судов.
38. О всех случаях утери якорей, рулей, насадок, гребных винтов, падения в канал или камеру сорванных кнехтов и других крупногабаритных деталей в границах канала или шлюза вахтенные начальники судов должны немедленно сообщать диспетчеру РГСиС или диспетчеру (начальнику вахты) шлюза.
39. Для обеспечения безопасности судопропуска при неблагоприятных метеорологических условиях или других причинах неудовлетворительной управляемости судов последние по заявке капитана, подаваемой диспетчеру РГСиС, заводятся в камеру шлюза с помощью вспомогательных судов (буксиров), выделяемых РГСиС или БОГУ (ФГУП "КиМ").
40. При наличии льда в камере шлюза к судопропуску допускаются только одиночные самоходные суда, однониточные толкаемые составы и составы с одной буксируемой баржей (объектом).
41. В границах гидроузла не допускается:
а) швартовка судов за конструкции и другие предметы, не предназначенные для этой цели;
б) использование плавучих рымов для гашения инерции движущихся судов;
в) заход в подходные каналы за створы дальних светофоров и стоянка у причальных стенок шлюза судам, которым не требуется судопропуск, без согласования с диспетчером (начальником вахты) шлюза;
г) остановка судов у причальной стенки в ожидании встречного судопропуска ближе промежуточного светофора, а при одностороннем судопропуске - ближе стопового знака;
д) заход в запретные зоны и швартовка судов у напорных дамб;
е) ведение перегрузочных работ в пределах подходных каналов и у причальных стенок без согласования с руководством РГСиС или диспетчером (начальником вахты) шлюза;
ж) стоянка судов на якорях в границах причальных стенок шлюзов и вблизи бетонных креплений берегов (отдача якорей в указанных местах допускается только в исключительных случаях, когда остановка судна другим способом невозможна, а дальнейшее движение угрожает аварией);
з) проведение швартовных испытаний судов у береговых откосов и берегов в границах гидроузлов, за исключением испытаний в специально отведенных и соответствующе оборудованных мест;
и) работа винтами судов, находящихся в камере шлюза, при закрытии и открытии рабочих ворот;
к) выход на территорию шлюза, и посадка с территории шлюза пассажиров и членов команд судов без разрешения диспетчера РГСиС или диспетчера (начальника вахты) шлюза (за исключением аварийных ситуаций);
л) разведение открытого огня и проведение каких-либо огневых работ (электросварка, автогенная сварка и др.) на берегу в непосредственной близости от камеры шлюза при судопропуске нефтеналивных судов;
м) включение и работа на судах радиовещательных громкоговорящих установок при нахождении в пределах шлюзов и подходных каналов к ним;
н) освещение рубок судов и помещений пульта управления шлюза прожекторами на подходах и в камере шлюза;
о) нанесение надписей и прочих меток на поверхности стен и голов, пал, причальных стенок и других конструкций шлюза.
III. Условия пропуска негабаритных и аварийных судов и составов. Временный вывод шлюзов из эксплуатации
42. Разовые пропуски через шлюзы судов с меньшими габаритными запасами, чем указано в пункте 5 настоящих Правил, или со сверхгабаритными грузами осуществляются по согласованию с БОГУ (ФГУП "КиМ") и ГРСИ бассейна, о чем делаются записи в вахтенном журнале шлюза и судовом журнале судна.
43. Разовые пропуски через шлюзы технически неисправных судов осуществляются при условии:
а) отсутствия иной возможности для безопасного пропуска флота в пункт назначения;
б) необходимости проводки судна к месту ремонта;