Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008 "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации" стр. 5

осуществит на основе новейших компьютерных технологий создание государственной долговой книги и обеспечит возможность прямого владения ценными бумагами любым группам инвесторов;
не будет принуждать инвесторов принимать на себя риски третьих лиц в связи с хранением и обслуживанием государственных ценных бумаг;
будет стимулировать развитие механизмов, обеспечивающих доступ максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных ценных бумаг, и прежде всего всех форм коллективных инвестиций.
Государство также будет активно способствовать развитию и использованию расчетных, депозитарных и клиринговых систем (включая использование платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации).

3. Кредитно-денежная политика государства и рынок ценных бумаг

Федеральные органы исполнительной власти будут расширять взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации в сфере использования государственных ценных бумаг для реализации кредитно-денежной политики государства на основе следующих принципов:
участие Центрального банка Российской Федерации в операциях с краткосрочными государственными ценными бумагами на открытом рынке ограничивается выполнением задач денежного регулирования через управление ликвидностью коммерческих банков, поддержание ликвидности на рынке и сглаживание резких колебаний на рынке государственных ценных бумаг;
Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности;
абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно-денежной политики;
постепенный переход к системе ежедневного первичного размещения краткосрочных и сверхкраткосрочных ценных бумаг для оперативного регулирования ликвидности на основе прямых двусторонних операций Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками.
Ломбардные операции и установление ломбардных ставок будут использоваться в качестве дополнительного финансового инструмента кредитной политики государства и основного механизма рефинансирования коммерческих банков, их поддержки при краткосрочных затруднениях с ликвидностью, а также в качестве механизма обеспечения бесперебойной работы платежной системы. При этом в случае недостаточности остатков средств на корреспондентских счетах банков в расчетных подразделениях Центрального банка Российской Федерации для производства платежей текущего операционного дня и при наличии необходимого обеспечения ломбардные кредиты для завершения расчетов будут предоставляться без дополнительного согласования в тот же день. Ломбардные кредиты будут предоставляться под залог ГКО и ОФЗ. В дальнейшем список государственных ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам будет расширяться.

4. Раскрытие информации и информационное обеспечение рынка ценных бумаг

Повышение уровня информационной прозрачности рынка ценных бумаг

Одной из ключевых задач государства в сфере развития рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка. Реализация принципа информационной прозрачности может быть достигнута за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее результатах.
Этому должны способствовать:
создание общепринятой системы показателей для анализа положения на рынке ценных бумаг;
четкое разграничение информации на информацию, являющуюся коммерческой тайной и не являющуюся таковой или обязательную к предоставлению по любому требованию как отдельных граждан, так и органов государственной власти;
обязательное опубликование любых фактов деятельности эмитентов, могущих существенно повлиять на курс их ценных бумаг;
поддержка независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг;
поддержка специализированных изданий, характеризующих отдельные отрасли экономики как объекты инвестиций;
формирование центров раскрытия информации;
ужесточение ответственности за предоставление недостоверной информации;
раскрытие информации о ценах и объемах операций с ценными бумагами в торговых системах.

Информационное обеспечение деятельности ФКЦБ России

ФКЦБ России при поддержке других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти:
осуществит формирование системы информационного и телекоммуникационного обеспечения своей деятельности. Эта система будет обеспечивать оперативный обмен базами данных по лицензированию и надзору за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг между подразделениями ФКЦБ России, других федеральных органов исполнительной власти и саморегулируемыми организациями и включать в себя как закрытую часть (служебную информацию, связанную с вопросами лицензирования и надзора), так и открытую, доступную всем заинтересованным сторонам;
окажет содействие Общественно-государственному фонду защиты вкладчиков и акционеров в создании системы информационного и телекоммуникационного обеспечения его деятельности.

Раскрытие информации и разработка Государственной информационной инициативы

С учетом важности и комплексности проблемы раскрытия информации и обеспечения информационной прозрачности рынка ценных бумаг ФКЦБ России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, эмитентами ценных бумаг и профессиональными участниками рынка подготовит и реализует программу мер, направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, - Государственную информационную инициативу, включающую в себя:
совершенствование нормативной правовой базы по вопросам раскрытия информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
создание эффективной системы сбора и распространения информации, подлежащей раскрытию;
взаимодействие информационных агентств, средств массовой информации, консультационных фирм и профессиональных участников рынка ценных бумаг по вопросам продвижения подлежащей раскрытию информации на информационный рынок в целом и обеспечения ею конкретных групп инвесторов, в частности;
ужесточение санкций в отношении организаций и лиц, нарушающих требования по раскрытию информации.

5. Налогообложение операций на рынке ценных бумаг

Государство будет максимально широко использовать налоговые методы стимулирования развития российского рынка ценных бумаг. Налоговая политика государства в этой области будет строиться на основе следующих основных принципов:
унификация ставок налогов и принципов налогообложения в отношении инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка;
включение в состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги;
отказ от установления налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг;
освобождение от двойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций;
отказ от двойного налогообложения нерезидентов, инвесторов и финансовых институтов, действующих в качестве посредников на российском рынке ценных бумаг, в том случае, если имеются соглашения о предотвращении двойного налогообложения с соответствующими иностранными государствами;
создание льготного налогового режима для некоммерческих организаций, выполняющих функции части инфраструктуры российского рынка ценных бумаг;
отказ от введения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг.

6. Модель и структура рынка ценных бумаг

Предпосылки выбора модели рынка ценных бумаг

Выбор модели рынка ценных бумаг для России должен производиться исходя из следующих предпосылок:
Россия, являясь во многом самодостаточной экономической системой, явно не тяготеет ни к одному из основных финансовых центров мира и будет взаимодействовать и использовать возможности взаимодействия со всеми финансовыми центрами одновременно;
Россия стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр и будет использовать только те элементы зарубежных финансовых рынков, которые обеспечат ей максимальную конкурентоспособность как нарождающегося финансового центра самостоятельного значения.
Таким образом, Россия будет формировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе национальных интересов и традиций. Эта модель может включать в себя любые системы торговли, применяющиеся на различных биржах и в различных сегментах рынка, однако должна строиться на основе единого информационного пространства и информационной прозрачности рынка.
При этом не исключается применение различных моделей для государственных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг.
Выработанная в ходе развития рынка ценных бумаг модель должна обеспечивать: