МДС 13-9.2000 Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства стр. 7

горячей воды.
Удельный расход электроэнергии принимается либо по действующим нормативам, либо на основе использования расчетных данных о суммарной установленной мощности электромоторов, числе часов их работы в планируемом периоде, коэффициенте полезного действия, либо на основе фактических показателей после их анализа, сопоставления с организациями-аналогами и необходимой корректировки.
При планировании затрат по статье "электроэнергия" необходимо предусматривать сокращение потерь материального носителя услуги на каждом этапе его производства и доведения до потребителя, особенно сокращение потерь воды (холодной и горячей) и тепловой энергии в сетях, а также сокращение объема потребления услуг в результате реализации мер по внедрению учета потребления ресурсов и т.п.
4.4.4. Исходными данными для расчета затрат на оплату труда являются нормативы численности после их анализа и корректировки. Обоснование затрат на оплату труда должно включать в себя анализ доли фонда оплаты труда в тарифе, численности персонала предприятия, сопоставление ее с численностью работающих в организациях-аналогах, например, в расчете на 1000 обслуживаемых жителей.
Кроме того, необходимо проанализировать среднюю заработную плату в организации. Расчет затрат на оплату труда должен базироваться на установлении уровня оплаты труда рабочего 1 разряда основной специальности в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением и формировании штатного расписания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 210 от 21.03.1994 г. "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)". Кроме того, могут использоваться соотношения размеров заработной платы различных категорий работников, предусмотренные действующими нормативными материалами.
Для каждой из организаций - монополистов на рынке коммунальных услуг орган местного самоуправления согласовывает общий размер фонда оплаты труда, включаемого в себестоимость услуг (по представленным каждой из организаций обоснованиям).
В рамках общих ограничений фонда оплаты труда по организации в целом, а также контролируемого диапазона должностных окладов от рабочего I разряда до директора (в муниципальных и государственных предприятиях ЖКХ), размер заработной платы каждой категории работников: административно-управленческого персонала, работников основного и вспомогательного производства и др. устанавливается руководством организации ЖКХ.
4.4.5. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств определяются на основании действующих норм амортизационных отчислений и балансовой стоимости основных средств.
При планировании затрат на амортизацию основных средств особое внимание должно быть уделено их переоценке в соответствии с реальной рыночной стоимостью.
4.4.6. Ремонтный фонд создается в организациях ЖКХ для проведения ремонта основных средств, имеющих длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки, а также высокую стоимость ремонтов.
Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений, которые разрабатываются и утверждаются организациями ЖКХ по согласованию с собственником объектов жилищно-коммунального хозяйства (органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией, выполняющей функции заказчика).
На величину ремонтного фонда, так же как и амортизации, влияют результаты переоценки основных средств.
Исходной базой для определения нормативов отчислений в ремонтный фонд являются следующие данные:
- срок службы основных средств;
- продолжительность межремонтных сроков;
- регламент проведения ремонтных работ по каждому виду основных средств, а также их элементов и конструкций;
- сметы затрат на проведение ремонтных работ (анализ фактических смет и их корректировка в соответствии с имеющимися нормативами затрат) и др.
В тех случаях, когда в организациях ЖКХ не создается ремонтный фонд, либо создается только по основным средствам объектов инженерной инфраструктуры, затраты на проведение ремонтных работ (текущего, капитального), как уже указывалось, планируются по статье "Ремонт и техническое обслуживание".
В основе расчета указанных затрат должен лежать перечень ремонтных работ, предусмотренный договором на обслуживание, и ресурсные нормативы на их проведение, которые (при отсутствии утвержденных на федеральном или региональном уровнях) могут быть разработаны в рамках муниципального образования и утверждены органом местного самоуправления.
При планировании затрат на проведение ремонтных работ (и, в первую очередь, капитального ремонта) необходимо отдельно выделить работы, выполняемые подрядным способом, по договорам с организациями-подрядчиками.
4.4.7. Затраты на проведение аварийно-восстановительных работ планируются в организациях водопроводно-канализационного, тепло-, электроэнергетического и жилищного (в случаях необходимости) хозяйств. Эта статья является комплексной, включающей в свой состав следующие элементы:
- затраты на оплату труда работников, закрепленных непосредственно за этой службой, в том числе заработную плату шоферов аварийных машин, с отчислениями на социальные нужды;
- затраты на материалы и запасные части, используемые для ликвидации аварий;
- амортизацию оборудования, закрепленного за аварийно-диспетчерской службой;
- затраты на горючее и смазочные материалы, используемые аварийными машинами в процессе ликвидации аварий;
- оплату единой диспетчерской службы, услуг своих подразделений и сторонних организаций, связанных с ликвидацией аварий.
Планирование затрат на аварийно-восстановительные работы осуществляются исходя из анализа фактической надежности работы объектов ЖКХ - интенсивности отказов в год в расчете, например, на 1 млн. руб. балансовой стоимости основных средств, и устойчивости их работы - среднего времени ликвидации одной аварии (час), а также возможного повышения надежности и устойчивости работы объектов в результате замены изношенных фондов и проведения других мероприятий.
4.4.8. Затраты на покупную продукцию (воду, тепло, электроэнергию) включаются в себестоимость услуг в тех случаях, когда предприятие не имеет или имеет недостаточные мощности для производства материального носителя услуги.
Затраты на оплату продукции, приобретаемой со стороны, планируются в организациях водопроводно-канализационного, тепло-, электроэнергетического и газового хозяйств исходя из планируемого объема реализации услуг, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, процента потерь и неучтенных расходов при передаче продукции организациям коммунального хозяйства, а также тарифов на указанную продукцию. При этом расчет затрат должен осуществляться отдельно по каждому поставщику с учетом объема закупаемой продукции и тарифа.
4.4.9. Цеховые и общеэксплуатационные расходы включают затраты, связанные с управлением и содержанием отдельных служб и подразделений организации в целом. Это оплата труда цехового и административно-управленческого персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на оплату консультационных услуг, командировок и представительских расходов, амортизация основных средств общецехового и общеэксплуатационного назначения, их ремонт и техническое обслуживание и др.
Эти затраты являются условно постоянными и в случае сокращения объема реализации услуг их величина в расчете на себестоимость единицы услуги, как указывалось выше, увеличивается.
Планирование цеховых и общеэксплуатационных расходов осуществляется на основе анализа фактических данных, их динамики за ряд лет и намечаемых в планируемом периоде изменений.
4.4.10. Помимо перечисленных выше затрат в себестоимость услуг включаются затраты на выполнение функций заказчика организацией (юридическим лицом), наделенной полномочиями для заключения договоров и контроля их выполнения, установления нормативов потребления услуг и тарифов, сбора платежей за услуги и др.
Затраты на оплату работ службы заказчика включаются в себестоимость услуг либо по нормативу, рассчитанному в процентах от планового объема реализации услуг и утвержденному органом местного самоуправления, либо по ценам (тарифам) на работы службы заказчика, утвержденным органом местного самоуправления.
4.5. При планировании себестоимости на услуги каждого вида используется следующая исходная информация:
- установленный договором на обслуживание обязательный перечень работ, обеспечивающий минимально допустимое качество обслуживания;
- оценка затрат для выполнения полного перечня работ и достижения показателей качества, что определяет размер формируемого ремонтного фонда и фонда развития;
- нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат в расчете на единицу материального носителя услуги, на 1 млн. рублей стоимости основных (при отсутствии централизованно разработанных нормативов могут быть использованы нормативы, утвержденные органом местного самоуправления и сформированные на основе обобщения данных по предприятиям-аналогам); указанные нормативы могут использоваться при формировании конкретных смет ремонтно-эксплуатационных работ и проектов реконструкции и развития;
- нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (для планирования общего объема услуг);
- данные бухгалтерской отчетности по структуре затрат и их динамике.
- нормативы-индикаторы значения себестоимости для корректировки значения себестоимости с учетом местных особенностей.
4.6. В себестоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства включаются все затраты организации ЖКХ, обеспечивающие выполнение договорных обязательств по реализации услуги потребителю. При этом часть работ по производству и реализации услуги может выполняться субподрядными организациями.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и обслуживанию лифтового хозяйства, включаются в состав себестоимости на содержание и ремонт жилья, несмотря на то, что эти работы выполняются субподрядчиками. Обслуживание внутридомовых сетей может включаться в себестоимость услуг жилищной ремонтно-эксплуатационной организации или соответствующей коммунальной организации. В любом случае определяющим для включения в тариф работ по обслуживанию внутридомовых сетей являются договорные обязательства соответствующей организации. Инструмент возмещения этих затрат со стороны коммунальных предприятий ремонтным жилищно-эксплуатационным организациям применяться не должен, соответственно в себестоимость услуг этих организаций не должна включаться статья "Возмещение затрат на обслуживание внутридомовых сетей".
Организация, обслуживающая жилищный фонд, осуществляет, как правило, весь комплекс необходимых работ по договору с собственником жилищного фонда (дома) или уполномоченной им организацией. Обслуживание внутридомовых сетей иной организацией может также осуществляться по договору субподряда.
Ответственность за качество условий проживания, включая обеспечение потребителя горячей и холодной водой, тепловой и электрической энергией, газом и другими услугами несет и собственник, и балансодержатель дома, а перед собственником - предприятие жилищно-коммунального хозяйства, производящее соответствующие работы по договору.
Для регламентации процедуры калькулирования себестоимости и учета затрат в рамках имеющих место на практике различных вариантов взаимоотношений коммунальных предприятий и жилищных организаций предполагается использовать основной вариант планирования и учета затрат на выполнение этих работ, при котором затраты на обслуживание внутридомовых сетей включены в себестоимость услуг на содержание и ремонт жилья и соответственно эти работы выполняются жилищными (ремонтными жилищно-эксплуатационными) организациями, которые получают плату за них.

5. Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг

5.1. Учет затрат в организациях жилищно-коммунального хозяйства осуществляется по статьям калькуляции на основе первичных документов, оформленных в установленном соответствующими положениями порядке.
Основными задачами учета является объективное отражение затрат на производство и оказание услуг, обеспечение контроля за рациональным использованием средств и выявление резервов ресурсосбережения.
5.2. Организации жилищно-коммунального хозяйства составляют отчет по себестоимости услуг по формам калькуляций, утвержденным по каждому виду деятельности жилищно-коммунального хозяйства с учетом его специфики (см. раздел 7 настоящих рекомендаций).