Приказ ФЭК РФ от 12 мая 2000 г. N 22 "О мерах по реализации Проекта содействия реформам в электроэнергетическом секторе (займ МБРР N 4181-RU)"

В целях обеспечения использования средств займа Международного Банка Реконструкции и Развития (далее - МБРР) N 4181-RU (далее - займ), предназначенного для финансирования технического содействия в рамках компонента "В" Проекта содействия реформам в электроэнергетическом секторе (техническое содействие Федеральной и региональным энергетическим комиссиям) и руководствуясь положениями подписанного в установленном порядке Соглашения о займе приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию программы развития системы государственного регулирования электроэнергетики в рамках реализации компонента "В" Проекта содействия реформам в электроэнергетическом секторе (далее - Проект) согласно приложению N 1;
Программу расходования средств займа в размере 8,9 млн.долл. США на финансирование компонента "В" Проекта содействия реформам в электроэнергетическом секторе (далее - Программа) согласно приложению N 2.
2. Образовать рабочую комиссию ФЭК России по выполнению мероприятий, связанных с реализацией Проекта, в составе согласно приложению N 3.
Возложить на рабочую комиссию:
а) до 15 июня 2000 г. принятие мер по заключению в установленном порядке договора об использовании средств займа с Минфином России с учетом предложений ФЭК России;
б) разработку Регламента рабочей комиссии с определением порядка работы, персональной ответственности членов и порядка подготовки и принятия решений;
в) хранение всех документов по реализации Проекта и расходованию средств займа для обеспечения учета и аудита в соответствии с процедурами МБРР у ответственного секретаря рабочей комиссии;
г) выполнение мероприятий, предусмотренных договором об использовании средств займа с Минфином России по реализации Проекта;
д) разработку ежегодного плана мероприятий на очередной финансовый год по реализации Программы в соответствии с Соглашением о займе;
е) исполнение функций комиссии по оценке конкурсных предложений для проведения конкурсных торгов с привлечением, в случае необходимости, специалистов ФЭК России, а также представителей заинтересованных министерств и ведомств;
ж) подготовку отчетных документов, содержащих информацию о ходе реализации Проекта, и их своевременное представление в МБРР, Минфин России, Минэкономики России, Федеральный центр проектного финансирования;
з) координацию работы консультантов, привлекаемых за счет средств займа;
и) ответственность за подготовку проектов технических заданий на выполнение работ, финансируемых за счет средств займа и предусмотренных Программой;
к) представление по мере необходимости Председателю ФЭК России предложений о внесении изменений и дополнений в документы, регламентирующие вопросы мероприятий, предусмотренных Проектом, и расходования средств займа.
3. Отделу бухгалтерского учета, отчетности и организации труда (И.О.Лобанову) в двухнедельный срок после подписания договора с Минфином России обеспечить открытие ФЭК России Специального счета, предназначенного для расходования средств займа.
4. Решения рабочей комиссии оформляются протоколом, утверждаемым Председателем ФЭК России или лицом, исполняющим его обязанности в установленном порядке.
5. Возложить ответственность за своевременную подготовку и отправку в МБРР заявок на снятие средств займа по представлению рабочей комиссии в соответствии с установленными МБРР требованиями на отдел бухгалтерского учета, отчетности и организации труда (И.О.Лобанова).
6. Нормативно-правовому управлению (В.М.Кравченко) обеспечить контроль за соблюдением действующего международного законодательства и законодательства Российской Федерации при расходовании средств займа и выполнении мероприятий, связанных с реализацией Проекта.
7. Право подписи заявок на снятие средств займа оставляю за собой, а в мое отсутствие - за Первым Заместителем Председателя ФЭК России (Овченковым В.И.).
8. Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных Концепцией программы развития системы государственного регулирования электроэнергетики в рамках реализации Проекта и Программой, а также целевым расходованием средств займа в размере 8,9 млн.долл. США на финансирование Проекта возложить на Председателя ФЭК России (Задернюка А.Ф.) и Первого Заместителя Председателя ФЭК России (Овченкова В.И.).
9. Признать утратившим силу приказ ФЭК России от 28 апреля 1999 г. N 25.
10. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель
Федеральной энергетической комиссии
Российской Федерации
А.Ф. Задернюк
Приложение N 1
к приказу ФЭК РФ
от 12 мая 2000 г. N 22

Концепция программы развития системы государственного регулирования электроэнергетики в рамках реализации компонента "В" Проекта содействия реформам в энергетическом секторе

Учитывая, что в течение почти двух с половиной лет, прошедших с момента подписания Соглашения от 9 октября 1997 г. о займе N 4181-RU ("Проект содействия реформам в электроэнергетическом секторе"), органы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию Российской Федерации (ФЭК России и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации - РЭК) фактически выполнили многие из мероприятий, связанных с формированием в России полноценной и профессиональной системы государственного регулирования электроэнергетики, в том числе:
приняты поправки к Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Федеральный закон от 11 февраля 1999 г. N 33-ФЗ), во исполнение этих поправок постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1435 утверждено типовое положение о региональной энергетической комиссии, единое и обязательное к исполнению для всех регионов России;
серьезным образом повысилось число региональных энергетических комиссий субъектов Российской Федерации, работающих на профессиональной основе (в настоящее время профессиональные РЭК сформированы уже в 33 регионах, еще более 20 подготовили соответствующие проекты документов о формировании профессиональных РЭК, которые сегодня находятся на согласовании в ФЭК России);
подготовлен пакет документов по введению системы коммерческого лицензирования в энергетике, который будет утвержден после принятия Правительством Российской Федерации решения о том, кто из федеральных органов исполнительной власти будет уполномочен на осуществление коммерческого лицензирования в электроэнергетике;
разработаны новые основные принципы функционирования федерального оптового рынка электроэнергии на конкурентной основе, которые в настоящий момент готовятся к официальному внесению в Правительство Российской Федерации для утверждения;
подготовлен пакет законопроектов, принятие которых обеспечит развитие конкурентного рынка энергии в России, в частности, проект федерального закона "О федеральной (единой) электроэнергетической системе России", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также ряд других проектов основополагающих нормативных и методологических документов по вопросам регулирования электроэнергетики.
Это требует определенного перераспределения акцентов в рамках компонента "В" Проекта содействия реформам в электроэнергетике и направления средств на финансирование мероприятий, которые позволили бы в целом сформированной и уже функционирующей системе органов государственного регулирования электроэнергетики обеспечить:
эффективный мониторинг финансово-экономических показателей деятельности субъектов регулирования;
комплексный анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в структуру тарифов на электроэнергию и принимаемых для расчета этих тарифов согласно действующей методологии;
ценовой анализ рынков продукции (услуг), потребляемых субъектами регулирования для осуществления регулируемой деятельности;
перспективный анализ тенденций динамики финансово-экономических показателей деятельности субъектов регулирования.
Соответствующая аналитическая деятельность должна основываться на:
отлаженной системе сбора информации о хозяйственной деятельности и показателях финансово-экономического состояния субъектов регулирования;
системе хранения этой информации в рамках комплексных баз данных, предусматривающих возможность иерархической системы обмена данными по схеме ФЭК - РЭК - субъекты регулирования с учетом обеспечения защиты коммерческой тайны;
системы обработки и всестороннего объективного анализа этой информации, имея в виду принятие решений о регулировании тарифов на основе такой информации и данных ее анализа.
Для формирования описанной выше системы требуются:
система постоянного оперативного информационного взаимодействия регулирующих органов - ФЭК и РЭК - и субъектов регулирования (сегодня этот обмен не выходит за рамки использования обычных услуг почты и факс-связи);
система комплексных баз данных, обеспечивающих хранение массива информации о динамике показателей финансово-экономического состояния субъектов регулирования;
система анализа имеющейся информации и принятия решений на основе результатов такого анализа.