При длине тоннеля от 41 м до 60 м, а также при наличии в двух боковых стенах и в крыше открытых проемов общей площадью более 0,25 площади каждой стены или 0,5 площади потолка, средняя освещенность дорожного покрытия должна быть 50 лк во всех режимах. Для улучшения условий видимости на въезде и внутри тоннеля следует применять осветленные асфальтобетонные покрытия. При этом допускается снижение на 10% регламентируемой в табл.10 горизонтальной освещенности дорожного покрытия участков въездной зоны на протяжении 75 м от портала.
Таблица 10
Нормы освещения закрытых автотранспортных тоннелей
┌────────┬────────┬───────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Длина │Наличие │Ориен- │ Средняя горизонтальная освещенность, лк, на │
│тоннеля,│ уклона │ тация │ расстоянии от начала въездного портала, м │
│ м │спуска к│въезд- ├─────┬──────┬──────┬─────┬──────┬──────┬─────┤
│ │порталу │ ного │ 5 │ 25 │ 50 │ 75 │ 100 │ 125 │150 и│
│ │ │портала│ │ │ │ │ │ │более│
├────────┼────────┼───────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┼─────┤
│От 61 до│Не │Любая │ 750 │ 750 │ 400 │ 150 │ 60 │ - │ - │
│100 │учитыва-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ется │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┼────────┼───────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┼─────┤
│Более │Без │Север- │ 750 │ 750 │ 400 │ 150 │ 75 │ 60 │ 50 │
│100 │уклона │ная │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │Южная │1000 │ 1000 │ 550 │ 250 │ 100 │ 60 │ 50 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │С │Любая │1250 │ 1000 │ 650 │ 350 │ 125 │ 60 │ 50 │
│ │уклоном │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┴────────┴───────┴─────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──────┴─────┤
│Примечание. Ход снижения уровней освещенности последовательных участков│
│въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий│
│адаптации въезжающего в тоннель водителя │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────┬────────┬───────┬─────────────────────────────────────────────┐
7.49. В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 0,25% ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл.11.
Таблица 11
Нормы освещения автотранспортных тоннелей, имеющих одну стену с открытыми проемами
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│ Освещаемые объекты │ Средняя горизонтальная освещенность, лк, на │
│ │ расстоянии от начала въездного портала, м │
│ ├─────────┬──────────┬─────────┬────────┬─────────┤
│ │ 5 │ 25 │ 50 │ 75 │ 100 и │
│ │ │ │ │ │ более │
├─────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Тоннель местного │ 250 │ 250 │ 150 │ 100 │ 50 │
│значения │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Тоннель с проемами в │ 150 │ 150 │ 100 │ 75 │ 50 │
│одной стене │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴────────┴─────────┘
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
7.50. В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 м и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 1 м от покрытия проезжей часта должна быть не менее: 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения материала ее облицовки 0,4 - 0,6, и не менее 0,8 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4.
Таблица 12
Нормы освещения открытых автостоянок и подъездов к местам заправки и хранения транспорта
┌──────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ Освещаемые объекты │ Средняя │
│ │ горизонтальная │
│ │ освещенность, лк │
├──────────────────────────────────────────────────┴────────────────────┤
│ Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции │
├──────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┤
│1. Подъездные пути с улиц и дорог: │ │
│ │ │
│ категорий А и Б │ 10 │
│ │ │
│ категории В │ 6 │
│ │ │
│2. Остальная территория, имеющая проезжую часть │ 10 │
├──────────────────────────────────────────────────┴────────────────────┤
│ Стоянки, площадки для хранения подвижного состава │
├──────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┤
│1. Открытые стоянки на улицах всех категорий, а│ 4 │
│также платные вне улиц │ │
│ │ │
│2. Открытые стоянки в микрорайонах │ 2 │
│ │ │
│3. Проезды между рядами гаражей боксового типа │ 4 │
└──────────────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
7.51. Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности начиная от 10000 лк и ниже, исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естественной 1:10 и сохранении снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне табл.10.
7.52. Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается в соответствии с нормами освещения тоннелей, приведенными в п.7.48.
7.53. На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, а также на открытых автостоянках на улицах нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать требованиям табл.12.
7.54. Для освещения мест производства ремонтных работ городских подземных инженерных сетей, связанных с разрытиями, их огораживанием и установкой сигнальных огней на улицах и дорогах, допускается дополнительно использовать временные передвижные осветительные установки, в том числе с использованием световых приборов прожекторного типа. При этом уровень горизонтальной освещенности на рабочей поверхности разрытия должен соответствовать требованиям СНиП 23-05-95, должны быть приняты меры по исключению ослепления водителей, а также по ограничению засветки окон жилых и лечебных зданий, в соответствии с требованиями п.7.58 настоящих норм.
7.55. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности свыше 6 лк - не более 3:1, от 4 до 6 лк - не более 5:1, менее 4 лк - не более 10:1.
7.56. Не допускается в ночное время отключение каждого второго светильника при однорядном их расположении и установке одного светильника на опоре.
7.57. На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150. Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной и полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95.
7.58. На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, превышающую:
- 7 лк при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м2;
- 10 лк при норме 0,6 - 1,0 кд/м2;
- 20 лк при норме 1,2 - 1,6 кд/м2.
На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.
7.59. На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.
7.60. При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали, при этом сила света не должна превышать под углами 80°, 85°, 90° соответственно 50, 30 и 10 кд на 1000 лм. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.61. Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.
7.62. Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путепроводов и других объектов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам и пускорегулирующим аппаратам без применения специального инструмента.
7.63. В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Высота их расположения должна быть не менее 4 м.
7.64. В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:
- с лампами ДНаТ (ДНаС) мощностью до 110 Вт;
- с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;
- с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт.
7.65. В установках наружного освещения следует использовать световые приборы с энергоэкономичными источниками света; для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением, как правило, с натриевыми лампами высокого давления.
7.66. При проектировании установок наружного освещения специальное внимание следует уделить оптимизации выбора и размещения световых приборов на основе наиболее полного учета их светораспределения. Критерием оптимизации проектного решения является его энергоэкономичность - минимум мощности осветительной установки при обеспечении нормируемых ее количественных и качественных показателей.
7.67. Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровни средней горизонтальной освещенности не менее:
- на площадке основного входа - 6 лк;
- запасного или технического входа - 4 лк;
- на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание - 4 лк;
- у запасного или технического входа - 2 лк.
Наружное архитектурное освещение
Наружное освещение зданий и сооружений
7.68. Наружное архитектурное освещение должно обеспечивать в вечернее время хорошую видимость и выразительность наиболее важных объектов и повышать комфортность световой среды города. Установки архитектурного освещения не должны производить слепящего действия на водителей транспорта и пешеходов.
7.69. Яркость фасадов зданий, сооружений, монументов и элементов ландшафтной архитектуры в зависимости от их значимости, места расположения и преобладающих условий их зрительного восприятия в городе следует принимать по табл.13.
7.70. При проектировании установок архитектурного освещения расчетные коэффициенты отражения поверхностей фасадов освещаемых объектов принимаются по данным натурных измерений или по табл.14.
7.71. При равномерном заливающем освещении фасада отношение максимальной яркости к минимальной должно быть не более 3:1, а на рельефных фасадах до 5:1. При этом максимальная освещенность должка создаваться на основных композиционно-пластических элементах.
7.72. При неравномерном заливающем освещении объектов соотношение максимальной и минимальной яркости в пределах освещаемой площади фасада принимается не менее 10:1 и не более 30:1, при этом максимальная освещенность создается на акцентируемом светом элементе.