Методические указанияпо разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работыМДС 81-20.2000(утв. постановлением Госстроя РФ от 26 апреля 1999 г. N 30)

Дата введения 1 мая 1999 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (в дальнейшем - Методические указания) разработаны во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и предназначены для составления сборников единичных расценок (далее - сборники ЕР) на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы для обеспечения организациями-разработчиками единого порядка разработки и подготовки к обработке на машинных носителях.
Методические указания могут быть использованы при разработке индивидуальных (фирменных) единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы.
Сборники ЕР применяются в обязательном порядке для составления сметной документации на строительство объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Сборники ЕР являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
Порядок разработки сборников ЕР, установленный настоящими Методическими указаниями, является обязательным для всех организаций, участвующих в формировании указанных нормативов.
1.2. Сборники ЕР по своему назначению подразделяются на:
федеральные,
территориальные,
отраслевые.
Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
1.3. Федеральные сборники ЕР (далее - сборники ФЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в различных отраслях народного хозяйства. Сборники ФЕР, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации. Сборники ФЕР вместе с системой государственных элементных сметных норм (далее - ГЭСН) образуют единую сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.
Территориальные сборники ЕР (далее - сборники ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании Российской Федерации (регионе). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Сборники ТЕР, привязанные к местным условиям строительства, служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах страны.
Отраслевые сборники ЕР (далее - сборники ОЕР), включающие в свой состав ЕР, используемые для производственных объектов и разрабатываемые для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) по программе, согласованной с Госстроем России. Представляются на согласование в Госстрой России в соответствии с РДС 10-201-94. Утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Сборники ОЕР, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами, после представления их на согласование в Госстрой России могут быть переведены в разряд федеральных сметных нормативов.

2. Организация разработки сборников единичных расценок

2.1. Общее методическое руководство разработкой сборников ЕР всех назначений, координацию и контроль за разработкой осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).
2.2. Разработка сборников ФЕР производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования. В технических заданиях указываются основания для разработки сборников ФЕР, сроки (этапы) выполнения работ, основные цели и задачи, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при разработке.
Разработанные проекты сборников ФЕР проходят экспертизу в организациях, рекомендуемых Управлением ценообразования. Экспертные заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
На основе экспертных заключений и результатов рассмотрений на МВК организации-разработчики вносят в проекты сборников ФЕР соответствующие коррективы. Откорректированные сборники ФЕР передаются в Управление ценообразования, которое представляет их на утверждение в установленном порядке.
2.3. Разработка сборников ТЕР осуществляется организациями-разработчиками под руководством региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), прошедших аккредитацию в Госстрое России. В тех регионах, где центры не созданы или не прошли аккредитацию, руководство разработкой сборников осуществляется МВК, созданными соответствующими решениями органов управления. Организации-разработчики сборников ТЕР назначаются решениями администрации соответствующего субъекта Российской Федерации из числа ведущих региональных организаций по строительному проектированию.
Разработанные проекты сборников ТЕР проходят соответствующую территориальную экспертизу. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят необходимые коррективы. Откорректированные материалы передаются в РЦЦС для рассмотрения и утверждения администрацией субъекта Российской Федерации. Утвержденные сборники ТЕР направляются на регистрацию в Госстрой России и после регистрации включаются в состав действующей сметно-нормативной базы.
2.4. Разработка сборников ОЕР осуществляется, как правило, ведущими отраслевыми институтами по строительному проектированию, намечаемыми федеральным органом или отраслевой структурой, на основе договоров.
Разработанные проекты сборников ОЕР проходят экспертизу в отраслевых экспертных органах. Откорректированные материалы представляются на заключение (согласование) в Госстрой России, утверждаются соответствующими федеральными органами или отраслевыми структурами и вводятся в действие.
2.5. Утвержденные сборники ЕР всех назначений передаются для издания в установленном порядке.
2.6. Утвержденные сборники ЕР всех назначений в целях их регистрации и включения в Перечень действующих нормативных документов в строительстве представляются в Управление ценообразования Госстроя России в 2 экземплярах на бумажных и машинных носителях.
2.7. Разработку сборников ЕР рекомендуется осуществлять за счет средств заинтересованных министерств Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, отраслевых структур, администраций субъектов Российской Федерации с учетом отчислений на формирование сметно-нормативной базы согласно письму Госстроя России от 15.04.98 N БЕ-19-10/12.
2.8. Формирование сборников ЕР всех назначений осуществляется в следующей последовательности:
получение задания на разработку документа и заключение договора на выполнение работы;
составление макета сборника;
корректировка (проверка) исходных данных с отбором нормативов (ГЭСН и др.) в соответствии с полученным заданием на разработку;
разработка ЕР на основе исходных данных;
компоновка и оформление проекта сборника;
рассмотрение проекта документа МВК или РЦЦС;
внесение разработчиком в проект сборника коррективов по полученным замечаниям;
окончательное редактирование разработчиком подготовленного проекта сборника ЕР и представление на утверждение.
2.9. При составлении макета сборника разработчиками уточняется номенклатура ЕР. Макет сборника составляется по форме, приведенной в прил.4.
Для сборников ТЕР или ОЕР за основу принимается номенклатура видов работ, имеющаяся в ГЭСН и других действующих нормативах. Из отбираемых в состав макета видов работ принимаются работы, которые выполняются непосредственно в регионе или отрасли. Номенклатура должна предусматривать новые виды работ, материалов, изделий и конструкции, а также внедрение новой строительной техники, применяемой в данной отрасли, регионе или конкретном проекте.

3. Разработка сборников единичных расценок на строительные, специальные строительные и монтажные работы

3.1. Исходные данные для разработки сборников ЕР

3.1.1. Для разработки сборников ФЕР исходными данными являются:
- сборники ГЭСН на строительные и специальные строительные работы, разрабатываемые в соответствии с "Методическими указаниями о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы", утвержденными постановлением Госстроя России от 24.04.98 N 18-40 (далее - Методические указания от 24.04.98 N 18-40), согласно номенклатуре, приведенной в разделах 1 и 2 приложения 1 к этому документу;
- действующие сборники сметных норм и расценок на строительные работы с N 1 по N 49 (СНиР-91, СНиП 4.02-91, 4.05-91), в т.ч. Общие указания по их применению;
- действующие (с N 1 по N 36) сборники расценок на монтаж оборудования (СНиП 4.06-91), в т.ч. Общие положения по их применению;
- действующие (с N 1 по N 39) сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования, в т.ч. Общие положения по их применению, утвержденные Госстроем (Минстроем) России в период 1993-1996 годов;
- действующие (NN 1, 3-5, 7, 13, 16-18, 20, 26, 45) сборники ресурсных сметных норм (РСН) на специальные строительные работы, утвержденные Госстроем (Минстроем) России в период 1993-1994 годов;
- индивидуальные ГЭСН на новые виды работ, отсутствующие в действующих сметных нормативах и разработанные в соответствии с Методическими указаниями от 24.04.98 N 18-40;
- уровень оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, принятый по данным государственной статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 г.* для базового района (Московская область);