Приказ МВД РФ от 14 декабря 1993 г. N 536 "О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" стр. 28

отвертывать воздушный винт и наливную пробку, когда лампа горит или еще не остыла;
ремонтировать лампу, а также выливать из нее или заправлять ее горючим вблизи открытого огня (в том числе горящей спички, сигареты и т.п.).

17. Автозаправочные комплексы и станции

17.1. Общие положения
17.1.1. В настоящей главе установлены требования пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочных комплексов (далее - "АЗК") и автозаправочных станций (далее - "АЗС"), предназначенных для заправки наземных транспортных средств бензином и дизельным топливом, а также при их вводе в эксплуатацию, проведении регламентных и ремонтных работ.
Термины и определения, используемые в настоящей главе, приведены в приложении 5 к настоящим Правилам.
17.1.2. Исключен
17.1.3. Очистка и предремонтная подготовка оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и тому подобное), должны осуществляться работниками АЗК (АЗС), прошедшими специальную подготовку, или специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
17.1.4. Для осуществления контроля за правильностью выполнения требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), экстренного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация:
- выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до близрасположенных к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории;
- сертификаты на имеющееся оборудование, подлежащее обязательной сертификации;
- технико-эксплуатационная документация (далее - "ТЭД") на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке;
- план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС) (далее - "ПЛЛ"), согласованный с территориальными подразделениями ГПС МВД России;
- план-схему ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников;
- план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с территориальными подразделениями ГПС МВД России;
- перечень разрешенных на АЗК (АЗС) работ (в том числе ремонтных) и услуг, утвержденный руководителем эксплуатирующей организации (владельцем) и согласованный с территориальными подразделениями ГПС МВД России;
- лицензии на право осуществления работ и оказания услуг, подлежащих обязательному лицензированию;
- документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС);
- инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД;
- должностная инструкция работника охраны АЗК (АЗС) (если охрана АЗК или АЗС предусматривается), разработанная с учетом требований пожарной безопасности АЗК (АЗС);
- формуляры и техническое описание на топливораздаточные колонки (далее - "ТРК");
- график поверки средств контроля и измерения;
- график проведения регламентных работ;
- журнал учета проведения регламентных работ;
- журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС);
- журнал учета нефтепродуктов;
- журнал учета ремонта оборудования;
- на рабочем месте по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
- дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал;
- другие документы, которые, по мнению руководителя (владельца) АЗК (АЗС) необходимы для безопасной эксплуатации.
17.2. Требования к эксплуатации оборудования для приема и выдачи топлива
17.2.1. Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее - "ТУ") и конструкторской документации, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
Топливозаправочная станция (далее - "ТЗС") в сборе должны быть проверены в заводских условиях на герметичность давлением, превышающим давление соответствующих периодических испытаний (величины давлений периодических испытаний должны быть приведены в ТЭД на ТЗС) не менее чем на 20%, а также на срабатывание ее систем противоаварийной защиты с оформлением соответствующих актов, являющихся обязательным приложениями к ТЭД.
17.2.2. Технологическое оборудование должно иметь исправные системы предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборы контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса.
Запрещается выполнять технологические операции на оборудовании при отсутствии указанных систем и приборов, предусмотренных ТЭД и ТУ на это оборудование, их отключении или просроченных сроках их проверки.
17.2.3. На пультах управления системами предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборах контроля и регулирования должны быть обозначены допустимые области параметров (давление, температура, концентрация, уровень налива и тому подобное), обеспечивающих пожаробезопасную работу технологического оборудования.
При отклонении хотя бы одного параметра от допустимых пределов указанные системы должны подавать предупредительные и аварийные сигналы (звуковые и световые), а при достижении предельно-допустимых значений - исключать дальнейшее изменение параметров, способное привести к пожароопасным ситуациям или пожару.
17.2.4. Технологическое оборудование должно быть герметичным. Запрещается эксплуатировать технологическое оборудование при наличии утечек топлива. При обнаружении утечек необходимо немедленно принять меры по ликвидации неисправности. Запрещается выполнять технологические операции при неисправном оборудовании, а также вносить конструктивные изменения, повышающие уровень пожарной опасности АЗК (АЗС).
17.2.5. При въезде транспортных средств и автоцистерны (далее - "АЦ") на территорию АЗК (АЗС) работники этих АЗК (АЗС) обязаны проверять внешним осмотром транспортные средства и АЦ на отсутствие течи топлива из топливных баков и цистерн.
17.2.6. Степень заполнения резервуаров топливом не должна превышать 95% их внутреннего геометрического объема.
17.2.7. Стационарные автоматические газосигнализаторы до взрывоопасных концентраций (для тех АЗС, где они предусмотрены нормами пожарной безопасности) должны находиться в работоспособном состоянии, иметь функцию самоконтроля исправности и поверяться в соответствии с ТУ или руководством по их эксплуатации.
При отсутствии стационарных газосигнализаторов необходимо периодически, в соответствии с графиком, производить анализ воздушной среды переносными газосигнализаторами с целью определения наличия взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов в замкнутых пространствах технологических систем, в которых наличие паров топлива не допускается.
17.2.8. Основное и вспомогательное технологическое оборудование должно иметь защиту от статистического электричества.
17.2.9. Очистка внутренних поверхностей аппаратов и трубопроводов должна производиться пожаробезопасным способом согласно графика.
17.2.10. В многокамерном резервуаре допускается одновременное хранение бензина и дизельного топлива в случае, если это предусматривается ТУ и ТЭД на технологическую систему.
17.2.11. В случае применения резервуаров с двойными стенками с заполнением межстенного пространства азотом это межстенное пространство, должно быть, продуто азотом до достижения в газо-воздушной среде концентрации кислорода не более 10% (об.).
Для обеспечения пожарной безопасности при проведении пневматических испытаний на герметичность оборудования технологических систем АЗС (межстенное пространство резервуара, внутренне пространство резервуара, трубопроводы и тому подобное) необходимо использовать инертный газ (азот, углекислый газ и тому подобное). В случае обнаружения не герметичности оборудования эксплуатация АЗС должна быть немедленно приостановлена до полного устранения неисправности.
Работники АЗС, проводящие пневматические испытания на герметичность оборудования, должны иметь удостоверение на право самостоятельной работы по транспортировке и обслуживанию сосудов (баллонов), работающих под давлением.
17.2.12. Работы в зонах, в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, следует выполнять искробезопасным инструментом и в одежде и обуви, не способных вызвать искру, на специально отведенных площадках.
17.2.13. Ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20% НКПР, и непрерывном контроле газовой среды.