Приказ Минэкономики РФ от 29 августа 1997 г. N 96 "О мерах по выполнению в Минэкономики России постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Правительство Российской Федерации постановлением от 13 августа 1997 г. N 1009 утвердило Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, и установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти:
обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;
осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эффективности их деятельности;
привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с указанным постановлением.
Правительство Российской Федерации установило, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Приказываю:
1. Заместителям Министра, начальникам департаментов, управлений и самостоятельных отделов принять постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" к руководству и исполнению.
2. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов Министерства экономики Российской Федерации и их государственной регистрации.
Возложить на начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов персональную ответственность за обеспечение работы по соблюдению указанных Правил. Исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке.
3. Юридическому управлению (Бондареву А.К.):
в 10-дневный срок направлять в Минюст России запрашиваемые им нормативные правовые акты;
ежемесячно подготавливать и представлять руководству Министерства перечень нормативных правовых актов Минэкономики России для последующего направления в Минюст России.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Пивоварова А.А.
Первый заместитель Министра | А. Шаповальянц |
Правила подготовки нормативных правовых актов Министерства экономики Российской Федерации и их государственной регистрации (утв. приказом Минэкономики РФ от 29 августа 1997 г. N 96)
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3895; N 50, ст.5689; 1998, N 47, ст.5771; 1999, N 8, ст.1026) и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. N 217 "Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 31).
I. Подготовка нормативных правовых актов Минэкономики России
1. Нормативные правовые акты Минэкономики России (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе Минэкономики России в пределах его компетенции.
2. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться следующими определениями нормативного правового акта и правовой нормы:
нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм;
правовая норма - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
3. Нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы Минэкономики России не вправе издавать нормативные правовые акты.
4. Нормативный правовой акт может быть издан Минэкономики России совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями.
Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
Виза включает в себя наименование должности руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти (иного органа) и личную подпись визирующего, а также расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются Минэкономики России с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, а также проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.
5. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Минэкономики России с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует Юридическое управление Минэкономики России.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Минэкономики России совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти (иными органами), могут создаваться рабочие группы.
6. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
7. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
8. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт должен иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.
В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
Ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.
9. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено. Представляемый для регистрации в Минюст России нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.
10. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
В случае отмены Минэкономики России нормативного правового акта, зарегистрированного в Минюсте России, соответствующий документ об отмене должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.