Положение о защите лесов от вредителей и болезней леса (утв. Рослесхозом 19 марта 1998 г.)

1. Общие положения

1.1. Положение о защите лесов от вредителей и болезней леса (далее - Положение) регламентирует деятельность по защите лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера, а также по осуществлению лесозащитных мероприятий (далее - защита лесов, лесозащита).
1.2. Государственное управление деятельностью по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
1.3. Защите от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера подлежат леса, лесные культуры, питомники, постоянные лесосеменные участки, плантации и заготовленные лесоматериалы в соответствии с требованиями Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.01.98 N 10 (далее - Санитарные правила).
1.4. Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения и представляет собой систему мероприятий, направленную на повышение устойчивости лесов, на предотвращение ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь в лесном хозяйстве от вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.
1.5. Осуществление защиты лесов включает следующие мероприятия:
проектирование и проведение профилактических мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней;
санитарно-оздоровительные мероприятия;
проектирование и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей, болезней леса;
мероприятия по защите лесной продукции, в том числе заготовленной древесины и лесоматериалов;
лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций;
специальные экспедиционные лесопатологические обследования;
контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.

2. Организация защиты лесов, функции органов управления лесным хозяйством по защите лесов

2.1. Деятельность по защите лесов осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации и специализированными подразделениями службы лесозащиты, в состав которой входят: структурное подразделение по защите лесов федерального органа управления лесным хозяйством, структурные подразделения по защите леса органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, специализированные лесозащитные организации, станции защиты лесов, межрайонные инженерылесопатологи и старшие летчики-наблюдатели по лесозащите баз авиационной охраны лесов. В структуру службы лесозащиты входят специализированные лесоустроительные организации и специализированные лесоустроительные экспедиции.
2.2. Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет общее руководство деятельностью по защите лесов, формирует единую научно-техническую политику и нормативно-методическую базу по лесозащите, обеспечивает контроль за исполнением Санитарных правил, санитарным состоянием лесов, лесопатологической обстановкой на основе данных лесопатологического мониторинга и специальных экспедиционных лесопатологических обследований, анализа текущей ситуации, перспективных прогнозов санитарного состояния и лесопатологической обстановки, определяет порядок планирования и реализации лесозащитных мероприятий, координирует деятельность территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством по лесозащите, заключает, в пределах своей компетенции, международные соглашения в области защиты лесов.
2.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют на соответствующей территории лесного фонда защиту лесов, контроль за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой, исполнением требований Санитарных правил, в том числе выявление лесонарушений и привлечение виновных к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ведут учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке на основе лесопатологического мониторинга и надзора за санитарным состоянием лесов, организуют и проводят лесозащитные мероприятия против вредителей и болезней леса.
2.4. Лесхозы согласно Положению о лесопатологическом мониторинге, утвержденному Федеральной службой лесного хозяйства России 12.09.97, проводят лесопатологический надзор и ведут учет информации о санитарном состоянии лесов, лесопатологической обстановке, осуществляют лесозащитные мероприятия и, в пределах своей компетенции, контроль выполнения Санитарных правил лесопользователями.
2.5. В целях совершенствования деятельности по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством создает подведомственные специализированные лесозащитные организации, на которые могут быть возложены: методическое обеспечение по защите лесов, организация и ведение лесопатологического мониторинга, проведение специальных экспедиционных лесопатологических обследований, оценка соблюдения требований Санитарных правил, ведение информационных баз данных, прогнозирование санитарного состояния и лесопатологической обстановки, материально-техническое обеспечение и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.
2.6. Для эффективного обеспечения защиты лесного фонда федеральный орган управления лесным хозяйством формирует по территориальному принципу сеть специализированных лесозащитных организаций в субъектах Российской Федерации, на которые могут быть возложены: ведение лесопатологического мониторинга и надзор за состоянием насаждений, в том числе в местах проведения рубок главного пользования, выявление лесонарушений, влекущих за собой нарушение устойчивости, повреждение, ослабление, усыхание лесов, учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке, проведение лесозащитных, в том числе и истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.
2.7. Структура и организационные формы специализированных лесозащитных организаций, а также объем их полномочий определяются федеральным органом управления лесным хозяйством на основе научно обоснованных прогнозов развития лесного хозяйства и вероятного негативного влияния на леса природных и антропогенных факторов.
2.8. Ответственность за защиту леса от вредителей и болезней возлагается на должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством, главных лесничих органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, главных лесничих лесхозов и национальных парков, директоров хозрасчетных питомников.

3. Отчетность и планирование лесозащитной деятельности

3.1. Основными отчетными документами федерального органа управления лесным хозяйством по лесозащитной деятельности являются "Обзор санитарного состояния лесов" за отчетный год и "Прогноз развития вредителей, болезней леса" на следующий календарный год.
3.2. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в установленные сроки направляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной специализированной организации формы государственного и отраслевого статистического наблюдения.
3.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной специализированной организации следующую информацию:
отчет о результатах проведения истребительных авиационных и крупных аэрозольных мерах борьбы с вредителями леса, включая сведения по объемам, затратам, эффективности, в течение месяца после завершения истребительных мероприятий против вредителей леса;
до 31 октября:
заявки в план экспедиционных лесопатологических обследований, составленные на основе результатов лесопатологического мониторинга и надзора;
до 15 ноября:
технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса;
формы учета лесопатологической информации согласно Наставлению по организации и ведению лесопатологического мониторинга:
1) площади и запасы погибших насаждений, древостоев с повышенным текущим отпадом, а также причины их ослабления;
2) характеристику очагов хвое-листогрызущих вредителей леса;
3) сведения по объемам проведения и эффективности истребительных мероприятий против вредителей леса;
4) характеристику очагов прочих вредителей леса (кроме хвоелистогрызущих вредителей);
5) характеристику очагов болезней леса;
6) сведения по объемам проведения и эффективности прочих лесозащитных мероприятий (кроме профилактических и истребительных);
до 15 января:
Обзор санитарного состояния лесов.
3.4. Все лесхозы, государственные природные заповедники, национальные и природные парки ежегодно до 1 ноября направляют в органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:
сведения об исполнении планов (корректировок) санитарно-оздоровительных мероприятий, сведения о насаждениях, в которых в течение года проводились санитарно-оздоровительные мероприятия, их объемы по площадям и запасам;
характеристику мероприятий по защите лесных культур;
результаты контроля санитарного состояния лесов, в том числе в местах проведения рубок главного пользования, характеристику мероприятий по защите древесины и лесоматериалов.
3.5. Специализированные лесозащитные организации в субъектах Российской Федерации, станции защиты леса ежегодно до 15 января представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной организации годовой отчет о работе и план мероприятий на следующий календарный год.
3.5. Технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса составляются в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством.
3.6. Планирование лесозащитной деятельности осуществляется на основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, проектов лесозащитных мероприятий, учета лесопатологической информации и заявок на проведение лесозащитных мероприятий от органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.
3.7. Федеральный орган управления лесным хозяйством на основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, проектов лесозащитных мероприятий, а также государственной и отраслевой отчетности органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации формирует бюджетные заявки на защиту лесов.