- технического обслуживания и ремонта автомобилей;
- складскую;
- мойки транспорта с локальными очистными сооружениями и системой оборотного водоснабжения;
- административно-бытовых помещений*.
3.5. Размещение зон административно-бытовых помещений, технического обслуживания и ремонта автомобилей следует предусматривать с наветренной стороны по отношению к зонам стоянки автомобилей и хранения ГСМ и химических продуктов**.
3.6. Въезд и выезд на территорию предприятия следует организовывать с улицы с наименьшей интенсивностью движения и вне жилых массивов. Предприятия, на которых предусматривается более 10 постов обслуживания автомобилей или хранение более 50 автомобилей, должны иметь не менее 2-х выездов (въездов).
3.7. Территория предприятия должна иметь асфальтовое или бетонное покрытие, оборудована системой ливневой канализации" или организованными поверхностными водостоками. Застройка не должна превышать 80% территории.
3.8. Автозаправочные станции, расположенные на территории предприятия, следует размещать на расстоянии не менее 9 м от зданий и сооружений.
3.9. Производственные отходы, мусор, непригодные детали и агрегаты автомобилей должны своевременно убираться и накапливаться на специальных площадках, выделенных на территории складской зоны, имеющих асфальтовое покрытие. Не допускается загрязнение территории нефтепродуктами. Пролитые нефтепродукты должны сразу же убираться.
3.10. Площадки для хранения автомобилей (открытые или под навесом) должны иметь бордюры и уклоны не более 1% в продольном направлении от автомобиля и 4% в перпендикулярном направлении.
3.11. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, фекальных жидкостей, мусора и т.п., должны храниться на специально выделенных площадках. Расстояние между стоянками должно быть не менее 10 метров друг от друга и от других стоянок. Площадки для хранения автомобилей, перевозящих горюче-смазочные материалы должны располагаться на расстоянии не менее 12 метров друг от друга и от других площадок.
4. Требования к производственным зданиям и сооружениям
4.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений предприятий по обслуживанию автомобилей должны соответствовать требованиям СН-245-71, СНиП 2.09.02-85, ВСН 01-89.
4.2. Предприятия по обслуживанию автомобилей I, II, III категорий (длина автомобиля до 12 м, ширина до 2,8 м) должны размещаться в одно- или многоэтажном (до 9 этажей) здании, обеспеченном отоплением, освещением и принудительной вентиляцией. Стоянка автомобилей допускается в подземных гаражах.
4.3. Полы в помещениях для хранения и обслуживания автомобилей должны быть прочными, ровными, без выбоин, с гладкой и не скользкой поверхностью, удобной для очистки, иметь уклон не менее 1% в сторону трапов и лотков: Полы должны быть стойкими к воздействию агрессивных жидкостей, в т.ч. моющих средств и нефтепродуктов.
4.4. В зданиях автотранспортных предприятий должно быть предусмотрено естественное освещение. В отдельных случаях по согласованию с органами Госсанэпиднадзора допускается строительство гаражей без естественного освещения или с недостаточным его уровнем.
4.5. На предприятиях по обслуживанию автомобилей должны предусматриваться отдельные помещения для производства следующих видов работ: моечно-уборочных, ТО-1, ТО-2, моторных, агрегатных, слесарных и токарно-фрезерных, электротехнических, зарядно-аккумуляторных, кузнечных, медницких, шиномонтажных, окрасочных, столярных, обойных, сварочно-жестяницких (допускается размещение сварочных постов на открытых площадках и в зонах ремонта).
По согласованию с органами Госсанэпиднадзора допускается размещение других цехов и производственных участков, назначение которых определяется заданием на проектирование.
4.6. Производственные участки и отделения, где возможно образование и воздействие на работников вредных производственных факторов - шума и вибрации, пыли, вредных химических веществ, нагревающего микроклимата (кузнечные, аккумуляторные, окрасочные, шиномонтажные и др.), должны размещаться в отдельных помещениях.
4.7. В аккумуляторном отделении следует предусматривать следующие помещения: помещение для приготовления электролита, помещение для зарядки аккумуляторов, помещение для ремонта аккумуляторных батарей (без их разборки). Вход во все помещения должен осуществляться через общий тамбур. Полы должны быть выстланы кислото- и щелочеустойчивым материалом и иметь сточные канавы с уклонами к трапам.
4.8. Посты для технического обслуживания и ремонта автомобилей необходимо оборудовать подъемными устройствами, осмотровыми канавами или приямками, эстакадой.
4.9. Осмотровые канавы и приямки должны быть защищены от грунтовых вод, стены их облицованы светлой глазурованной плиткой, оборудованы нишами для размещения осветительной аппаратуры и запчастей; полы должны иметь уклон в сторону трапа.
4.10. В помещениях для производства моечно-уборочных, диагностических, окрасочных, электротехнических и др. видов работ, при которых возможно разбрызгивание технологических жидкостей, а также в помещениях компрессорной и склада ГСМ, стены должны быть облицованы или окрашены на две трети высоты помещения от уровня пола материалами, стойкими к воздействию влаги и масел, а в помещении аккумуляторного отделения - стойкими к воздействию кислот и щелочей.
4.11. Хранение горюче-смазочных материалов, лакокрасочных и антикоррозионных материалов, кислот, щелочей, запасных частей и других расходных материалов должно осуществляться в отдельных помещениях.
4.12. Проведение моечно-уборочных работ следует осуществлять в изолированных помещениях с твердым влагостойким полом, имеющим уклон для стока жидкостей.
5. Требования к производственным процессам и оборудованию
5.1. Производственные процессы предприятий по обслуживанию автомобилей должны соответствовать требованиям СП N 1042-73, ГОСТ 12.3.002-75, отраслевых стандартов безопасности труда.
5.2. Производственное оборудование, применяемое на предприятиях по обслуживанию автомобилей, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91.
5.3. Рабочие места должны быть организованы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.061-81.
5.4. Ремонтные работы под навесом на открытой площадке могут допускаться лишь в теплое время года.
5.5. Не допускается в производственных помещениях проведение работ с включенным двигателем автомобиля без удаления отработавших газов местными отсосами, подсоединенными к выхлопной трубе.
5.6. При необходимости ремонта автомобилей вне осмотровых канав, эстакады или подъемника, лиц, производящих ремонт, необходимо обеспечивать лежаками.
5.7. Для переливания топлива вручную должны использоваться шланги с сифоном-насосом.
5.8. Автотранспорт, подлежащий ремонту, следует предварительно очистить от грязи, вымыть, высушить. Мойка автомобилей, как правило, должна быть механизированной и оборудована системой оборотного водоснабжения. Запрещается использовать оборотную воду для других целей, кроме мойки автомобилей. Использование оборотной воды при ручной мойке автомобилей запрещается.
5.9. Передвижение автомобилей на механизированном моечном посту должно быть автоматизировано, с выключенным двигателем. Организация передвижения автомобилей на собственном ходу должна быть согласована с территориальным органом Госсанэпиднадзора. При этом должен быть обеспечен отвод отработавших газов местными отсосами.
5.10. Агрегаты и узлы, поступающие на мойку, должны быть освобождены от масла, топлива, тормозной и охлаждающей жидкости. Запрещается использовать для обезжиривания кислоты, а также жидкости, содержащие хлорированные углеводороды (хлороформ, дихлорэтан, др.), ароматические углеводороды (бензол, пиробензол, ксилол, толуол, др.), метанол.
5.11. Моечные отделения, участки и посты оборудуются моечными машинами или установками, имеющими плотно закрывающиеся крышки, а также оснащенными подъемными механизмами. В качестве моющих и обезжиривающих средств должны использоваться вещества, допущенные к применению Минздравом РФ. На рабочем месте должна иметься таблица с указанием состава, концентрации и температуры моющего раствора.
5.12. Охлаждающие жидкости (эмульсии), используемые для выполнения станочных работ, должны быть допущены к применению Минздравом РФ и работа с ними должна производиться в соответствии с требованиями СП N 3935-85.
5.13. Рабочие места в отделениях разборки и сборки машин должны быть оборудованы подъемно-транспортными устройствами с механическим приводом.
5.14. Обрабатывающие станки, при работе на которых возможно образование стружки и пыли, должны быть оборудованы стружкоприемниками или пневмотранспортом от места образования стружки и пыли.
5.15. Организация и проведение сварочных работ должны отвечать требованиям СП N 1009-73. Газоэлектросварочные работы должны производиться в отдельных производственных помещениях, оборудованных механической общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией, а при необходимости проведения сварочных работ в помещении ремонтной зоны необходимо использование специальных перекосных местных вытяжных систем. Изделия и детали, предназначенные для сварки, должны быть очищены от красок, смазочных материалов или грязи. Очистку изделий следует производить в отдельных помещениях в специальных укрытиях, оснащенных местной вытяжной вентиляцией.
5.16. Процесс пайки свинецсодержащими припоями рекомендуется сосредотачивать на специальных рабочих местах в изолированных помещениях в соответствии с СН 952-72. Пайка радиаторов, бензобаков и др. крупных изделий должна производиться на специальных подставках, оборудованных поддонами. Уборка рабочего места в конце рабочей смены должна производиться влажным способом с применением мыльного раствора. Не реже одного раза в две недели должна выполняться влажная уборка всего помещения.
5.17. При производстве кузовных и рихтовочных работ использование наплавки свинецсодержащих припоев, а также пайка с их использованием запрещается.
5.18. Участок приготовления красок, в том числе с компьютерным подбором красок, должен располагаться в изолированном помещении. Все рабочие операции с лакокрасочными материалами должны производиться в вытяжном шкафу.
5.19. Окраску деталей или автомашин необходимо производить в изолированном помещении, в окрасочной камере. Крупногабаритные автотранспортные средства допускается окрашивать в потоке; при этом помещение окрасочного участка должно быть оборудовано также, как и окрасочная камера (местные отсосы в виде напольных решеток; подача воздуха - сосредоточено, из верхней зоны). Применяемые лакокрасочные материалы должны быть разрешены к применению Минздравом РФ в установленном порядке. Производство окрасочных работ пульверизационным способом должно осуществляться в соответствии с требованиями СП N 991-72.
5.20. Запрещается сушка окрашенных автомобилей и деталей вне окрасочного участка и на открытых площадках.
5.21. Для испытания топливных насосов должны применяться приспособления, не допускающие распыления топлива в производственных помещениях.
5.22. Шины, поступающие на ремонт должны быть сухими и чистыми. Мойку шин необходимо производить в специальных моечных машинах, оснащенных системой водооборота или в моечном отделении предприятия. Рабочие места, на которых осуществляется вулканизация горячим способом, должны быть оборудованы местной вытяжной механической вентиляцией. Приготовление резинового клея и его подогрев и розлив должны производиться в специально оборудованных помещениях, оснащенных местными вытяжными устройствами, или в вытяжных шкафах. Для нанесения клея вручную следует использовать кисть с отражателем.
5.23. Зарядка аккумуляторных батарей должна производиться в отдельном помещении, оборудованном механической приточно-вытяжной вентиляцией, на специальных стеллажах с местными отсосами. Пульт включения вентиляционной системы должен располагаться вне помещения.
5.24. Запрещается совместная зарядка щелочных и кислотных аккумуляторов.