Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 "Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности" (утв. приказом Федерал

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 "Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 567-ст)

Enterprise management. Requirements for quality management systems of product and service supply organizations in petroleum, petrochemical and natural gas industries

Дата введения - 1 июня 2008 г.
Введен впервые

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Введение

0.1 Общие положения

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования* │
│ │
│ 0.1 Общие положения │
│ │
│ Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое│
│решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента│
│качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели,│
│выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура│
│организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в│
│структуре систем менеджмента качества или документации. │
│ Требования к системе менеджмента качества, установленные в│
│настоящем стандарте, являются дополнительными по отношению к│
│требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание",│
│носит характер методических указаний для понимания или разъяснения│
│соответствующего требования. │
│ Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними│
│сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности│
│организации выполнять требования потребителей, регламентов и│
│собственные требования. │
│ При разработке настоящего стандарта были учтены принципы│
│менеджмента качества, установленные в ИСО 9000:2000 и ИСО 9004:2000. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание - Настоящий стандарт не имеет отношения к вопросам, связанным с конкурентоспособностью или торговлей, таким, как цена, поручительства, гарантии, или другим вопросам, преследующим коммерческие цели.

0.2 Процессный подход

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования │
│ │
│ 0.2 Процессный подход │
│ │
│ Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода"│
│при разработке, внедрении и улучшении результативности системы│
│менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей│
│путем выполнения их требований. │
│ Для успешного функционирования организация должна определить и│
│осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов│
│деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью│
│преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.│
│Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. │
│ Применение в организации системы процессов наряду с их│
│идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут│
│считаться "процессным подходом". │
│ Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности│
│управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в│
│рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. │
│ При применении в системе менеджмента качества такой подход│
│подчеркивает важность: │
│ а) понимания и выполнения требований; │
│ b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной│
│ценности; │
│ c) достижения результатов выполнения процессов и их│
│результативности; │
│ d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном│
│измерении. │
│ Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества,│
│основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами,│
│представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что│
│потребители играют существенную роль при определении входных данных.│
│Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о│
│восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на│
│рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего│
│стандарта, не детализируя их. │
│ Примечание - Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл│
│"Планирование - Осуществление - Проверка - Действие" (PDCA**). Цикл│
│PDCA можно кратко описать так: │
│ Планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые│
│для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и│
│политикой организации; │
│ Осуществление (do) - внедрите процессы; │
│ Проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и│
│продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и│
│сообщайте о результатах; │
│ Действию (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению│
│показателей процессов. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

0.3 Связь с ИСО 9004

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования │
│ │
│ 0.3 Связь с ИСО 9004 │
│ │
│ ИСО 9001 и ИСО 9004 были разработаны как согласованная пара│
│стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга,│
│но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у│
│стандартов различные области применения, они имеют аналогичную│
│структуру в целях создания условий для их использования как│
│согласованной пары. │
│ ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества,│
│которые могут использоваться для внутреннего применения организациями,│
│в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на│
│результативность системы менеджмента качества при выполнении требований│
│потребителей. │
│ ИСО 9004 содержит рекомендации по более широкому спектру целей│
│системы менеджмента качества, чем ИСО 9001, особенно по постоянному│
│улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и│
│результативности. ИСО 9004 рекомендуется как руководство для│
│организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного│
│улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ИСО 9001.│
│Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения│
│контрактов. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

0.4 Совместимость с другими системами менеджмента

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования │
│ │
│ 0.4 Совместимость с другими системами менеджмента │
│ │
│ Настоящий стандарт согласован с ИСО 14001:1996 для улучшения│
│совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества│
│пользователей. │
│ Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим│
│системам менеджмента, таким, как менеджмент охраны окружающей среды,│
│менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый│
│менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации│
│согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента│
│качества с другими системами менеджмента с соответствующими│
│требованиями. Организация может адаптировать действующую систему(ы)│
│менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей│
│требованиям настоящего стандарта. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

0.5 Цель

Целью настоящего стандарта является разработка системы менеджмента качества, направленной на постоянное улучшение, в которой особое значение придается предупреждению дефектов и уменьшению отклонений и брака в цепи поставок и услуг сторонних организаций.
Настоящий стандарт вместе с особыми требованиями потребителя определяет фундаментальные требования системы менеджмента качества для организаций, которые будут использовать этот документ.
Настоящий стандарт предназначен для разработки общего подхода к системе менеджмента качества для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности и способствует сокращению количества сертификационных аудитов.
_____________________________
* Приведенный в рамке текст ИСО 9001 идентичен тексту соответствующего раздела ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
** Plan - Do - Check - Act.

1 Область применения

1.1 Общие положения

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования │
│ │
│ 1 Область применения │
│ │
│ 1.1 Общие положения │
│ │
│ Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента│
│качества в тех случаях, когда: │
│ a) нуждается в демонстрации своей способности поставлять│
│продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим│
│обязательным требованиям; │
│ b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей│
│посредством эффективного применения системы, включая процессы│
│постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям│
│потребителей и обязательным требованиям. │
│ Примечание - В настоящем стандарте термин "продукция" применим│
│только к предназначаемой для потребителя или затребованной им│
│продукции. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
1.1.1 Область применения. Дополнительные требования
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества для организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.
В рамках из сплошных линий приведен идентичный текст ИСО 9001, за рамками приведены дополнительные требования к системе менеджмента качества для организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.

1.2 Применение

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования │
│ │
│ 1.2 Применение │
│ │
│ Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций│
│независимо от вида, размера и поставляемой продукции. │
│ Если какое(ие)-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя│
│применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его│
│(их) исключение. │
│ При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему│
│стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования,│
│приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или ответственность│
│организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям│
│потребителей и соответствующим обязательным требованиям. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
1.2.1 Применение. Дополнительные требования
При сделанных исключениях заявление о соответствии настоящему стандарту не приемлемо, если эти исключения выходят за рамки требований, приведенных ниже в данном пункте, и не влияют на способность или ответственность организации производить и поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и следующим обязательным требованиям:
7.3 Проектирование и разработка;
7.5.1 Управление производством и обслуживанием;
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания;
7.5.4 Собственность потребителей.
Примечание - Исключение в 7.5.2 возможно только по отношению к дополнительному требованию 7.5.2.1.

2 Нормативные ссылки

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования │
│ │
│ 2 Нормативные ссылки*(1) │
│ │
│ В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: │
│ ИСО 9000:2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и│
│словарь │
│ ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по│
│улучшению деятельности │
│ ИСО 10011-1:90*(2) Руководящие указания по проверкам систем│
│качества. Часть 1. Проверка │
│ ИСО 10011-2:91*(2) Руководящие указания по проверкам систем│
│качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов│
│систем качества │
│ ИСО 10011-3:91*(2) Руководящие указания по проверкам систем│
│качества. Часть 3. Менеджмент программы проверок │
│ ИСО 14011:96 Руководящие указания по экологическому аудиту.│
│Процедуры аудита. Проведение аудита для систем мероприятий по охране и│
│рациональному использованию окружающей среды │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности