На втором этапе (1996-1997 годы) предполагается осуществить подготовку проекта федерального закона о пенсионном обеспечении, в котором будут конкретизированы основные положения настоящей концепции и определены сроки их введения в действие. Будет также развернута практическая работа по осуществлению персонифицированного учета плательщиков страховых взносов и созданию банка данных приобретенных пенсионных прав. Кроме того, продолжится работа по координации развития государственного и негосударственного пенсионного обеспечения.
Эта работа, затрагивающая интересы всего общества, будет вестись совместно с представителями всех заинтересованных сторон и обсуждаться в средствах массовой информации.
На третьем этапе (начиная с 1998 года) планируется завершение реализации целей и принципов реформы системы пенсионного обеспечения, а также окончательный переход на современные методы прогнозирования и информационные технологии, позволяющие обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы на долгосрочную перспективу и высокую эффективность ее функционирования в интересах пенсионеров.
Работа, связанная с проведением пенсионной реформы, конкретизируется в Плане подготовки проектов федеральных законов, нормативных правовых актов и материалов по реализации концепции.
Социально-экономические последствия осуществления реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Последовательное осуществление реформы системы пенсионного обеспечения будет иметь целый ряд благоприятных социальных и экономических последствий как краткосрочного, так и долгосрочного характера. При этом благоприятный характер этих последствий проявится как в отношении самой пенсионной системы, так и в отношении общей социальной и экономической ситуации в стране.
Последствия для пенсионной системы
Пенсионная система, освобожденная от несвойственных ей функций по стимулированию занятости на работах с неблагоприятными условиями труда, стимулированию занятости пенсионеров и по решению других задач, выходящих за сферу ее компетенции, будет полностью сосредоточена на проблеме обеспечения достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан. Уже в самом начале пенсионной реформы появится реальная возможность повысить размер пенсий тем гражданам, для которых они являются единственным источником средств к существованию. При этом размеры всех пенсий будут дифференцированы в соответствии с прошлым трудовым вкладом и с учетом изменений в сфере оплаты труда, которые произошли за последние годы. В результате будет снята проблема несоответствия размеров пенсий старых и новых назначений. Осуществление регулярного перерасчета пенсий с учетом роста цен и реального повышения уровня жизни экономически активного населения позволит сохранять относительное равенство размеров всех пенсий независимо от времени их назначения.
Благоприятным последствием пенсионной реформы явится также создание банка данных о долгосрочных обязательствах пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных по старой и по новой системе. Это позволит осуществлять регулярные актуарные оценки финансового состояния системы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения.
Создание дополнительных профессиональных пенсионных систем, системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, а также вывод таких пенсионных систем из общей системы обязательного пенсионного страхования освободят ее от решения задач, связанных с предоставлением пенсионных привилегий отдельным категориям работников за счет других категорий работников, позволят проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц и снизят притязания отдельных профессиональных групп населения на особые условия пенсионного обеспечения.
Предусматривается значительное повышение уровня государственного пенсионного обеспечения лиц, имевших в период трудовой деятельности низкие и средние заработки. Вопрос об установлении лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы, будет решаться в рамках дополнительных профессиональных пенсионных систем и систем добровольного личного пенсионного страхования в зависимости от возможностей организаций или желания граждан участвовать в таких системах.
Общие социальные и экономические последствия
Следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране. Снизится социальная напряженность, обусловленная нестабильным и социально несправедливым характером действующей пенсионной системы. Новая система будет понятна всем гражданам, обеспечит им равные условия пенсионного обеспечения и гарантию реализации приобретенных пенсионных прав.
Рационализация норм пенсионного обеспечения позволит высвободить часть средств для решения ряда неотложных проблем в этой сфере. Развитие дополнительного добровольного пенсионного обеспечения негосударственного характера будет способствовать накоплению финансовых средств, их инвестированию в производство и структурной перестройке экономики.
Пенсионная реформа окажет также положительное воздействие на систему оплаты труда и соответственно на рынок труда, с которого будут высвобождены лица, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие работать только в целях сохранения достигнутого уровня благосостояния. Высвобождение части пожилых работников откроет вакансии для молодых и более энергичных работников. Это, в свою очередь, будет также способствовать структурной перестройке экономики.
В концепцию реформирования пенсионной системы могут вноситься изменения и дополнения по мере разработки и конкретизации ее положений.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 августа 1995 г. N 790
Состав правительственной комиссии
Пункт 2 постановления, утвердивший настоящий состав, утратил силу.