Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (далее именуется - Комплексная программа), разработанную Министерством экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2. Федеральным органам исполнительной власти организовать работу по реализации Комплексной программы.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с учетом положений Комплексной программы, местных условий и накопленного опыта в сфере инвестиционного сотрудничества.
Министерству экономики Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
4. Возложить на Министерство экономики Российской Федерации координацию работы по выполнению Комплексной программы и обеспечение контроля за ее реализацией.
Председатель Правительства Российской Федерации | В.Черномырдин |
Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016)
Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (далее именуется - Комплексная программа) разработана в развитие Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. N 439, и Федеральной инвестиционной программы на 1995 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 415.
Комплексная программа исходит из того, что:
в экономике России практически завершается спад производства и для противодействия вхождению в длительную депрессию необходимо повысить инвестиционную активность;
приняты основные законодательные решения, формирующие правовое поле инвестиционной деятельности. В этих условиях центр тяжести смещается на разработку процедур, регламентирующих проведение указанных решений в жизнь, что определяет короткий временной период ( IV квартал 1995 г. и 1996 год ) и значительный удельный вес методических материалов, которые должны быть разработаны и утверждены.
Общая логика Комплексной программы определяется следующим:
продолжением работы по улучшению инвестиционного климата в России как среды, в которой протекает инвестиционный процесс. Необходимым (но не достаточным) условием улучшения инвестиционного климата является дальнейшее снижение инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Одним из центральных вопросов улучшения инвестиционного климата является обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на российском рынке (включая личную безопасность и защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков);
реализацией мер, направленных на увеличение объема инвестиций.
Важнейшей задачей этого направления является создание предпосылок для превращения амортизационных отчислений предприятий и сбережений населения в инвестиции; повышением отдачи капитальных вложений за счет достижения поставленной цели с меньшими затратами в социальной сфере и повышения эффективности инвестиций в производственной сфере; привлечением иностранных инвестиций, обеспечивающих развитие международных экономических связей и освоение передовых научно-технических достижений, хотя они не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвесторов возможна при условии активизации деятельности отечественных инвесторов и предоставления иностранным инвесторам национального режима.
В плане мероприятий по реализации Комплексной программы содержатся задания по подготовке конкретных документов, нацеленных на решение поставленных задач. При этом в силу комплексности проблемы каждый из подготавливаемых документов затрагивает, как правило, несколько направлений.
1. Предпосылки роста инвестиций и задачи по их стимулированию
Современная ситуация в инвестиционной сфере определяется намечающимся поворотом российской экономики к выходу из кризиса.
Характерными проявлениями этого позитивного процесса являются сокращение дефицита бюджета и его безэмиссионное финансирование, сокращение спада и стабилизация производства на фоне устойчивого снижения инфляции, увеличение положительного сальдо внешней торговли, укрепление российского рубля и другие. В результате проведения экономической реформы гарантированы права собственности частных инвесторов, заработали ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок, развивается проектное финансирование.
В ближайшей перспективе главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения становится увеличение объема капитальных вложений. Они направляются на увеличение выпуска конкурентоспособной отечественной продукции и упрочение позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынке, а также на преодоление отсталости социальной сферы. Предпосылкой для увеличения инвестиций является рост накоплений.
Рост накоплений предстоит осуществлять с уровня, который в настоящее время более чем в два раза ниже уровня 1992 года. При этом необходимо учитывать, что в связи с утяжелением структуры производства в 1992-1994 годах эффективность капитальных вложений, рассчитанная по валовому внутреннему продукту, снизилась на 24 процента. В 1995 году отмечается низкий процент исполнения федерального бюджета по статьям, обеспечивающим финансирование государственных капитальных вложений. При возрастании роли собственных средств предприятия всех форм собственности направляют на инвестиции только около половины амортизационных отчислений.
О направлении прибыли на инвестиционные цели можно судить по тому, что соответствующей льготой в налогообложении прибыли воспользовалось лишь каждое двенадцатое предприятие, а на верхнюю границу (50 процентов) необлагаемой налогом прибыли, направляемой на инвестирование, предприятия практически не выходят.
В условиях переходной экономики накопление национального капитала должно осуществляться при взаимодействии государственного и частного секторов народного хозяйства. Централизованные инвестиционные ресурсы будут использоваться для стимулирования частных отечественных и иностранных инвестиций, обеспечивая необходимое развитие социальной и производственной инфраструктуры.
Наряду с прямой финансовой поддержкой проектов, соответствующих ключевым "точкам роста" экономики, государство обеспечивает благоприятные условия для инвесторов посредством принятия и корректировки соответствующих законодательных и нормативных актов. Правила проектного финансирования предусматривают возможность избирательного отступления от общих положений и предоставления отдельным инвесторам некоторых льгот.
Признаком начавшегося оживления инвестиционной деятельности можно считать увеличение в первом полугодии 1995 г. доли долгосрочных кредитов с 4 до 12 процентов общего объема кредитов, предоставленных коммерческими банками, усиление активности крупного отечественного капитала в нефтегазовой промышленности, химии, металлургии, расширение жилищного строительства, оцениваемое согласно мировому опыту в качестве предвестника общего инвестиционного роста.
Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций призвано повысить объем капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования в 1996 году на 4 процента и в 1997 году - на 7 процентов.
Главным источником инвестиций в 1995-1997 годах становятся собственные средства предприятий государственного и частного секторов.
Собственные средства предприятий составят 68 - 69 процентов общего объема капитальных вложений в 1997 году, что соответствует уровню развитых стран.
Важным источником финансирования экономики останутся средства федерального бюджета. В 1996 году объем государственных инвестиций составит 1,5 процента от прогнозируемого объема валового внутреннего продукта. Расчеты показывают, что для обеспечения перелома в экономической ситуации и проведения активной политики по выходу экономики из кризиса в 1996 году и последующие годы желательно повысить долю государственных инвестиций до 3 процентов от валового внутреннего продукта, из которых на развитие социальной сферы будет направлено около 6070 процентов, а производственной сферы 30 - 40 процентов государственных инвестиций.
При отсутствии альтернативных источников финансирования государственные капитальные вложения должны быть направлены прежде всего на решение следующих социальных задач:
реализация программы "Жилище", в первую очередь программы строительства жилья для военнослужащих и лиц, уволенных в запас, выполнение которой за 1993-1995 годы ожидается на уровне 20-25 процентов.
Для частичного восполнения отставания программы, допущенного за прошедшие годы, в 1996 году потребуется увеличить объем средств в 2,2 раза по сравнению с текущим годом; осуществление мероприятий по реализации государственных программ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (15 регионов), ядерного выброса на производственном объединении "Маяк" и воздействия Семипалатинского полигона на окружающую среду (в 1993 году мероприятия выполнены на 14 процентов, 1994 году - 9,6 процента, 1995 году ожидаемое выполнение оценивается на уровне 8,4 процента, что усиливает и без того напряженную социально-экономическую ситуацию в радиоактивно загрязненных районах); предотвращение затопления и подтопления городов, населенных пунктов и народнохозяйственных объектов, а также проведение первоочередных мероприятий по защите от наводнений прибрежной полосы Каспийского моря, гг. Владивостока, Находки, Спасска Дальнего, Уссурийска, пос.Покровки и других населенных пунктов Приморского края, осуществление водоохранных мероприятий в зоне разрушительного влияния Краснодарского водохранилища, выполнение программы оздоровления экологической обстановки в гг. Братске и Нижнем Тагиле; поддержка строительства важнейших объектов коммунального хозяйства, включая метростроение; развитие фундаментальной науки в целях сохранения научно-технического и интеллектуального потенциала России.
Намечается увеличить средства на развитие уникальных объектов здравоохранения федеральной значимости и сохранение объектов культуры, отнесенных к национальному наследию народов России.
Без средств федерального бюджета невозможно своевременное развитие отраслей социального комплекса, а также жизненно важных отраслей производственной сферы, в которых в 1996 - 1997 годах намечается сохранить объемы капитальных вложений в части государственной поддержки таких инвестиционных программ, как безопасность атомных электростанций, энергетика Дальнего Востока и Восточной Сибири, развитие фармацевтической и медицинской промышленности, важнейшие направления развития транспорта и связи, агропромышленного и специального комплексов.
Для формирования рыночных инструментов выхода экономики из кризиса предусматриваются:
оказание государственной поддержки в объеме 0,5 процента валового внутреннего продукта частным инвесторам на конкурсной основе на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации");
возвратное финансирование конверсии оборонной промышленности.
Существенное развитие приобретают такие источники финансирования, как вторичная эмиссия ценных бумаг и кредиты коммерческих банков, удельный вес которых к 1997 году в общем объеме инвестиций составит около 3 процентов.
Дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов возникли с образованием в Российской Федерации финансово-промышленных групп. Объединение финансовых ресурсов участников финансово-промышленных групп существенно расширяет внутренние инвестиционные возможности финансово-промышленной группы в целом и при проведении единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики, эффективном управлении ресурсами позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.
Для повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп государство может в различных формах участвовать в реализации проектов. Объемы поддержки должны быть соизмеримы с величиной капитала финансовопромышленной группы, а при наличии солидарной ответственности участников группы - и с размером этой ответственности.
Развивающимся источником финансирования капитальных вложений являются средства населения, направляемые на индивидуальное жилищное строительство, доля которых в общем объеме инвестиций в 1997 году составит около 7 процентов.
Дальнейшее развитие получат иностранные инвестиции. Их доля в общем объеме капитальных вложений может возрасти с 3,3 процента в 1995 году до 5,2 процента в 1997 году.
За целевой норматив по привлечению иностранных инвестиций в Россию можно принять повышение их доли в общем объеме капитальных вложений до 10 процентов (в настоящее время 1,8 процента), что определяется состоянием мирового рынка капиталов и жесткой конкуренцией на нем.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в 1995-1997 годах будет способствовать решению следующих проблем социальноэкономического развития:
освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;
продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях;