Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346 "О Государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы" стр. 3

Значительно расширились и облегчились условия ведения разведки. Этому в значительной мере способствовали создание свободных экономических зон, увеличение количества объектов иностранных инспекций, свободное перемещение иностранных граждан практически по всей территории России. Доступ к сведениям в военной области, области экономики, науки и техники открывается в связи с развитием интеграционных процессов и конверсии, широким внедрением незащищенной компьютерной техники импортного производства во все сферы деятельности государства.
Реальная опасность утечки сведений, составляющих государственную тайну, возрастает в связи с увеличивающимся объемом научно-технических материалов, опубликованных в открытой печати, а также расширяющимся международным сотрудничеством предприятий, учреждений и организаций, которые из-за отсутствия необходимого финансирования ищут любые возможности для реализации выполненных работ, в том числе оборонного значения.
Кроме того, в условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны перестают соответствовать новым условиям и в значительной степени утрачивают свою эффективность.

Цель программы

Программа имеет своей целью совершенствование системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения в практику механизма реализации Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Основные задачи программы

Для достижения цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
формирование нормативно-правовой базы системы защиты государственной тайны;
совершенствование структуры, материально-технического и кадрового обеспечения системы защиты государственной тайны;
проведение научных исследований и технических разработок в интересах осуществления мероприятий по защите государственной тайны.

Основные направления реализации программы

Для решения основных задач предусматривается в 1996-1997 годах основное внимание уделить разработке и осуществлению мероприятий, учитывающих новые политические и экономические условия.
В частности:
разгосударствление экономики;
переход от принципов администрирования к установлению правовых отношений между всеми участниками процесса защиты сведений, составляющих государственную тайну;
необходимость применения экономически обоснованных критериев при определении целесообразности засекречивания и изъятия из свободного обращения сведений, составляющих государственную тайну;
установление персональной ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций за результаты их деятельности в области защиты государственной тайны.
Новые политические и экономические условия и реализация новых подходов к проблеме защиты государственной тайны требуют разработки предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, регламентирующие вопросы защиты государственной тайны, а также проектов нормативных правовых актов, определяющих порядок:
передачи федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением и организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случае изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому федеральному органу государственной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации;
передачи результатов работ оборонного значения для использования в конверсионной сфере;
передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам;
защиты государственной тайны в загранучреждениях Российской Федерации;
защиты сведений, составляющих государственную тайну, при обработке информации с применением технических средств;
доступа должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и их носителям, а также на предприятия, в учреждения и организации, выполняющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечения секретности перевозок специальных грузов;
рассекречивания документированной информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, хранящейся в государственных архивах Российской Федерации.
Программой предусматривается обеспечение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций нормативными правовыми актами и методическими документами по защите государственной тайны.
Основными направлениями совершенствования структуры системы защиты государственной тайны являются:
разграничение функций федеральных органов государственной власти в области защиты государственной тайны;
лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществлением такой деятельности со сведениями соответствующей степени секретности;
определение головной научно-исследовательской организации, координирующей научные исследования в области защиты государственной тайны;
создание системы сертификации средств защиты информации;
развитие системы межведомственного и ведомственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.
Программой предусматривается проведение научных исследований и технических разработок в области защиты государственной тайны, что связано с отсутствием в настоящее время ряда методических документов и серийно выпускаемых отечественных средств защиты информации и средств контроля, отвечающих современным требованиям. Основное внимание при этом планируется уделить разработке:
концепции защиты государственной тайны в Российской Федерации;
методологии определения сведений, подлежащих засекречиванию;
методологии и порядка определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
модели угроз безопасности информации, подлежащей защите;
способов и технологии защиты государственной тайны, а также методов оценки их эффективности при создании, серийном производстве и эксплуатации вооружения и военной техники, при проектировании и строительстве военных и промышленных объектов;
средств защиты сведений, составляющих государственную тайну, защищенных средств обработки и передачи таких сведений, а также средств контроля за их защищенностью.
В целях совершенствования кадрового обеспечения органов защиты государственной тайны предусматривается:
разработка программ подготовки (переподготовки) и повышения квалификации кадров для органов защиты государственной тайны;
разработка учебных пособий по вопросам защиты государственной тайны;
подготовка и переподготовка специалистов для работы в органах защиты государственной тайны.
В связи с тем, что материально-техническая база системы защиты государственной тайны к настоящему времени в значительной степени устарела, программой предусматривается осуществление мероприятий по оснащению федеральных органов исполнительной власти - основных исполнителей программы, а также сертификационных центров, специальных учебных центров современными техническими средствами защиты и контроля.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы позволит осуществить дальнейшее совершенствование системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения механизма реализации Закона Российской Федерации "О государственной тайне", обеспечить надежную защиту сведений, составляющих государственную тайну, при соблюдении баланса интересов государства, общества и граждан.
Экономический эффект от реализации программы ожидается за счет:
предотвращения ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну;
рационального расходования средств на защиту только тех сведений, несанкционированное распространение которых действительно способно нанести ущерб безопасности Российской Федерации;