При возникновении сомнения в действительности избирательного бюллетеня участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании данного избирательного бюллетеня недействительным на его оборотной стороне указываются причины признания его недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются, их число оглашается и заносится в протокол.
Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Правильность подсчета числа действительных и недействительных избирательных бюллетеней проверяется по следующей методике:
сумма чисел в строках 6 и 7 должна равняться сумме чисел в строках 8 и 9.
1.7. В графу 11 вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов на должность Президента Российской Федерации, которые должны располагаться в том же порядке, что и в избирательном бюллетене.
Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата (графа 12), определяется поочередно по каждому кандидату путем подсчета действительных избирательных бюллетеней, в которых любой знак поставлен избирателем в квадрате справа от фамилии соответствующего кандидата.
Число голосов, поданных против всех кандидатов (строка 13), определяется путем подсчета действительных избирательных бюллетеней, в которых любой знак поставлен в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, и число голосов, поданных против всех кандидатов, оглашаются и заносятся в протокол.
Правильность подсчета голосов избирателей, поданных за кандидатов на должность Президента Российской Федерации и против всех кандидатов, проверяется по следующей методике:
число в строке 8 должно равняться сумме чисел в графе 12 и строке 13.
После этого оглашается и вносится в протокол число избирателей, проголосовавших на избирательном участке по открепительным удостоверениям, и число избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательном участке.
Число избирателей, проголосовавших на избирательном участке по открепительным удостоверениям, и число избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательном участке, определяется по количеству соответствующих отметок в списке избирателей. Число избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательном участке, должно соответствовать числу открепительных удостоверений, выданных избирателям на этом избирательном участке согласно Реестру выдачи открепительных удостоверений.
1.8. Протокол об итогах голосования составляется участковой избирательной комиссией с соблюдением следующих требований:
протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, представителей средств массовой информации. Каждый экземпляр подписывается в алфавитном порядке всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Если при подписании протокола отсутствует член комиссии с правом решающего голоса, то в графе "подпись" указывается причина его отсутствия.
Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить протоколу особое мнение, выраженное в письменной форме. В этом случае член комиссии в соответствующей строке протокола делает запись "особое мнение" и ставит свою подпись.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
1.9. После подписания протокола действительные и недействительные избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени неустановленной формы опечатываются раздельно в присутствии лиц, указанных в части первой пункта 1.8 настоящего Единого порядка.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации, а также любому гражданину Российской Федерации по его требованию.
Невыполнение данного требования в соответствии со статьей 40-13 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях влечет наложение штрафа на председателя участковой избирательной комиссии в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" по требованию (устному или письменному) любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана выдать им заверенную копию протокола об итогах голосования или предоставить возможность самому заявителю снять с протокола копию, после чего заверить ее подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии и печатью участковой избирательной комиссии.
1.10. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания вместе с приобщенными к нему документами незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Участковые избирательные комиссии, образованные за пределами территории Российской Федерации, первый экземпляр протокола об итогах голосования вместе с приобщенными к нему документами направляют непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с установленным порядком.
2. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией.
2.1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, правильность составления которых должна быть предварительно проверена, территориальная избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в протоколах данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории не позднее чем через три дня со дня выборов.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе либо возникновении сомнений в правильности составления протокола участковой избирательной комиссии территориальная избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) территориальной избирательной комиссии. По итогам повторного подсчета голосов участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, которое незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию.
Суммирование содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, которые вправе присутствовать при установлении итогов голосования.
В помещении, где проводится установление итогов голосования, рекомендуется вывесить для всеобщего обозрения форму протокола в увеличенном виде (можно использовать лист бумаги большого формата либо классную доску), которая заполняется данными об итогах голосования избирателей.
По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории и о числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол территориальной избирательной комиссии, а также суммированные данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные согласно части девятой статьи 52 Федерального закона, и суммарные данные о числе избирателей, проголосовавших на избирательных участках по открепительным удостоверениям, и числе избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательных участках, находящихся на территории, на которую распространяются полномочия данной территориальной избирательной комиссии.
После суммирования сведений, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, правильность подсчета голосов в протоколе территориальной избирательной комиссии проверяется по ранее указанной методике.
В случае, если какой-либо из кандидатов на должность Президента Российской Федерации снял свою кандидатуру, и в территориальную избирательную комиссию поступили протоколы об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, где голосование проведено досрочно, территориальная избирательная комиссия не заносит в протокол об итогах голосования на данной территории число голосов, поданных за указанного кандидата. Сведения о числе голосов, поданных за кандидата на должность Президента Российской Федерации, снявшего свою кандидатуру, содержащиеся в протоколах названных участковых избирательных комиссий, суммируются территориальной избирательной комиссией, о чем принимается соответствующее решение (Приложение N 1), которое приобщается к протоколу об итогах голосования и направляется вместе с первым экземпляром данного протокола в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
В этом случае правильность подсчета голосов избирателей, поданных за кандидатов на должность Президента Российской Федерации и против всех кандидатов, проверяется по следующей методике:
число в строке 8 протокола об итогах голосования на соответствующей территории должно равняться сумме числа голосов, поданных за кандидата на должность Президента Российской Федерации, снявшего свою кандидатуру, и чисел в графе 12 и строке 13 протокола.
Если итоги проведенного досрочно голосования установлены участковыми избирательными комиссиями, сформированными на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, соответствующее решение принимает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
2.2. Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса в соответствии с требованиями части второй и части третьей пункта 1.8 настоящего Единого порядка.
2.3. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Итоговые данные сводной таблицы должны соответствовать данным протокола территориальной избирательной комиссии.
При заполнении сводной таблицы в соответствующие строки вносятся все данные протоколов участковых избирательных комиссий. На каждом листе сводной таблицы в обязательном порядке указываются номер экземпляра, количество листов и порядковый номер листа сводной таблицы. Графа "Итого" заполняется только на последнем листе сводной таблицы. Каждый лист сводной таблицы подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии и заверяется ее печатью.
2.4. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, поступившие в территориальную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы и приобщенными к ним документами незамедлительно направляются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы и списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола,хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации, а также любому гражданину Российской Федерации по его требованию.
Невыполнение данного требования в соответствии со статьей 40-13 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях влечет наложение штрафа на председателя территориальной избирательной комиссии в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
По требованию (устному или письменному) любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя территориальная избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования или предоставить возможность самому заявителю снять с протокола копию, после чего заверить ее подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии и печатью территориальной избирательной комиссии.
3. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
3.1. На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, правильность составления которых должна быть предварительно проверена, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации путем суммирования содержащихся в протоколах данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации не позднее чем через десять дней со дня выборов.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе или сводной таблице либо возникновении сомнений в правильности составления протокола территориальной избирательной комиссии или сводной таблицы избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей территориальной избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится территориальной избирательной комиссией в присутствии члена (членов) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. По итогам повторного подсчета голосов территориальная избирательная комиссия принимает соответствующее решение, которое незамедлительно направляется в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
Суммирование содержащихся в протоколах данных осуществляется членами избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса в присутствии членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, которые вправе присутствовать при установлении итогов голосования.