Таможенными органами за I квартал 1996 года реализовано товаров, обращенных в федеральную собственность, на сумму 93 млрд. рублей, что составляет 58% уровня контрольного показателя, установленного ГТК России. С заданием справились Дагестанское, Поволжское и Западно-Сибирское таможенные управления, а также Внуковская, Шереметьевская и Домодедовская таможни. Наряду с этим, Московским, Дальневосточным, Калининградским, Уральским таможенными управлениями и Чкаловской таможней перечислено средств от реализации конфискованных товаров менее 50 % объема установленных показателей.
На 1 апреля 1996 года остаток нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, составил 255,2 млрд. рублей и по сравнению с началом года увеличился на 78,5 млрд. рублей, в основном за счет роста остатков указанных товаров по Московскому таможенному управлению - 52,8 млрд. рублей.
Большие остатки нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, на 01.04.96 имеются в Московском - 81,8 млрд. рублей, Северо-Западном - 44,1 млрд. рублей, Дальневосточном - 30,8 млрд. рублей, Западном - 29,7 млрд. рублей, Уральском - 20,5 млрд. рублей таможенных управлениях.
Значительный объем из них составляют машины, оборудование, аудио- и видеоаппаратура - 72,9 млрд. рублей, продовольственные товары - 49,4 млрд. рублей, из которых ликеро-водочная продукция - 20,0 млрд. рублей, транспортные средства - 39,8 млрд. рублей, текстильные изделия - 29,0 млрд. рублей.
Наличие в таможенных органах больших остатков нереализованных товаров свидетельствует о недостаточной работе с товарами, обращенными в федеральную собственность, ряда руководителей таможенных органов и неприятия ими своевременных и действенных мер по скорейшей реализации и сокращению остатков.
Отдельные таможенные органы не выполняют совместное указание ГТК России и Госналогслужбы России от 31.05.94 N 01-13/5993/ ВЗ-6-04/186, не используют возможность передачи на реализацию налоговым органам товаров, обращенных в федеральную собственность и нереализованных через таможенные аукционы, товарные биржи и торговые предприятия, для сокращения остатков нереализованных конфискованных товаров. В Дальневосточном таможенном управлении через налоговые инспекции было реализовано всего лишь 0,04 % всех товаров, обращенных в федеральную собственность, а таможнями Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Калининградского таможенных управлений передача товаров на реализацию налоговым инспекциям вообще не производилась.
Руководители таможенных органов неудовлетворительно работают с торговыми организациями, вследствие чего имеются случаи возврата товаров, переданных им на реализацию, что свидетельствует о недостаточной проработке таможенными органами договоров комиссии, положения которых не должны допускать отказа комиссионеров от выполнения своих обязательств по договору. В договорах не предусматривались санкции торговым организациям за нарушение сроков реализации и выставление претензий в случае несоблюдения ими договорных обязательств. В Северо-Западном регионе отмечено 20 случаев возврата таможням торговыми организациями нереализованного товара, таможням Северо-Кавказского региона - 17, Уральского - 6. Аналогичная ситуация наблюдалась в таможнях Западного, Поволжского и Западно-Сибирского управлений.
Таможенные органы не в полной мере использовали сеть торговых организаций для оперативной реализации товаров с ограниченным сроком годности в течение периода действия на них сертификата качества. Указанные случаи отмечались в таможнях Восточно-Сибирского и Северо-Кавказского таможенных управлений.
Начальники таможенных органов не принимали своевременных и должных мер для возврата и реализации конфискованного имущества, переданного органам предварительного следствия в качестве вещественных доказательств. Балтийская и Кингисеппская таможни не контролировали прохождение дела в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г. Санкт-Петербурга (УБЭП ГУВД г. Санкт-Петербурга) по конфискованному и переданному этим органам металлу на сумму 2,5 млрд. рублей, в результате чего он был реализован УБЭП ГУВД г. Санкт-Петербурга и средства от его реализации в таможни не поступили. В настоящее время органами прокуратуры после обращения к ним Балтийской и Кингисеппской таможен возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий сотрудниками УБЭП г. Санкт-Петербурга и незаконной реализации переданного им товара.
Большой удельный вес в остатках нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, составляют товары и оборудование узкоспециализированного назначения, область применения которых ограничена. Должностные лица таможенных органов допускали пассивность в поисках сбыта этих товаров в других регионах при невозможности реализовать их в зоне нахождения таможни. В Подольской таможне Московского таможенного управления с ноября 1995 года находятся вакуумные насосы и арматура на сумму свыше 48 млрд. рублей, в Щелковской таможне этого же управления с февраля 1995 года не реализован груз - парфюмерная композиция на сумму 0,5 млрд. рублей. В Дальневосточном таможенном управлении не имеют спроса и находятся на хранении товары на сумму 5,35 млрд. рублей, в том числе нефтеналивная баржа стоимостью 1,8 млрд. рублей.
Факты длительного хранения товаров узкоспециализированного назначения также имеются в таможнях Поволжского, Калининградского, Северо-Кавказского и Уральского таможенных управлений.
В категорию не имеющих спроса товаров попали и 50 легковых автомобилей "Skoda - Forman" на сумму 3,35 млрд. рублей, которые с 1995 года находятся в Восточной таможне Дальневосточного таможенного управления, несущей значительные расходы по их хранению.
Из-за отсутствия постоянного контроля начальников таможенных органов за выполнением Приказа ГТК России от 31.01.96 N 56 в таможенных органах ведется ненадлежащий учет изъятых и конфискованных товаров. Воронежской таможней были конфискованы овощи и мороженое на сумму 1,6 млн. рублей и переданы на реализацию без отражения в бухгалтерском учете, вследствие чего средства от реализации указанных товаров также не прошли по бухгалтерским документам. Кроме того, запущенность в учете привела к недостаче изъятого таможней шоколада на сумму 5,8 тыс. долларов США.
В связи с изложенным приказываю:
1. Объявить замечание начальникам Калининградского таможенного управления М.Ю. Краснянскому, Московского таможенного управления А.М. Старохе, Уральского таможенного управления В.Г. Нефедову и Дальневосточного таможенного управления О.Н. Свиридову за непринятие соответствующих мер по выполнению подчиненными таможнями контрольных показателей поступления средств от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, в I квартале 1996 года и сокращению остатков нереализованных конфискованных товаров.
2. Начальникам региональных таможенных управлений:
- принять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, не обеспечивающим выполнение установленных заданий по перечислению средств от реализации конфискатов и сокращению остатков нереализованных товаров;
- проанализировать итоги выполнения контрольных показателей подчиненными таможнями в I квартале 1996 года, ход выполнения этих заданий во II квартале 1996 года и принять действенные меры по поступлению средств от реализации конфискованных товаров на депозитный счет ГТК России;
- обобщить материалы представленных подчиненными таможнями актов о состоянии оперативного и бухгалтерского учета и контроля, и представить в Финансовое управление ГТК России сводную информацию по указанному вопросу;
- создать комиссию по проверке оперативного и бухгалтерского учета и контроля за движением товаров с момента их изъятия, обращения в федеральную собственность и реализации и до 1 августа 1996 года представить в ГТК России акт о результатах проведенной проверки таможен и принятых мерах по устранению недостатков.
3. Предоставить право начальникам региональных таможенных управлений давать разрешение на безвозмездную передачу товаров народного потребления, не пользующихся спросом, потерявших коммерческую ценность в связи с ухудшением качества и товарного вида, или когда расходы по их хранению превышают стоимость указанных товаров, учреждениям сферы социального обслуживания и благотворительным организациям на основании их запроса. Передачу вышеназванных товаров осуществлять по актам приемки-передачи в соответствии с установленным ГТК России порядком по решению комиссии, создаваемой в региональном таможенном управлении и состоящей из представителя управления, торговой организации, финансового органа (налоговой инспекции) и управления социальной защиты. В работе комиссии принимают участие представители таможен, передающих товары.
4. Начальникам таможен:
- реализовать товары и оборудование узкоспециализированного назначения, обращенные в федеральную собственность, предприятиям, заказавшим их и временно не имеющим финансовых средств для расчета с таможенными органами, под гарантию банка с последующей оплатой их стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
- осуществлять приобретение товаров, обращенных в федеральную собственность, для нужд таможен в целях укрепления их материально-технической базы по разрешению регионального таможенного управления только через торговые организации;
- обращаться в региональные таможенные управления по подчиненности с просьбой разрешить передачу на безвозмездной основе товаров народного потребления, не пользующихся спросом, потерявших коммерческую ценность в связи с ухудшением качества и товарного вида, или расходы по хранению которых превышают стоимость указанных товаров, учреждениям сферы социального обслуживания и благотворительным организациям. Передачу указанных товаров осуществлять в соответствии с установленным порядком;
- товары, запрещенные к использованию на территории Российской Федерации, демонтировать и реализовывать отдельные их части, а при невозможности этого - уничтожать и списывать в установленном порядке;
- не допускать порчи продовольственных товаров из-за длительного хранения, реализуя их в соответствии с указанием ГТК России от 24.05.94 N 01-12/443, и до 4 июля 1996 года доложить региональным таможенным управлениям по подчиненности о результатах сокращения остатков продовольственных товаров в информации согласно приложению 2 по состоянию на 1 июля 1996 года;
- при невозможности реализации товаров на таможенных аукционах, товарных биржах или через торговые организации передавать их на реализацию налоговым органам в соответствии с совместным указанием ГТК России и Госналогслужбы России от 31.05.94 N 01-13/5993/ ВЗ-6-04/186;
- вести реестр торговых предприятий, осуществляющих реализацию конфискованных товаров в регионе, включая в него указанные предприятия на конкурсной основе, с учетом выполнения договорных обязательств;
- ежеквартально при сдаче таможнями отчетов производить сверку сумм, изъятых и нереализованных товарно-материальных ценностей, отраженных на забалансовых счетах 332 и 333 с их фактическими остатками;
- осуществлять контроль за товарами, обращенными в федеральную собственность и переданными в органы предварительного следствия в качестве вещественных доказательств, и, в случае реализации указанных товаров этими органами и непоступления вырученных средств на депозитный счет таможни, обращаться в органы прокуратуры о взыскании с них задолженности;
- при взыскании задолженности торговых организаций по договорам комиссии за реализованный товар обращаться в органы транспортной прокуратуры по взысканию дебиторской задолженности используя совместное указание Генеральной прокуратуры России и ГТК от 23.10.95 N 23у-2-95/01-12/1295;
- ежемесячно до 4 числа следующего месяца представлять в РТУ по подчиненности, а таможням центрального подчинения - в Финансовое управление ГТК России информацию о наличии нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, согласно приложению 2.
5. Финансовому управлению (П.Г. Городецкий):
- в 1996 году провести совещание с начальниками отделов по работе с конфискатами и взиманию штрафов региональных таможенных управлений и таможен по вопросу изъятия, обращения в федеральную собственность и реализации конфискованных товаров, а также сокращения остатков нереализованных товаров;
- в двухнедельный срок внести предложение о создании групп маркетинга для осуществления координации действий между регионами и реализации товаров узкоспециализированного назначения и больших партий товаров;
- в двухмесячный срок подготовить совместное соглашение с ГАИ о порядке регистрации автомобильного транспорта, обращенного в федеральную собственность, для последующей его реализации.
6. Начальнику Центральной таможенной лаборатории В.А. Соложенцеву:
- проработать вопрос получения таможенными лабораториями права на сертификацию качества отдельных групп товаров и экспертную оценку их стоимости;
- в недельный срок создать экспертную группу по проверке обоснованности цен на автотранспорт под руководством заместителя начальника Центральной таможенной лаборатории.
7. Начальникам региональных таможенных управлений ежемесячно до 10 числа следующего месяца представлять в Финансовое управление ГТК России информацию о наличии нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, и причинах их нереализации, направляемую им подведомственными таможнями в соответствии с п. 4 настоящего приказа.
8. Приказы и указания по распоряжению товарами, обращенными в федеральную собственность, подписывать первому заместителю Председателя ГТК России В.Ф. Кругликову, а в его отсутствие заместителю Председателя ГТК России С.М. Бекову.
9. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять первому заместителю Председателя ГТК России В.Ф. Кругликову.
Председатель Комитета | А.С. Круглов |
Приложение 1
к приказу ГТК РФ
от 29 мая 1996 г. N 326