СП 111-34-96 Очистка полости и испытание газопроводов стр. 13

Протяженность участков продувки определяются конкретными условиями и схемой строительства, готовностью участков.
4.2. Вариант № 2: с разбивкой на три участка продувки. На первом этапе проводят продувку с пропуском поршня по одному участку, прилегающему к каждой компрессорной станции:
• один из участков предварительно один раз;
• другой участок окончательно трижды.
Ha втором этапе проводят трехкратную продувку наращенного участка. При этом аналогично второму этапу варианта № 1 каждый из трех поршней очищает сначала предварительно не очищенный продувкой участок, затем предварительно продутый участок.
Последовательность продувки прилегающих к КС участков, протяженность участков продувки определяются конкретными условиями и схемой строительства, готовностью участков.
5. При любом план-графике и условиях строительства один из двух вариантов продувки обеспечивает очистку полости магистрального газопровода между двумя компрессорными станциями.
Вариант № 1 организационно сложнее варианта № 2, однако, он обеспечивает при прочих равных условиях на каждом этапе:
• меньшее время однократной продувки и, следовательно, меньшее единовременное тепловое воздействие на очищаемый трубопровод и прилегающий слой грунта;
• более равномерную контролируемую скорость перемещения поршня и, следовательно, более полную и качественную очистку, меньший объем продуктов очистки, единовременно поступающих в камеру приема поршней и загрязнений.
Для магистральных газопроводов Ямал-Европа на участке км 0 (КС Бованенковская) - км 136 (КС Байдарацкая) основным следует считать вариант № 1, резервным - вариант № 2.
Для магистрального газопровода-подключения от Харасавэйското месторождения до КС Бованенковская (110 км) основными можно считать и вариант № 1, и вариант № 2 (см. табл. 3).
Таблица 3
Варианты комплексного производства работ по очистке полости и испытанию магистральных газопроводов на полуострове Ямал
Вариант и область его применения
Очистка полости
Испытание на прочность и герметичность
Основной вариантВ целом для магистрального газопровода КС Бованенковская - КС Байдарацкая и газопровода - подключения Харасавэйское - КС БованенковскаяПредварительная - протягиваниемОкончательная - безресиверной трехкратной продувкой с пропуском поршня под давлением сжатого воздуха, подаваемого непосредственно от мобильных компрессоров на базе авиационных двигателей, отдельными участками в направлении КСОтдельными участками: воздухом с перепуском и перекачиванием из участка в участок; природным газом после ввода в действие агрегатов охлаждения и газоперекачивающих агрегатов на КС
Резервный вариантДля первых ниток обоих газопроводовПредварительная - протягиваниемОкончательная - безресиверной трехкратной продувкой с пропуском поршня под давлением сжатого воздуха, подаваемого непосредственно от мобильных компрессоров на базе авиационных двигателей, отдельными участками в направлении КСВесь газопровод отдельными участками воздухом с перепуском и перекачиванием из участка в участок
Резервный вариантДля второй и последующих ниток обоих газопроводовПредварительная - протягиваниемОкончательная - трехкратной продувкой с пропуском поршня под давлением природного газа: отдельных участков с отбором газа от действующей нитки в направлении КС; целиком газопровода между двумя КСВесь газопровод природным газом

Приложение 3 Технические средства для очистки полости и испытания газопроводов

Компрессорные установки на базе авиационных двигателей
Для продувки газопроводов воздухом следует применять компрессорные установки на базе авиационных двигателей, указанные в табл. 4.
Таблица 4
Техническая характеристика компрессорных установок
Марка компрессорной установки
Производительность, м3/мин
Давление нагнетания, МПа
База
Производительность от двигателя
Мощность двигателя
Размеры, м
Масса, т
УКП-5
800
0,6
Блок-бокс
Изделие 95
35000 (кВт)
5,2 ´ 2,0 ´ 2,2
4,2 ´ 2,2 ´ 2,2
6,5
УКД-9
1000
1,1
Блок-бокс
Изделие 89
49000 (кВт)
5,2 ´ 2,0 ´ 2,2
4,2 ´ 2,2 ´ 2,2
7,0
Приборы поиска утечек
Система контроля утечек газа «Обзор-2»
Предназначена для дистанционного контроля герметичности магистральных газопроводов с борта вертолета путем обнаружения зон повышенного содержания метана в атмосфере.
Система, устанавливаемая на летательных аппаратах, представляет собой двухволновый лазерный локатор утечек метана, использующий пороговую систему измерения, и располагает набором технических средств, обеспечивающих возможность оперативного поиска утечек газа из магистральных газопроводов. При превышении заданного уровни интегрального содержания метана в просвечиваемом лазерным излучением слое атмосферы между летальным аппаратом и земной поверхностью система выдает сигнал.
Техническая характеристика системы «Обзор-2»
• Точность определения положения утечек, м .......................... + 10
• Минимальная обнаруживаемая величина
интегрального содержания метана в
зондируемом слое атмосферы, % об.м ..................................... 0,1
• Минимальная интенсивность обнаруживаемых
утечек (при скорости полета 60-120 км/ч), м3/сут ................... 100 - 200
• Высота полета летательного аппарата, м ................................ 30 - 70
• Производительность обследования за смену (7 ч), км ........... 400 - 500
Разработчик и изготовитель - ДАО «Газавтоматика»
Система для дистанционного обнаружения утечек газа «МАГ-1»
Предназначена для дистанционного обнаружения утечек газа из магистральных газопроводов с борта летательного аппарата.
Система представляет двухволновый лазерный локатор с пороговым принципом сигнализации.
Блочно-модульная структура системы обеспечивает простоту монтажа и демонтажа на борту носителя. Рекомендуемые носители: вертолеты Ми-2, Ми-8, самолет АН-2.
Техническая характеристика системы «МАГ-1»
 Скорость обследования, км/ч ............................................................. 60 - 120
• Высота полета, м ................................................................................. 300 + 100
• Минимальная обнаруживаемая концентрация
метана, % об.м, не более .................................................................... 0,1
• Точность определения положения утечки, м ................................... + 10
• Минимальная интенсивность обнаруживаемых утечек, м3/сут ..... 100 - 200
• Энергопотребление системы от бортовой сети
постоянного тока напряжения 27 В, Вт, не более ............................ 400
• Габариты системы, мм ....................................................................... 1350 ´650 ´450
• Масса системы, кг, не более .............................................................. 70