71. При проведении в арбитражных судах проверок по делам о преддоговорных спорах работник налогового органа устанавливает, не рассматривался ли спор в порядке общего поручения, и правильность взимания пошлины по этим делам.
72. В процессе проверок в нотариальных конторах и в других учреждениях, выполняющих нотариальные действия, работник налогового органа проверяет правильность взимания пошлины за совершение нотариальных действий, в частности:
а) за нотариальное удостоверение договоров, завещаний и доверенностей - по записи в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам. При этом за нотариальное удостоверение договоров купли-продажи (мены-дарения) должны быть использованы подлинники договоров, находящихся в органах коммунального хозяйства (путем сверки отметок нотариальных контор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариального органа);
б) за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследства, - по записям в реестре находящимся в делах нотариальной конторы первым экземплярам свидетельств, а также по данным регистрации поступивших заявлений;
в) за совершение исполнительных надписей - по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы копиям надписей;
г) за принятие в депозит для передачи по принадлежности денежных сумм и ценных бумаг - по корешкам квитанционной книжки по депозиту, а также по книге учета депозитных сумм и книгам лицевых счетов депозитов;
д) за свидетельствование верности копий и выписок, за свидетельствование подлинности подписей и остальные действия, кроме указанных в предыдущих пунктах, - по записям в реестре нотариальной конторы.
Путем просмотра документов по отдельным нотариальным действиям, совершенным нотариальной конторой за проверяемый период, работник налогового органа устанавливает по каждому документу правильность применения ставок пошлины, определения сумм, с которых она взимается; правильность округления суммы пошлины взимаемой в процентном отношении к сумме документа, правильность предоставления льгот по уплате пошлины, а также взыскания пошлины с должника при приведении в исполнение взыскания, указанного в исполнительной надписи, в случае освобождения взыскателя от уплаты пошлины.
73. Правильность взимания пошлины сельскими Советами народных депутатов проверяется путем сличения вторых экземпляров квитанций ф. N 10 с данным регистрации выдаваемых документов, нотариальных действий и услуг, записей актов гражданского состояния, а также с остающимися в делах сельского Совета экземплярами договоров, доверенностей и других документов. При проверке нотариальных действий, связанных с отчуждением строений, помещений и сооружений, правильность записей в книге учета нотариальных действий необходимо сверять с данными похозяйственного учета этих сельских Советов.
74. При проверке в органах ЗАГСа и других учреждениях, совершающих акты гражданского состояния, проверяющий устанавливает полноту и правильность взимания пошлины путем сличения заявлений о регистрации актов гражданского состояния с соответствующими актовыми записями. Наряду с этим используются имеющиеся в органах ЗАГСа учетные документы (книги учета заявлений о регистрации актов гражданского состояния, о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи, о восстановлении актовых записей, в выдаче повторных свидетельств, книги прихода и расхода бланков свидетельств и т.п.), а также отчетные данные (ведомость о регистрации актов гражданского состояния и т.п.).
При проверке обращается внимание на своевременность и правильность взыскания пошлины за регистрацию брака, а также за регистрацию перемены фамилии, имени и отчества и правильности выдачи в связи с этим новых свидетельств о регистрации актов гражданского состояния на совершеннолетних и несовершеннолетних детей. Проверяется правильность применения льгот по пошлине, наличие в соответствующих случаях решений судебных органов о расторжении брака и соответствие суммы взысканной пошлины сумме, указанной в решении суда в отношении лица, которому выдано свидетельство о расторжении брака, наличие и правильность оформления документов об уплате пошлины и погашения пошлинных марок.
75. Проверка полноты и правильности взимания пошлины за регистрацию места жительства граждан производятся в организациях, осуществляющих эту регистрацию. При этом устанавливается, наличие наклеенных пошлинных марок соответствующего достоинства против каждой записи о регистрации места жительства и проверяется правильность их погашения.
В санаториях, домах отдыха, пансионатах и туристских базах полнота, своевременность взимания и перечисления пошлины в бюджет проверяется по данным анкет книг или журналов регистрации больных и отдыхающих, учета сданных путевок и курсовок, а также по бухгалтерским документам на полученные и перечисленные в бюджет суммы пошлины.
В гостиницах полнота и своевременность взимания и перечисления пошлины в бюджет проверяется по данным анкет, заполняемых на лиц, проживающих в гостиницах, в которых указывается период проживания граждан, по копиям квитанций на прием платы за проживание, сдаваемым в бухгалтерию гостиницы, и платежным поручениям на перечисление сумм пошлины в бюджет.
76. При проверках в организациях, выдающих разрешения на право охоты, устанавливается состояние учета и хранения охотничьих билетов, правильность ведения книги регистрации выданных охотничьих билетов, наклейки и погашения пошлинных марок, а также правильность оформления актов об уничтожении возвращенных охотничьих билетов.
77. О результатах проверки составляется акт, в котором указывается состояние работы по взиманию пошлины с приведением конкретных фактов нарушений действующего законодательства. В частности, в акте должны быть приведены все выявленные при проверке факты перебора и недобора пошлины и предложения об устранении нарушений.
78. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается администрации проверенного учреждения, а другой остается в налоговом органе.
79. С предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан, не уплативших или недоплативших пошлину за совершенные в их интересах действия и выданные им документы, неуплаченные или недоплаченные суммы пошлины взыскиваются учреждениями, взимающими пошлину, в порядке, установленном для взыскания налогов и неналоговых платежей.
При установлении фактов невзыскания мелких сумм пошлины эти факты приводятся в акте проверки, а в предложениях по акту обращается внимание руководителя органа, взимающего пошлину, на обеспечение правильного исчисления и взимания пошлины.
80. С введением в действие настоящей инструкции на территории Российской Федерации прекращается действие инструкции, указаний и писем Министерства финансов СССР и РСФСР о государственной пошлине.
Руководитель налоговой службы Российской Федерации | И.Н.Лазарев |
"Согласовано"
Заместитель Министра финансов Российской Федерации | С.В.Горбачев |