подготовка персонала, обслуживающего системы противопожарной защиты здания, сооружения.
При отсутствии таких сведений в контракте орган государственного пожарного надзора вправе предложить организациям, принимавшим участие в подготовке контракта, включить в него необходимые положения или отразить их в дополнительном официальном соглашении (договоре).
5. Участие в работе комиссий по выбору площадки (трассы) для строительства
Представители органов государственного пожарного надзора принимают участие в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства в порядке, установленном НПБ 02-93.
6. Контроль проектной документации и реализации проектных решений
6.1. Технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство объектов иностранными фирмами должны отвечать противопожарным требованиям действующих в Российской Федерации государственных стандартов, строительных норм и правил. При отсутствии отечественных норм проектирования допускается при разработке проектов использование зарубежных нормативных документов, при этом проектная документация подлежит согласованию с соответствующими организациями и высшим органом государственного пожарного надзора в установленном порядке. При этом Заказчик обязан представить в соответствующий орган государственного пожарного надзора полный комплект зарубежных норм, а также сертификаты на конструкции и материалы, применяемые в строительстве, в оригинале и переводе на русский язык.
6.2. Проверка соответствия проектной документации противопожарным требованиям действующих нормативных документов, а также реализация в ходе строительства предусмотренных проектом противопожарных мероприятий осуществляются органами государственного пожарного надзора на общих основаниях в установленном порядке, с учетом настоящих норм.
6.3. Контроль проектной документации и реализации проектных решений представителями органов государственного пожарного надзора осуществляется совместно и только через Заказчика (дирекцию по строительству).
6.4. Проверка проектной документации представителями органов государственного пожарного надзора проводится у Заказчика. Орган государственного пожарного надзора вправе запросить проектную документацию (по разделам или полностью) для рассмотрения непосредственно в надзорном органе.
6.4.1. Органом государственного пожарного надзора, при отсутствии необходимых данных в материалах проекта, запрашиваются протоколы огневых испытаний конструкций, материалов, изделий и др. по действующим в Российской Федерации методикам.
6.4.2. Протоколы испытаний, проводившихся организациями других стран, должны быть подтверждены соответствующими испытательными организациями Российской Федерации, наделенными необходимыми правами.
6.5 Проверка выполнения противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, в ходе строительства проводится совместно с представителями Заказчика, генпроектировщика и генподрядчика. Рекомендуется проверку проводить совместно с другими надзорными органами в рамках соответствующих соглашений (инструкций) о взаимодействии.
6.6. Предписание и другие документы органов государственного пожарного надзора по результатам проверки проектной документации и хода выполнения противопожарных мероприятий вручаются Заказчику. Заказчик самостоятельно доводит содержание указанных документов до заинтересованных сторон (генпроектировщика, генподрядчика, инофирмы и др.).
6.7. При обнаружении в проектной документации и в ходе строительства нарушений противопожарных требований строительных норм и правил орган государственного пожарного надзора руководствуется законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
7. Надзор за объектами, проектируемыми и строящимися российскими организациями на территории, передаваемой иностранному государству
7.1. Государственный пожарный надзор за строительством российскими организациями объектов (в том числе в дальнейшем пользующихся экстерриториальностью), передаваемых для последующей эксплуатации иностранному государству, осуществляется на общих основаниях, по аналогии с прочими объектами, строящимися на подконтрольной территории, если в контракте отсутствуют особые указания по данному вопросу.
7.2. Необходимость принятия проектного решения, не отвечающего противопожарным требованиям строительных норм и правил, действующих в Российской Федерации, должна быть подтверждена официальным документом страны, под юрисдикцию которой будет передан объект.
8. Надзор за строительством объектов, пользующихся экстерриториальностью
Государственный пожарный надзор за строительством посольств, консульств, представительств и других объектов, пользующихся при эксплуатации экстерриториальностью, осуществляется только по просьбе и на основании письменного разрешения официального представителя этих учреждений.
9. Согласование частичных обоснованных отступлений от норм проектирования и проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования
Согласование органами государственного пожарного надзора проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, и частичных обоснованных отступлений от норм проектирования, производится в порядке, установленном НПБ 03-93.
10. Надзор за обеспечением пожарной безопасности в административных, бытовых, жилых и других помещениях, занимаемых иностранными фирмами, производящими строительно-монтажные работы
Органы государственного пожарного надзора не осуществляют надзор за обеспечением пожарной безопасности в административных, бытовых, жилых и других помещениях, занимаемых иностранными фирмами, производящими строительно-монтажные работы в том случае, если контрактом ответственность за обеспечение пожарной безопасности возложена на иностранную фирму.
В этом случае проверка противопожарного состояния строящегося объекта и других зданий и помещений, занимаемых иностранной фирмой, а также разработка предложений (рекомендаций) по их противопожарной защите производятся на основании письменного обращения иностранной фирмы в территориальный орган государственного пожарного надзора по соответствующей взаимной договоренности; предписание органов государственного пожарного надзора при этом не составляется.
11. Пожарная охрана территории строительства и других объектов, занимаемых иностранной фирмой
11.1. Пожарная охрана территории строительства, строящихся зданий и сооружений, административных, бытовых и жилых помещений, занимаемых иностранной фирмой, в том числе тушение возможных пожаров, обеспечивается иностранной фирмой, если иное не оговорено контрактом.
11.2. Для тушения пожаров по соглашению между иностранной фирмой и территориальным органом Государственной противопожарной службы (с возмещением прямых и косвенных материальных затрат, компенсациями в случае травмирования или гибели работников Государственной противопожарной службы и др.) могут привлекаться подразделения Государственной противопожарной службы МВД России.
12. Надзор за обеспечением пожарной безопасности в зданиях и помещениях, занимаемых заказчиком
Государственный пожарный надзор за противопожарным состоянием помещений, занимаемых Заказчиком и другими российскими организациями, связанными со строительством объекта инофирмой, осуществляется на общих основаниях.
13. Приемка объектов в эксплуатацию
Представители органов государственного пожарного надзора при работе в составе комиссий по приемке законченных строительством объектов руководствуются законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Приложение
Справочное
Термины и определения
Экстерриториальность (то же, что иммунитет дипломатический) - совокупность особых личных прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государств пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др. Объем иммунитета дипломатического установлен Венской конвенцией 1961 года, другими международными договорами и обычаями и внутренним законодательством государств.
Строительство объекта "под ключ" - строительно-монтажные работы, оснащение сооружения производственно-технологическим, инженерно-техническим оборудованием и инженерными коммуникациями, а также инвентарем, мебелью и прочим, обеспечивающими возможность немедленного пуска объекта в эксплуатацию после сдачи его Подрядчиком Заказчику.