Типовая инструкция по охране труда для старшего машиниста котельного оборудования РД 34.03.247-93 (утв. Министерством топлива и энергетики РФ 26 января 1993 г.) стр. 3

4.16.2. Обо всех случаях обнаружения газа в воздухе газоопасных помещений необходимо немедленно уведомить начальника цеха и лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию газового хозяйства.
4.16.3. При проведении газоопасной работы старший машинист должен соблюдать следующие требования:
не допускать выполнения работы без оформления наряда и непосредственного надзора со стороны инженерно-технических работников;
в качестве переносного источника света должны использоваться только светильники взрывозащищенного исполнения. Запрещается включение и выключение светильников в газоопасных местах;
инструмент должен быть из цветного металла, исключающего возможность искрообразования;
обувь должна быть без стальных подков и гвоздей, в противном случае необходимо надевать галоши;
запрещается ношение белья из синтетических материалов.
4.16.4. Перед работой в противогазе необходимо проверить исправность маски и шланга.
4.17. Запрещается при обдувке котла пароводяной смесью открывать лючки и гляделки на обдуваемой стороне топки.
4.18. Запрещается при обрыве пылеугольного факела разжигать его без использования растопочного факела и предварительной вентиляции топки и газоходов.
4.19. Запрещается заклинивать предохранительные клапаны работающих котлов или увеличивать нажатие на тарелки клапанов путем увеличения массы груза или каким-либо другим способом.
Грузы рычажных предохранительных клапанов должны быть застопорены и запломбированы так, чтобы исключалась возможность их самопроизвольного перемещения.
4.20. Отогревание замерзших трубопроводов горючих, взрывоопасных веществ допускается влажным паром и горячей водой. Применение источников с открытым огнем для трубопроводов пара и воды только вне пожароопасных помещениях.
Запрещается отогревание трубопроводов находящихся под давлением с явными признаками разгерметизации (трещины, свищи).
4.21. При продувке нижних точек котлов сначала следует открывать полностью первый по ходу продуваемой среды вентиль, затем постепенно - второй. По окончании продувки надо сначала закрыть второй по ходу вентиль, затем - первый.
4.22. При продувке водоуказательных приборов старший машинист должен находиться сбоку от водомерного стекла и выполнять все операции в защитных очках и брезентовых рукавицах.
4.23. Запрещается спуск в подземные сооружения, резервуар или трубопровод при наличии в них воды с температурой 45°С и выше. При температуре воды ниже 45°С уровень воды не должен превышать 200 мм.
4.24. Запрещается спуск персонала в запаренные подземные сооружения без шлангового противогаза, спасательного пояса и сигнально-спасательной веревки.
4.25. Открывать и закрывать задвижки и вентили необходимо специальными приспособлениями. Применять для этого рычаги (ломы, трубы и другие предметы) запрещается.
4.26. При опробовании и прогреве трубопроводов пара и воды после ремонта подтяжку болтов фланцевых соединений следует производить при избыточном давлении не более 0,5 МПа (5 ).
Сальники стальных компенсаторов следует подтягивать при давлении не более 1,2 МПа (12 ) осторожно, чтобы не сорвать болты.
4.27. Добивку сальников компенсаторов и арматуры допускается производить при избыточном давлении в трубопроводах не более 0,02 МПа (0,2 ) и температуре теплоносителя не выше 45°С.
Заменять сальниковую набивку компенсаторов разрешается после полного опорожнения трубопровода.
4.28. Во избежание срыва резьбы соединительные штуцера контрольно-измерительной аппаратуры (для устранения течи через резьбу) следует подтягивать только гаечными ключами, размер которых должен соответствовать граням подтягиваемых элементов, при давлении не более 0,3 МПа (3 ).
Применение для этих целей других ключей, а также удлиняющих рычагов запрещается.
При подтягивании резьбового соединения рабочий должен располагаться с противоположной стороны от возможного выброса струи воды или пара при срыве резьбы.
4.29. При необходимости осмотра трассы мазутопроводов снаружи старший машинист котельного оборудования должен:
идти по дорожкам, специально предназначенным для пешеходного движения, придерживаясь при этом правой стороны (на дорогах, где нет пешеходных дорожек, необходимо идти по левой стороне навстречу движущемуся транспорту и при подходе автомашин сходить на обочину);
быть внимательным к сигналам движущегося транспорта и соблюдать требования дорожных и сигнальных знаков;
не перебегать дорогу впереди движущегося транспорта;
не находиться на путях;
не подлезать под вагонами;
переходить железнодорожные пути только под прямым углом, не вставая на рельсы, предварительно убедившись в отсутствии с обеих сторон движущихся вагонов или локомотивов, не перебегая путь перед близко идущим подвижным составом. Стоящие на пути вагоны обходить на расстоянии не менее 5 м и под прямым углом, проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между ними не менее 5 м;
руководствоваться сигналами звуковой и световой сигнализаций при переходе путей надвига груженых вагонов в районе вагоноопрокидывателей;
обходить на безопасном расстоянии места, где ведется работа на высоте или перемещается груз;
не заходить за ограждение опасной зоны.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании смены старший машинист должен:
завершить все работы по переключению оборудования, текущие работы, осмотры и обходы (за исключением аварийных случаев) для передачи смены сменщику;
убирать рабочее место и закрепленное оборудование. Во избежание пожара или взрыва запрещается применять при уборке легковоспламеняющиеся и горючие вещества (керосин, бензин, ацетон и др.). Запрещается наматывать обтирочный материал на руку или пальцы при обтирке наружной поверхности работающих механизмов;
сообщить принимающему смену о режиме работы оборудования и его состоянии, о всех замечаниях и неисправностях, имевших место в течение смены, где и в каком составе работают бригады на оборудовании по нарядам и распоряжениям;
доложить о сдаче смены вышестоящему дежурному персоналу и оформить оперативную документацию.
Заместитель председателя
И.А. Новожилов