8.9. Тельферный механизированный склад (рис. 36) основан на использовании контейнеров, грузоподъемных талей и растаривающей установки.
При этом типе механизированного склада ВМ предусматривается следующий порядок выполнения работ. В случае поставки ВВ в контейнерах они загружаются в автомобиль.
При поставке ВВ навалом мешки укладываются в контейнера, установленные на автомобиле. Перемещение загруженных контейнеров из автомобиля в хранилище ВВ и из хранилища на пункт растаривания осуществляется при помощи талей, установленных на монорельсовых путях, проложенных внутри хранилища и на открытом участке склада между хранилищем и пунктом растаривания.
8.10. Для грузопереработки ВВ в жестких контейнерах на объектах с ограниченным расходом ВВ применяются главным образом универсальные унифицированные среднетоннажные контейнеры массой брутто 3 и 5 т, изготавливаемые в соответствии с ГОСТ 18477-79.
Контейнеры для ВВ должны обеспечивать полную сохранность груза и безопасность при транспортировании и изготовляться из материала, химически нейтрального по отношению к ВВ. Контейнер загружается ВВ одного вида и одной партии.
На складах ВМ контейнеры с ВВ хранятся на специальных открытых контейнерных площадках, установленных в штабеля высотой не более чем в два яруса.
Расположение контейнеров с ВВ на складе должно обеспечивать свободный доступ к двум контейнерам и выгрузку ВВ из него.
Контейнерная площадка должна иметь:
железнодорожные или автомобильные подъездные пути;
устройства, обеспечивающие отвод грунтовой, талой и дождевой воды;
устройства для сбора воды, загрязненной ВВ в результате аварии;
электрическое освещение с арматурой и светильниками во взрывоопасном исполнении;
противопожарные средства;
надежную систему молниезащиты.
При размещении контейнеров с ВВ на рядом расположенных площадках между площадками должны соблюдаться расстояния, исключающие взаимную передачу детонации между зарядами.
Погрузочно-разгрузочные и транспортные операции с контейнерами осуществляются на территории склада автопогрузчиками или автомобилем самопогрузчиком П-404, допущенным для этой цели Госпроматомнадзором.
8.11. Секционный механизированный склад ВМ состоит из отдельных двухэтажных секций (рис. 37), состыкованных между собой.
1398 × 1176 пикс.   Открыть в новом окне |
Секционные хранилища предназначены для хранения ВВ в пакетах, стропконтейнерах (ГОСТ 3078-74) или в мягких контейнерах (ТУ 6-19-74-77) на поддонах (ГОСТ 3078-74).
Секции оборудуются двумя отдельными доступами с закрывающимися двухстворчатыми дверями. Каждая секция делится на 12 ячеек, по шесть с каждой загрузочной стороны, из них по три секции на этаже.
Пакеты, стропконтейнеры или мягкие контейнеры устанавливаются в каждую ячейку на деревянные поддоны.
Транспортирование стропконтейнеров (мягких контейнеров), пакетов по территории склада и загрузка ячеек секционных хранилищ осуществляется автопогрузчиками грузоподъемностью не менее 1 т.
Механизированное заряжание скважин
8.12. Механизированное заряжание скважин взрывчатыми веществами производится специальным оборудованием, допущенным Госпроматомнадзором СССР к постоянному применению или промышленным испытаниям. Для механизированного заряжания скважин применяются транспортно-зарядные машины, установленные на шасси автомобилей различной грузоподъемности, или транспортно-зарядные установки, смонтированные на прицепах. Техническая характеристика транспортно-зарядных машин приведена в обязательном приложении 2.
8.13. По принципу действия наиболее распространены транспортно-зарядные машины со шнековыми рабочими органами (МЗ-3А; МЗ-4; МДЗ-1М), управляемыми диафрагмами (МЗ-8) и бункерного типа.
8.14. Для заряжания контурных, горизонтальных и восстающих скважин применяется транспортно-зарядная установка ТЗУ-Т с рабочим органом "Ульба" (рис. 38).
Установка ТЗУ-Т предназначена для механизированного (пневматического) заряжания скважин диаметром 75-220 мм гранулированными ВВ, допущенными для механизированного (пневматического) заряжания.
Транспортно-зарядная установка ТЗУ-Т применяется, в основном, при сооружении выемок (полувыемок) в крутокосогорных условиях при разработке "в лоб забоя", при уширении троп и заряжании скважин простейшими ВВ, изготавливаемыми вблизи объекта работ.
В функции ТЗУ-Т входят: вакуумная загрузка ВВ в нагнетательную камеру, заряжание скважин, стабилизация параметров пневмотранспорта ВВ (расход ВВ и сжатого воздуха, расход смачивающей жидкости), встряхивание ВВ в камере, контроль за параметрами и др.
На объект работы установка буксируется автомобилем, в кузов которого грузятся мешки с ВВ. Бак для воды заполняется перед транспортированием установки.
На месте работ установка фиксируется тормозными башмаками и заземляется.
2203 × 1221 пикс.   Открыть в новом окне |
На расстоянии 10-20 м от установки располагается компрессор, соединенный с ней шлангом, по которому подается сжатый воздух.
Перед заряжанием замеряется глубина скважин, затем производится заполнение камеры взрывчатым веществом.
Масса заряда в скважинах должна соответствовать паспортным (проектным) данным.
Дозировка массы заряда осуществляется при помощи весового дозатора установки и контролируется по длине заряда.
Трубопровод, оснащенный насадкой, вводится в скважину и подача ВВ начинается, когда расстояние между насадкой и дном скважины составит около 0,6 м.
Это же расстояние между насадкой и зарядом выдерживается и по мере извлечения трубопровода в процессе заряжания скважины.
После заполнения скважины проектной массой ВВ трубопровод полностью извлекается из скважины и устанавливаются боевики с ВМ. Извлекать трубопровод из скважины при заряжании рекомендуется со скоростью не более 0,2 м/с. С целью ограничения выноса пыли и частиц ВВ из скважины при заряжании в устье ее рекомендуется устанавливать фильтр.
Все работы с транспортно-зарядной установкой и транспортно-зарядными машинами должны производиться в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации и Едиными правилами безопасности.
Для транспортирования ВВ, заряжания скважин на открытых горных работах преимущественно игданитом, приготовляемым машиной в процессе заряжания, и гранулированными ВВ заводского производства применяется машина МЗП-6 (техническая характеристика машины приведена в приложении 2).
Конструкция машины предусматривает дозированную подачу дизельного топлива в аммиачную селитру при изготовлении игданита или воды в гранулированных ВВ заводского производства для снятия статического электричества и пылеподавления.
Бункер машины оборудован предохранительными сетками для предупреждения попадания скомковавшихся кусков ВВ и посторонних предметов в тракт прохождения ВВ.
Детали машины, соприкасающиеся с ВВ, изготовлены из материалов, устойчивых против коррозии и не дающих искр при соударении.
9. Буровые работы
9.1. Бурение скважин осуществляют как в скальных, так и в мерзлых грунтах, которые разрабатывают с применением взрывного рыхления. Характеристика оборудования, рекомендуемого для бурения скважин, приведена в прил. 9 и 10.
Для образования скважин следует применять:
а) вращательный способ бурения - в мерзлых и скальных грунтах невысокой крепости (до VI группы); в качестве породоразрушающего инструмента применяются резцовые долота, очистка скважин от выбуренного грунта (шлама) осуществляется преимущественно шнеком с добавлением небольшого объема сжатого воздуха (шнеко-воздушная очистка) и сжатым воздухом;
б) шарошечный способ бурения - в скальных грунтах VI-IX групп, в мерзлых грунтах с наличием крепких скальных включений; породоразрушающий инструмент - шарошечные долота, очистка скважин от шлама - сжатым воздухом;
в) ударно-вращательный - в скальных грунтах IX-XI групп и грунтах этой группы с наличием нескальных прослоек.