Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13 марта 1987 г. N 325 "О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве"

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам и горкомам партии, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик принять меры по коренному совершенствованию деятельности высших учебных заведений. Сосредоточить усилия партийных, советских и хозяйственных органов, ректоратов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций вузов на выполнении установок XXVII съезда партии, требований январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по перестройке высшего образования, рассматривая эту работу как одну из неотложных, важнейших задач ускорения социально-экономического развития страны, современной кадровой политики.
Высшая школа призвана оказывать долговременное, все возрастающее воздействие на ускоренное движение вперед социалистического общества, динамичное преобразование экономики, совершенствование общественных отношений, коренную перестройку всех сторон его жизни. Особая роль принадлежит ей в развитии духовной культуры народа, в активизации человеческого фактора. Исходя из этого необходимо выйти на новое качество подготовки специалистов в тесной связи с коренным улучшением их использования, обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание высшего образования, усилить его связь с общественной практикой.
Обеспечить подготовку кадров, сочетающих глубокую профессиональную компетентность и идейную убежденность, высокую культуру, гражданскую активность, воспитанных в духе коммунистической нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Формировать у специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению знаний, современное экономическое мышление, навыки научной организации управленческой деятельности, способности инициативно и ответственно решать задачи научно-технического, социального и культурного прогресса.
2. Министерству высшего и среднего специального образования СССР осуществить коренную перестройку учебного процесса и структуры подготовки кадров. Обеспечить переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. Для более полного учета интересов отраслей народного хозяйства в процессе обучения студентов проводить специализацию их подготовки с участием предприятий и организаций.
Пересмотреть по согласованию с Госпланом СССР, заинтересованными министерствами и ведомствами структуру подготовки кадров и к 1987/88 учебному году утвердить новый перечень специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в высших учебных заведениях, значительно сократив число специальностей. В соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства и основными тенденциями развития науки и техники обеспечить постоянное обновление номенклатуры специальностей. Разработать и ввести не позднее 1988/89 учебного года новые учебные планы и программы.
Дифференцировать содержание и сроки подготовки специалистов в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности технологической, эксплуатационной, управленческой, конструкторской, исследовательской и другой.
Организовать подготовку кадров для научных учреждений, конструкторских и проектных организаций, наукоемкого производства и научных подразделений предприятий по их заявкам, в том числе путем перевода студентов, проявивших склонности к научному и техническому творчеству, на индивидуальные учебные планы с продлением общего срока обучения до 6 лет, а также в форме научной стажировки. Определять перечень высших учебных заведений, в которых может осуществляться подготовка указанных специалистов, согласуя ее объемы с Госпланом СССР.
Предоставить учебным заведениям право использовать, по их усмотрению, до 15 процентов учебного времени для оперативного отражения в учебных планах и программах новейших достижений в соответствующих областях науки и техники, а также характера будущей работы специалиста.
В целях развития творческих способностей будущих специалистов, усиления индивидуальной подготовки:
предусмотреть при проведении практических, семинарских и лабораторных занятий деление учебной группы на две подгруппы;
сократить количество обязательных аудиторных занятий на дневных отделениях. Значительно повысить роль самостоятельной работы студентов, улучшить ее планирование и организацию, усилить контроль и помощь со стороны преподавателей. Установить, что учебно-методическое руководство самостоятельными занятиями студентов является видом учебной работы преподавателя, на которую отводится до 12 часов в неделю на I - III курсах и до 16 часов - на старших курсах;
широко применять дискуссии, деловые игры, моделирование производственных ситуаций и другие активные методы обучения. Развивать научно-исследовательскую работу студентов как обязательный элемент подготовки специалистов.
3. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что первостепенной обязанностью профессоров и преподавателей высшей школы является неуклонное проведение в жизнь ленинского принципа единства обучения и воспитания в подготовке специалистов. Важно обеспечить решающую роль учебного процесса в формировании духовных устоев личности современного советского интеллигента, его научного мировоззрения, широкого кругозора. Необходимо в курсах лекций, на семинарских и практических занятиях убедительно раскрывать социальные приоритеты и гуманистические ценности социализма, роль и место человеческого фактора в совершенствовании советского общества. Систематически рассматривать на заседаниях ученых советов институтов и факультетов, на кафедрах методологические аспекты изучаемых предметов. Развивать у студентов диалектическое мышление, раскрывать сущность явлений во всей их полноте, многообразии и противоречиях.
Требуется углублять фундаментальную подготовку студентов, вести преподавание всех дисциплин на уровне высших достижений современной науки. Усилить междисциплинарные связи изучаемых предметов. На основе математизации общенаучных и специальных дисциплин добиваться овладения специалистами современными методами и средствами научного анализа. Обеспечить непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экологическую подготовку студентов. Предоставить им более широкую возможность для изучения вопросов теории и истории отечественной и мировой культуры.
4. Ректоратам, партийным, комсомольским и профсоюзным организациям вузов создавать в студенческих коллективах обстановку напряженного творческого труда по овладению знаниями, атмосферу принципиальной взаимной требовательности. Всемерно развивать и поощрять состязательность студентов в учебе, воспитывать у них целеустремленность, волю, усердие, высокую ответственность за результаты своего труда.
Совершенствовать систему отбора будущих специалистов в течение всего срока их обучения. С этой целью:
улучшить организацию экзаменов и зачетов как важного инструмента объективной и строгой оценки знаний студентов;
решительно избавляться уже на младших курсах от студентов, допускающих безответственное отношение к учебе;
практиковать в высших учебных заведениях аттестацию студентов дневных отделений по завершении изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. По ее результатам осуществлять распределение по специализациям, отбирать лучших студентов на углубленную подготовку с продленным сроком обучения, в том числе путем перевода в ведущие вузы студентов, рекомендованных другими учебными заведениями;
поднять роль государственных экзаменационных комиссий в обеспечении взыскательной оценки качества подготовки специалистов;
расширить практику перевода студентов, обучающихся без отрыва от производства и добившихся высоких результатов в учебе, на дневную форму обучения.
Повысить уровень организации учебного процесса - важного фактора воспитания студентов в духе высокой дисциплины и собранности. Обеспечить рациональные расписания занятий, четкую работу кафедр, лабораторий, библиотек, всех подразделений, создавать благоприятные условия для творческой работы преподавателей и студентов.
Решительно укреплять дисциплину, дорожить каждым часом занятий. Категорически запретить в учебное время проведение общественных мероприятий и отвлечение студентов на работы, не связанные с учебным процессом.
5. В целях повышения качества учебного процесса, широкого развития и углубления индивидуальных форм обучения, устранения зависимости численности преподавателей от отсева студентов Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам, имеющим высшие учебные заведения, определять численность профессорско-преподавательского состава вузов по дневной форме обучения исходя из контингента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, а по остальным формам обучения - по фактическому контингенту. Переход на этот метод расчета численности преподавателей осуществить постепенно по курсам обучения начиная с 1988 года. Приступить в двенадцатой пятилетке к постепенному снижению соотношения среднего числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, в основном довести его в среднем по стране в тринадцатой пятилетке по дневной форме обучения до 1:8, по вечерней - до 1:15, по заочной - до 1:35. При уменьшении планов приема студентов не сокращать число преподавателей в вузах до достижения соотношений, установленных на тринадцатую пятилетку.
6. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректорам и партийным организациям высших учебных заведений осуществить меры по значительному повышению идейно-теоретического и методического уровня преподавания общественных наук как незыблемой основы формирования марксистско-ленинского мировоззрения и идейной убежденности специалиста.
Привести содержание учебных курсов в соответствие с решениями XXVII съезда партии, положениями и выводами Политического доклада ЦК КПСС съезду, новой редакции Программы КПСС и установками ЦК КПСС, выдвинутыми на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук (1986 г.) в Кремле. Всесторонне и глубоко раскрывать революционно-преобразующую деятельность Коммунистической партии на современном этапе, ее борьбу за ускорение социально-экономического развития страны, совершенствование хозяйственного механизма, перестройку всех сторон общественной жизни в духе требований январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.
Создать условия для систематического и основательного изучения студентами трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документов КПСС. Увеличить время на проведение семинарских занятий и организацию самостоятельной работы студентов за счет сокращения лекционных курсов. Перейти повсеместно к чтению проблемных лекций по узловым вопросам марксистско-ленинской теории. Обеспечить активное участие студентов в каждом семинаре с зачетом по всем изучаемым темам.
Совместно с Академией наук СССР, Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академией общественных наук при ЦК КПСС разработать единые учебные программы по истории КПСС, философии, политической экономии и научному коммунизму, дифференцированные для вузов различного профиля и типа, обеспечивающие преподавание революционной теории как целостного учения в единстве его составных частей. Подготовить на основе этих программ и издать новые учебники. Установить во всех высших учебных заведениях итоговый государственный экзамен по марксизму-ленинизму.
7. Утратил силу.
8. Утратил силу.
9. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами улучшить практическую подготовку специалистов и организацию производственной практики студентов.
Установить, что на каждом этапе обучения студентов их производственная, практическая подготовка осуществляется совместно с базовыми предприятиями, учреждениями и организациями на принципах совмещения учебы с производительным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей, в том числе на рабочих местах, требующих высокой профессиональной подготовки, а также на должностях техников, инженеров, экономистов и других специалистов. Не включать студентов в численность промышленно-производственного персонала, которая учитывается в расчете темпов роста производительности труда.
Обеспечить получение каждым студентом, прежде всего инженерных, инженерно-экономических и сельскохозяйственных вузов, рабочей профессии по профилю своей специальности в соответствии с характером будущей работы.
Создать на передовых предприятиях учебно-научно-производственные комплексы, объединяющие филиалы кафедр, совместные
научно-исследовательские подразделения, экспериментально-производственные участки.
Разрешить использование учебных центров (учебных полигонов), организуемых в составе передовых объединений, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро, для практической подготовки студентов и повышения квалификации преподавателей вузов.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и по согласованию с Министерством финансов СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам утвердить в 3-месячный срок типовое положение об учебно-научно-производственном комплексе.
10. Признать необходимым перестроить систему подготовки специалистов без отрыва от производства, решительно устранить имеющиеся в ней серьезные недостатки.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик упорядочить подготовку специалистов по заочной форме обучения. Определить к 1987/88 учебному году перечень специальностей, по которым наиболее целесообразно осуществлять такую подготовку. Пересмотреть сеть высших учебных заведений и их структурных подразделений, ведущих обучение по заочной форме, концентрируя его преимущественно в вузах, имеющих дневную форму обучения по соответствующим или родственным специальностям, располагающих квалифицированным профессорско-преподавательским составом и необходимой учебно-лабораторной базой. Зачислять на заочные и вечерние отделения высших учебных заведений прежде всего лиц с соответствующим средним специальным образованием и лиц, работающих по профилю данной специальности.
Ректорам высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов без отрыва от производства, создать необходимые условия для обучения в вузе молодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двух- и трехсменным режимом работы. Усилить требовательность к оценке знаний студентов, обучающихся без отрыва от производства. Обеспечить систематический контроль за усвоением ими материала и полным выполнением учебного плана.
Руководителям предприятий и организаций оказывать необходимую помощь и содействие работникам, обучающимся без отрыва от производства, обеспечить рациональное их использование как в период учебы, так и по завершении обучения.
Предоставить широкую возможность получения трудящимися дополнительных знаний по отдельным дисциплинам или циклам дисциплин в форме обучения без отрыва от производства. Создавать, в частности, для этих целей курсы, действующие на принципах хозяйственного расчета.
11. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректоратам высших учебных заведений осуществить всестороннюю компьютеризацию учебного процесса. Обеспечить выделение в период обучения не менее 250-300 часов дисплейного времени для студентов инженерно-технических и инженерно-экономических вузов и 100 часов - для студентов других вузов.
Организовать на базе ведущих вузов разработку методических, психологических и других проблем, связанных с использованием вычислительной техники в учебном процессе, а также переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области компьютерной технологии обучения.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР обеспечить централизованную разработку и тиражирование прикладных программ для учебных дисциплин и программных средств автоматизированных обучающих систем, имея в виду создать к 1990 году на этой основе общесоюзный банк информации для компьютерного обучения.
Активнее использовать передовой зарубежный опыт и возможности международного сотрудничества, прежде всего с социалистическими странами, в области компьютеризации обучения.
Для разработки программного обеспечения учебного процесса и последующего его тиражирования на отечественные ЭВМ Госплану СССР и Министерству финансов СССР выделить средства в свободно конвертируемой валюте в сумме 2 млн. рублей, а Министерству внешней торговли СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по вычислительной технике и информатике закупить в 1987 году для Министерства высшего среднего специального образования СССР импортные персональные компьютеры.