8.2.2.2. Применение ударных механизмов (клин-бабы и других аналогичных механизмов) при производстве земляных работ разрешается на расстоянии не ближе 5 м от действующих трубопроводов и кабелей.
8.2.2.3. При проведении работ в охранных зонах отвал грунта из траншеи на действующий трубопровод запрещается. Отвалы минерального и плодородного грунта следует располагать между действующим и прокладываемым трубопроводам, оставляя свободной бровку шириной не менее 0,5 м. Зоны расположения отвалов грунта (минерального и плодородного) указываются в проекте производства работ.
8.2.2.4. При производстве взрывных работ по устройству траншей для вновь прокладываемого трубопровода массу зарядов следует назначать с учетом сейсмического воздействия на действующий трубопровод во избежание его повреждения. Охранная зона при взрывных работах и расстояние закладки зарядов от действующего трубопровода устанавливаются по проекту производства буро-взрывных работ.
8.2.2.5. Для выполнения работ по засыпке трубопровода механизмами ответственный за проведение работ обязан выдать машинисту механизма по засыпке траншей схему производства работ, показать на месте границы работы механизма и расположение действующих трубопроводов.
8.2.2.6. Засыпку траншей вновь прокладываемого трубопровода следует производить траншеезасыпателями или бульдозерами с косыми кожами. Бульдозеры с прямыми ножами в целях предотвращения наездов на действующий трубопровод должны перемещаться под углом 45° к оси траншеи. Границы движения бульдозера при засыпке траншеи должны быть обозначены вешками. Наезд на валик грунта действующего трубопровода запрещается.
8.2.2.7. При засыпке (возвращении) плодородного слоя на действующий трубопровод следует применять технологию производства работ по рекультивации, исключающую наезд машин на действующий трубопровод.
8.2.2.8. Траншеи в местах пересечения с подземными коммуникациями (включая действующий трубопровод) следует засыпать слоями толщиной не более 0,1 м с тщательным трамбованием.
8.2.2.9. Планировку валика действующего трубопровода (в том числе и после зимней засыпки) следует выполнять по специально разработанной и согласованной с эксплуатирующей организацией технологической карте, исключающей наезд механизмов (скрепера, грейдера, планировщика и т.п.) на действующий трубопровод.
8.2.3. Сварочно-монтажные работы
8.2.3.1. Электросварочные и другие огневые работы в охранной зоне действующих трубопроводов следует вести в соответствии с "Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства", утвержденными ГУПО МВД СССР.
8.2.3.2. Места проведения электросварочных работ следует обеспечить необходимыми средствами пожаротушения. Все рабочие, занятые на электросварочных работах, должны быть обучены пользованию средствами пожаротушения.
8.2.3.3. Для выполнения электросварочных работ на близком расстоянии от действующего трубопровода и его сооружений (запорной арматуры, задвижек и т.п.) в ППР должны быть разработаны меры по защите от возможного загорания от искр и сварочного пламени транспортируемого продукта в действующем трубопроводе.
8.2.3.4. Места работы электросварщиков должны быть защищены от атмосферных осадков и ветра.
8.2.4. Изоляционно-укладочные работы
8.2.4.1. Площадки для приготовления мастики и грунтовки должны располагаться на расстоянии не менее 500 м от охранной зоны действующего трубопровода.
8.2.4.2. Трубоукладчики, изоляционные машины и другие механизмы, участвующие в данном технологическом процессе, должны располагаться с внешней стороны вновь строящегося трубопровода по отношению к действующему,
8.2.5. Электрохимическая защита трубопроводов от коррозии
8.2.5.1. При работах по устройству электрохимической защиты трубопроводов необходимо соблюдать, кроме требований, указанных в нормативно-технических документах, перечисленных в п. 8.1.2 настоящего документа, требования безопасности "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Главгосэнергонадзором.
8.2.5.2. Работы по устройству электрохимической защиты строящегося магистрального трубопровода в охранной зоне действующего трубопровода следует начинать и заканчивать до начала очистки полости и испытания трубопровода. Устройства электрохимической защиты следует включать в работу до начала работы приемочной комиссии, а в зонах блуждающего тока - по истечении не более месяца после укладки участка трубопровода.
8.2.5.3. Присоединение перемычек и проводов контрольно-измерительных пунктов к другим сооружениям, присоединение дренажного кабеля к токоведущим частям электрифицированного рельсового транспорта (электрифицированные железные дороги и др.) следует производить в присутствии соответствующих эксплуатирующих организаций.
8.2.5.4. В связи с тем что параллельно действующим трубопроводам проходят линии электропередачи и подземные кабели с небольшой глубиной заложения (до 0,4 м), работы по электрохимической защите следует выполнять с особой осторожностью.
8.2.6. Очистка полости и испытание трубопроводов
8.2.6.1. Очистку полости и испытание трубопровода, проложенного в охранной зоне, выполняет строительно-монтажная организация под руководством комиссии, состоящей из представителей генподрядчика, субподрядных организаций, эксплуатирующей организации.
8.2.6.2. Очистку полости и испытание трубопровода необходимо проводить по специальной инструкции (составляемой заказчиком и строительно-монтажной организацией, с учетом условий работ в охранной зоне действующих трубопроводов), в которой излагаются безопасные способы выполнения работ. Инструкция согласовывается с проектной организацией и утверждается председателем комиссии.
8.3. Производство строительных работ вблизи линий электропередачи (ЛЭП)
8.3.1. Работа строительных и дорожных машин в охранной зоне ЛЭП разрешается при наличии у машинистов вышеуказанных машин наряда-допуска и при полностью снятом напряжении организацией, эксплуатирующей данную линию электропередачи.
8.3.2. В случае невозможности снятия напряжения строительно-монтажные работы в охранной зоне ЛЭП допускаются только:
1) при наличии письменного разрешения эксплуатирующей организации;
2) при предварительной выдаче машинистам строительных машин и строителям наряда-допуска строительно-монтажной организацией;
3) при руководстве и непрерывном надзоре ответственного лица из числа инженерно-технических работников, назначенного организацией, ведущей работы, и имеющего группу по электробезопасности не ниже III;
4) при расстоянии от подъемной или подвижной части грузоподъемной машины и от поднимаемого груза в любом положении до ближайшего провода ЛЭП, находящейся под напряжением: до 1 кВ - 1,5 м; от 1 до 20 кВ - 2 м; от 35 до 110 кВ - 4 м; от 150 до 220 кВ - 5 м; 330 кВ - 6 м; от 500 до 750 кВ - 9 м; 800 кВ (постоянного тока) - 9 м;
5) при наличии у машинистов строительных машин группы по электробезопасности не ниже II;
6) при заземлении грузоподъемных машин, кроме машин на гусеничном ходу;
7) при условии, если все работающие в охранной зоне могут оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.
8.3.3. Наряд-допуск на производство строительно-монтажных работ в охранной зоне действующей воздушной ЛЭП должен быть подписан главным инженером строительно-монтажной организации и главным энергетиком.
8.3.4. При работе вблизи ЛЭП машинисты строительных машин должны следить, чтобы из-за неровности местности не произошло резкого наклона рабочего органа машин (телескопа, стрелы и т.п.) в сторону проводов ЛЭП и их опор.
8.3.5. При случайном соприкосновении рабочего органа строительной машины с проводом ЛЭП, находящейся под напряжением, или возникновении между ними электрического разряда запрещается до снятия напряжения с ЛЭП или отвода рабочего органа на безопасное расстояние прикасаться, стоя на земле, к строительной машине, сходить с нее на землю или подниматься на нее.
8.3.6. Если в результате соприкосновения или электрического разряда произойдет загорание строительной машины, не позволяющее оставаться в ней, машинист должен, не держась руками за части машины, спрыгнуть на землю сразу обеими ногами и оставаться на одном месте до снятия напряжения с ЛЭП. Удаляться от машины до снятия напряжений с линии можно прыжками на одной или двух ногах одновременно, или мелкими шагами, не превышающими длину стопы.
8.3.7. Не допускается работа грузоподъемных машин вблизи ЛЭП, находящейся под напряжением, при ветре, вызывающем отклонение на опасное расстояние свободных (без груза) тросов и канатов, с помощью которых поднимают груз.
8.3.8. В темное время суток работу с грузоподъемными машинами можно проводить только при отключенной ЛЭП и достаточном освещении рабочего места и ЛЭП.
8.3.9. При приближении грозы лицо, ответственное за безопасное выполнение работ, обязано прекратить работы и вывести всех работающих из зоны работ на расстояние не ближе 25 м от ЛЭП. Во время грозы производство работ и пребывание людей в охранной зоне запрещается.
8.3.10. Не допускается пребывание на месте работы в охранной зоне людей, не имеющих прямого отношения к проводимой работе.
8.3.11. При обнаружении на действующей ЛЭП оборвавшегося и лежащего на земле или провисающего провода запрещается приближаться к нему на расстояние менее 8 м. Одновременно должны быть приняты меры для предупреждения возможного приближения к проводу на указанное выше расстояние посторонних людей. Вблизи оборванного или провисшего провода следует установить охрану из числа работающих, объяснив им опасность не только прикосновения к проводу, но и приближения к нему на расстояние менее 8 м.
Если поставить охрану не представляется возможным, необходимо установить предупредительные знаки и укрепить их на стойках вблизи обрыва по радиусу с четырех сторон, но не ближе 8 м, т.е. за пределами шагового напряжения.
После устройства ограждения или установки предупредительных знаков следует немедленно сообщить в эксплуатирующую организацию о местонахождении обрыва.
8.3.12. Передвижение строительных машин и механизмов, а также перевозка оборудования, конструкций и прочего груза под ЛЭП допускаются лишь в случае, если машина, механизм и транспорт с грузом имеют высоту от отметки дороги или земли не ближе 5 м при передвижении по автомобильным дорогам и 3,5 м - по грейдерным проселочным дорогам и без дорог.
8.3.13. Расстояние по вертикали между низшей точкой провода и землей (габарит) при высокой температуре воздуха или гололеде (без ветра) должно быть не меньше 6 м для воздушных линий (ВЛ), находящихся под напряжением до 110 кВ; 6,5 м - для ВЛ напряжением 150 кВ; 7 м - для ВЛ напряжением 220 кВ.
8.3.14. Работы в охранных зонах электрифицированных железных дорог следует вести на основании письменного разрешения и в присутствии соответствующей службы эксплуатации железнодорожного транспорта.
8.3.15. Не допускается работа строительных машин непосредственно под проводами ВЛ электропередачи под напряжением 110 кВ и выше, если расстояние от подъемных или выдвижных частей машин, а также от перемещаемого ими груза, находящихся в любом положении, до ближайшего провода меньше указанного в п. 8.3.2 для соответствующего напряжения.
8.4. Прокладка кабельных линий связи