ГОСТ 16853-88 Канаты стальные талевые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Технические условия стр. 2

2.11. Канат покрывают смазкой по всему сечению.

В качестве смазок должны применяться: Торсиол-35, БОЗ-1 и другие канатные смазки по нормативно-технической документации.

2.12. Канат должен быть намотан одним отрезком на деревянные барабаны по ГОСТ 11127, металлические барабаны по технической документации или на возвратные барабаны с использованием их в установленном порядке.

По требованию потребителя барабаны с канатами обшиваются досками. Под обшивку укладывается слой бумаги по ГОСТ 8828 или ГОСТ 9569.
2.12.1. Упаковка канатов, отгружаемых в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также канатов, транспортируемых морским транспортом, - по группе 13.4 ГОСТ 15846. При транспортировании воздушным транспортом барабаны должны быть упакованы в дощатые обрешетки.
2.12.2. Диаметр шейки барабанов должен быть не менее 15-кратного диаметра каната. Щеки барабана должны выступать над наружным слоем намотанного каната не менее чем на 50 мм.
2.12.3. Концы каната должны быть прочно закреплены к барабану: канат должен быть уложен плотными, неперепутанными рядами для обеспечения свободного сматывания его с барабана.

2.13. Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192.

2.14. Маркировка канатов - по ГОСТ 3241.

2.15. Остальные технические требования - по ГОСТ 3241.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Канаты принимаются партиями. Партия должна состоять из каната одного типоразмера, в одной единице упаковки и оформлена одним документом о качестве, содержащим:
товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель;
номер каната по системе нумерации предприятия-изготовителя;
условное обозначение каната;
длину каната;
массу брутто каната;
суммарное разрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом;
материал сердечника;
дату изготовления каната;
тип смазки;
номер барабана;
изображение знака соответствия при обязательной сертификации.
3.2. Внешний вид, размеры и механические свойства проволок проверяют на каждом канате.
3.3. Остальные правила приемки - по ГОСТ 3241.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Для проверки механических свойств проволок и диаметра проволок, наличия смазки в канате и сердечнике от каждого каната отбирают отрезок каната длиной не менее 1 м.
От отрезка каната для испытаний на растяжение, скручивание и перегиб отбирают 46 основных проволок из прядей (в том числе 27 проволок наружного слоя прядей, 18 проволок внутренних слоев и 1 центральную проволоку), а из каната с металлическим сердечником - 12 проволок металлического сердечника.
4.2. Механические свойства проволок и маркировочную группу каната определяют испытанием разрывного усилия проволок каната.
Если суммарное разрывное усилие всех проволок каната окажется ниже разрывного усилия, приведенного в табл.1 и 2, то проводится повторное испытание, результаты которого являются окончательными.
При испытании разрывного усилия канатов марки 1 в целом допускается оценивать марку каната по результатам испытания механических свойств 10% проволок каждого диаметра, но не менее трех. Количество проволок, полученное расчетом, округляется до целого числа в сторону увеличения.
4.3. Наличие смазки в канате и сердечнике проверяют визуальным контролем.
4.4. Остальные требования к методикам испытаний - по ГОСТ 3241.

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Барабаны с намотанными канатами транспортируют транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. Размещение и крепление грузов при железнодорожных перевозках проводят в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов, утвержденными Министерством путей сообщения СССР. Транспортирование канатов по железной дороге проводится повагонными, малотоннажными или мелкими отправками.
Условия транспортирования в крытых транспортных средствах - по группам 5, 6 ГОСТ 15150 открытых транспортных средствах - по группам 8, 9 ГОСТ 15150.
5.2. Барабан с намотанным канатом массой более 10 т должен транспортироваться в горизонтальном положении (ось вращения - горизонтальная), а массой 10 т и менее допускается транспортировать с вертикальным расположением оси барабана.
5.3. Под антикоррозионной металлической пластиной или в металлический конверт, прибиваемый к барабану, должны быть вложены копия документа о качестве и анкета работы талевого каната, которую потребитель должен заполнить и выслать в адрес предприятия-изготовителя (см. приложение).
При транспортировании воздушным транспортом металлическая пластина должна быть размещена внутри барабана и крепиться в двух местах.
5.4. Хранение канатов - по ГОСТ 3241.

6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.1. Диаметр используемого каната должен соответствовать типоразмеру талевой системы, на которой он будет эксплуатироваться.

6.1.1. Не допускается работа каната без успокоителя-стабилизатора и загрязнение частей каната буровым раствором и абразивами.
6.1.2. Заправка каната на талевую систему производится по крестовой оснастке. Допускается в отдельных случаях использование параллельной оснастки.
6.1.3. Канат следует отрабатывать периодически с перепуском в процессе проводки скважины по системе, утвержденной руководством предприятия-потребителя.
6.1.4. При монтаже и перепусках канатов с металлическим сердечником не допускается отделение прядей каната от сердечника. Сердечник с одной обвитой прядью следует использовать для заплетения петли на конце каната.
6.1.5. Предприятие - потребитель канатов должно вести систематический учет наработки и перепусков канатов. Анкету наработки каната необходимо направлять предприятию-изготовителю.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие стальных канатов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
7.2. Гарантийный срок хранения канатов марки В - 12 мес с момента их изготовления.
7.3. Гарантийная наработка канатов марки В на 1 м, не менее:
15 ткм - для диаметра 25 мм;
19 ткм - для диаметра 28 мм;
20 ткм - для диаметра 32 мм;
20 ткм - для диаметра 35 мм;
20 ткм - для диаметра 38 мм

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Обязательное 
АНКЕТА
работы талевого каната N ____
1. Предприятие-потребитель (объединение, УБР, УРБ, НГРЭ и т.п.).
2. Буровая N .   3. Дата навески каната .
4. Глубина скважины при навеске, м .   5. Дата снятия каната .
6. Глубина скважины при снятии, м .   7. Причина снятия каната (износ, окончание 
бурения и т.п.).   8. Тип буровой установки .
9. Общее число рейсов за время работы каната .   10. Длина свечи, м .
11. Конструкция бурильной колонны на время работы каната (диаметр труб, мм, -  ; толщина стенки, мм, -  ; длина ступени, м, -  ).
Интервал бурения, мЧисло рейсов 
в интервале 
Параметры ступени УБТБурильные трубы
отдоНомер ступени, считая от забоя
1231234
12. Наработка каната на данной буровой, ткм .
13. Общая наработка каната, ткм .    14. Количество и длина перепусков, м .
Анкету составил .    Дата 
___________________________________________________________---