В соответствии с пунктом 5.11 части 1 статьи 6 и частями 2 и 3 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Установить, что проектная документация повторного использования, а также проектная документация, подготовленная в соответствии с частью 3 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются экономически эффективной проектной документацией при условии их соответствия следующим критериям:
а) предусмотренная получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документацией сметная стоимость строительства объекта капитального строительства, достоверность которой подтверждена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не превышает предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных нормативов, определяющих потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (далее - укрупненный норматив цены строительства), а в случае отсутствия утвержденных укрупненных нормативов цены строительства не превышает подтвержденную органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, сметную стоимость объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
б) объект капитального строительства, предусмотренный в проектной документации, имеет подтвержденный заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса "С", за исключением объектов, на которые не распространяются требования энергетической эффективности в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
3. Установить, что:
а) критерии экономической эффективности проектной документации применяются для подготовки проектной документации, государственный контракт (договор) на подготовку которой заключен после вступления в силу настоящего постановления;
б) Правительством Российской Федерации может быть принято решение о неприменении одного из критериев экономической эффективности проектной документации для подготовки проектной документации отдельных объектов капитального строительства;
в) до начала применения соответствующего укрупненного норматива цены строительства, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
для объектов, финансирование строительства которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, средств юридических лиц, созданных субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, главы местной администрации допускается определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства с применением укрупненных нормативов цены строительства, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в случаях, установленных пунктом 4 настоящего постановления, к используемым при определении предполагаемой (предельной) стоимости строительства укрупненным нормативам цены строительства может быть применен повышающий коэффициент, значение которого не превышает 1,2.
4. Если в ходе подготовки проектной документации на строительство объекта капитального строительства выявлена необходимость превышения предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства и содержащейся в решении об утверждении федеральной целевой программы, региональной (муниципальной) программы, либо о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, либо в отношении объекта капитального строительства при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в составе федеральных целевых программ, региональных (муниципальных) программ, принятых в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке, либо в решении руководителя юридического лица, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, руководителя юридического лица, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (в случае строительства объектов капитального строительства за счет средств указанных юридических лиц без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (далее - решение по объекту капитального строительства), и такое превышение составляет не более 20 процентов над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, то лицами, указанными в пункте 5 настоящего постановления, может быть принято решение о необходимости применения к используемым при определении предполагаемой (предельной) стоимости строительства укрупненным нормативам цены строительства повышающего коэффициента, значение которого не превышает 1,2 (далее - решение о необходимости применения повышающего коэффициента), только при наличии положительного заключения по результатам проведенного в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы, или положительного заключения по результатам проведенного в соответствии с пунктами 7-12 настоящего постановления аудита проектной документации, если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации или нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации не установлена обязательность проведения публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта.
5. Решение о проведении аудита проектной документации принимается:
для объектов, финансирование строительства которых планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, юридических лиц, доля Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, - соответственно руководителем федерального органа исполнительной власти или организации - субъекта бюджетного планирования, руководителем юридического лица, созданного Российской Федерацией, руководителем юридического лица, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов;
для объектов, предусмотренных абзацем вторым подпункта "в" пункта 3 настоящего постановления, - соответственно высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, главой местной администрации, руководителем юридического лица, созданного субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, руководителем юридического лица, доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов.
6. В случае принятия решения о необходимости применения повышающего коэффициента в отношении объектов, финансирование строительства которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, лица, указанные в пункте 5 настоящего постановления, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации обеспечивают внесение изменений в решения по объекту капитального строительства в части сведений о предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства.
7. Аудит проектной документации проводится в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства которых планируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти или подведомственными этим органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - экспертные организации), одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации в пределах срока государственной экспертизы.
8. Предметом аудита проектной документации является оценка:
а) обоснованности выбора основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений на предмет их оптимальности и соответствия современному уровню развития техники и технологий;
б) обоснованности выбора технологических решений на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ, услуг), отсутствия уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ, услуг) (проводится, если в проектной документации предусмотрено создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения);
в) обоснованности выбора основного технологического оборудования по укрупненной номенклатуре на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ, услуг), их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
г) обоснованности использования при строительстве объекта капитального строительства материалов с избыточными потребительскими свойствами, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования, строительных материалов, стоимость которых превышает стоимость материалов с аналогичными потребительскими свойствами;
д) сроков и этапов строительства объекта капитального строительства на предмет их оптимальности;
е) обоснованности первоначально установленной предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства;
ж) принятых в проектной документации архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений в целях определения их соответствия исходно-разрешительной документации.
9. Аудит проектной документации проводится на основании договора о проведении аудита проектной документации, заключаемого в 3-дневный срок со дня заключения договора о проведении государственной экспертизы проектной документации.
В целях заключения договора о проведении аудита проектной документации застройщик, технический заказчик или уполномоченное им лицо представляет в экспертную организацию:
а) заявление о проведении аудита проектной документации;
б) решение о проведении аудита проектной документации, в том числе содержащее обоснование необходимости превышения предполагаемой (предельной) стоимости строительства;
в) копию документа, подтверждающего внесение платы за проведение аудита проектной документации.
10. Результатом проведения аудита проектной документации является заключение о проведении аудита проектной документации, содержащее оценку:
а) обоснованности принятых в проектной документации основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений;
б) обоснованности выбора основного технологического оборудования, строительных и отделочных материалов;
в) обоснованности планируемых сроков и этапов работ;
г) предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и отдельных его этапов.
11. Заключение о проведении аудита проектной документации оформляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, подписывается экспертами, участвовавшими в проведении аудита, и утверждается руководителем экспертной организации (или уполномоченным им лицом).
12. За проведение аудита проектной документации взимается плата в размере 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий (в размере указанной платы учитывается сумма налога на добавленную стоимость).
Плата за проведение аудита проектной документации включается в состав расходов, предусмотренных главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства, в соответствии с пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
По объектам капитального строительства, в отношении которых предоставляются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на разработку проектной документации, на оплату проведения аудита проектной документации могут быть предусмотрены средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования соответственно.
В случае если для оплаты проведения аудита проектной документации требуется привлечение средств федерального бюджета, до представления документов для проведения аудита проектной документации главным распорядителем средств федерального бюджета (государственным заказчиком федеральной целевой программы) в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке обеспечивается внесение изменений в решение по объекту капитального строительства.
13. До начала применения укрупненных нормативов цены строительства, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства допускается превышение указанной сметной стоимости над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства, но не более чем на 20 процентов. Положительное заключение, подготовленное по результатам данной проверки, должно содержать информацию о таком превышении с указанием его значения.
14. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
а) до 1 декабря 2016 г. утвердить форму заключения о проведении аудита проектной документации;
б) до 1 сентября 2017 г. утвердить в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормативы, предусмотрев введение их в действие с 1 января 2018 г.
15. Сведения о проектной документации, включенные в реестр типовой проектной документации до вступления в силу настоящего постановления, подлежат размещению на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и могут использоваться при принятии решений о подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства, указанным в части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
отсутствуют сведения об экономически эффективной проектной документации повторного использования, подлежащей обязательному использованию в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию переданы исключительные права на проектную документацию повторного использования или права на использование проектной документации повторного использования, в том числе на подготовку проектной документации на ее основе, а также на передачу такого права лицам, указанным в части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
16. Признать утратившими силу: