Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.) стр. 2

Права и обязанности сторон по договору морской перевозки груза (глава VIII), договору морской перевозки пассажира (глава IX), договору фрахтования судна на время (глава X), договору морской буксировки (глава XI) и договору морского страхования (глава XII) определяются по законам места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон (статья 15 настоящего Кодекса). Место заключения договора определяется по советскому закону.
Правила, содержащиеся в главе VIII "Договор морской перевозки груза", применяются к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, поскольку иное не вытекает из главы VII настоящего Кодекса.
Правила, содержащиеся в главе X "Договор фрахтования судна на время" (за исключением статей 181, 183, 184, 186), применяются также при фрахтовании судна без экипажа.

Статья 15. Включение в договоры, предусмотренные настоящим Кодексом, условий о применении иностранных законов и обычаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда стороны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от установленных им правил.

Иностранный закон не применяется, если его применение противоречило бы основам советского строя.

Статья 16. Связанный с торговым мореплаванием имущественный спор, в котором участвует иностранный гражданин или иностранная организация, может быть по соглашению сторон передан на рассмотрение иностранного суда или арбитража.

Статья 17. Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила международного договора.

Статья 18. К гражданским, административным и иным правоотношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного или иного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Глава II

Судно

Статья 19. Суда в СССР находятся в собственности государства либо в собственности колхозов, иных кооперативных или общественных организаций.

В личной собственности граждан могут находиться суда валовой вместимостью не более 10 регистровых тонн, предназначенные для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, не могут использоваться для извлечения нетрудовых доходов.

Статья 20. На суда, находящиеся в собственности Советского государства, не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР.

Статья 21. Отчуждение иностранному государству, иностранной организации или иностранному гражданину судна, находящегося в собственности Советского государства либо колхоза, иной кооперативной или общественной организации, допускается только с разрешения Совета Министров СССР.

Статья 22. Право плавания под Государственным флагом Союза ССР предоставляется судам, находящимся в собственности:

1) Советского государства;
2) колхозов, иных советских кооперативных или общественных организаций;
3) граждан СССР.
Изъятия из этого правила могут допускаться в порядке, установленном Советом Министров СССР.

Статья 23. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов СССР или с момента регистрации в судовой книге.

Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге, но не более одного года.
За подъем на судне Государственного флага Союза ССР без права на этот флаг виновные лица несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 24. Внесению в Государственный судовой реестр подлежат суда, технический надзор за которыми осуществляется Регистром СССР.

Другие суда, находящиеся в ведении Министерства морского флота СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР, а также находящиеся в собственности рыболовецких колхозов, регистрируются в судовых книгах морских торговых и рыбных портов СССР.
Внесению в Государственный судовой реестр и в судовые книги не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна.
Порядок ведения Государственного судового реестра и судовых книг портов устанавливается Министерством морского флота СССР. Порядок внесения в Государственный судовой реестр и регистрации в судовых книгах судов рыбной промышленности устанавливается Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР.

Статья 25. Спортивные суда регистрируются в судовых книгах спортивных организаций в порядке, установленном Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Суда, кроме подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, судовые книги морских торговых и рыбных портов СССР и судовые книги спортивных организаций, а также суда, принадлежащие гражданам, регистрируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 26. Внесение судна в Государственный судовой реестр удостоверяется свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР (судовой патент), а регистрация в судовой книге - судовым билетом.

За внесение судна в Государственный судовой реестр или регистрацию в судовой книге взимается установленный сбор.

Статья 27. С момента внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге все ранее сделанные записи в отношении этого судна в судовых реестрах иностранных государств Союзом ССР не признаются.

Равным образом Союзом ССР не признается внесение судна СССР в судовой реестр иностранного государства, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.

Статья 28. Судно должно иметь свое название. Название присваивается:

1) судну, находящемуся в ведении Министерства морского флота СССР, - в порядке, установленном Министерством морского флота СССР;
2) судну, находящемуся в ведении другого министерства или ведомства, - в порядке, установленном соответствующим министерством или ведомством по согласованию с Министерством морского флота СССР;
3) судну, принадлежащему колхозу, иной кооперативной или общественной организации либо гражданину, - собственником судна по согласованию с портом, в котором судно вносится в Государственный судовой реестр, или с органом, в судовой книге которого оно регистрируется.

Статья 29. Судно может быть допущено к плаванию лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.

Технический надзор за всеми пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее 75 л. с. и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн (кроме спортивных судов и судов, принадлежащих гражданам) осуществляется Регистром СССР.
Технический надзор за судами, не указанными в части второй настоящей статьи, осуществляется:
1) за судами, принадлежащими рыболовецким колхозам, - органами, на которые этот надзор возложен Министерством рыбного хозяйства СССР;
2) за судами, находящимися в ведении Министерства морского флота СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР, - органами, на которые этот надзор возложен указанными министерствами;
3) за спортивными судами - органами, на которые этот надзор возложен Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР;
4) за прочими судами, а также судами, принадлежащими гражданам, - в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 30. Судно должно иметь следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР;
2) свидетельство о праве собственности на судно;
3) свидетельство о годности к плаванию;
4) мерительное свидетельство (для судов, подлежащих техническому надзору Регистра СССР);
5) список лиц судового экипажа (судовую роль);
6) судовой журнал;