Примечание. Неуказанные предельные отклонения размеров принимаются для отверстий - по Н14 и вала - по h14 (СТ СЭВ 144-75).
7.5.4. Соединение трубопроводов на клею и резиновых кольцах
7.5.4.1. Склеиванием следует соединять трубы и соединительные детали из ПВХ, имеющие раструбы для клеевого соединения.
Склеивание необходимо производить с помощью клея марки ГИПК-127 по ТУ 6-05-251-95-79 в соответствии с требованиями СН 478-80. Склеивание труб и деталей из ПВХ должно производиться при температуре не ниже +5°С.
7.5.4.2. На резиновых уплотнительных кольцах следует соединять трубы и соединительные детали из поливинилхлорида, имеющие раструбы под резиновые кольца.
Монтаж раструбных соединений на резиновых уплотнительных кольцах следует выполнять в соответствии с СН 478-80, а также с указаниями, изложенными в "Рекомендациях по проектированию и монтажу наружных водопроводных и канализационных сетей из поливинилхлоридных раструбных труб" (М., Стройиздат, 1984, с. 44).
Монтаж раструбных соединений труб и деталей из ПВХ следует производить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10°С.
7.5.5. Соединение трубопроводов с помощью фланцев
7.5.5.1. Присоединение пластмассовых трубопроводов к арматуре, насосам, резервуарам, металлическим трубопроводам и другим узлам следует выполнять на свободных (накидных) металлических (или из других материалов), оговоренных проектом, фланцах с использованием:
втулок под фланцы (для труб из ПНД, ПВД, ПВХ) (рис. 11);
отбортовки (для труб из ПП и ПВХ).
Трубы из ПВХ, соединяемые на резиновых уплотнительных кольцах, присоединяют с использованием чугунных патрубков-фланцев в соответствии с СН 478-80.
7.5.5.2. Втулки под фланцы и трубы из ПНД и ПП соединяют между собой контактной сваркой нагретым инструментом встык, а втулки под фланцы и трубы из ПВД - враструб. Сварку следует выполнять в соответствии с указаниями раздела 7.5.3.5.
Не допускается приваривать втулки под фланцы к трубам из другого материала, в том числе втулки под фланцы из ПНД, к трубам из ПВД или втулки из ПВД - к трубам из ПНД.
Втулки под фланцы и трубы из ПВХ следует соединять между собой склеиванием в соответствии с СН 478-80.
7.5.5.3. Отбортовку труб из ПП и ПВХ под фланцевое соединение следует производить в соответствии с СН 478-80.
7.5.5.4. При сварке втулок под фланцы с полиэтиленовыми трубами применяют сварочные устройства, оснащенные приспособлениями для центровки и закрепления втулок.
7.5.5.5. Перед приваркой втулки к трубе на замыкающем участке трубопровода следует обязательно предварительно надеть накидной фланец на трубу.
7.5.5.6. При сборке фланцевых соединений затяжку болтов следует производить поочередным завинчиванием противоположно расположенных гаек тарированным ключом с усилием, регламентированным проектом. Гайки болтов должны быть расположены на одной стороне фланцевого соединения. Прокладки должны иметь размеры, соответствующие уплотнительным поверхностям втулки под фланец. Материал прокладок указывается проектом.
Непараллельность буртов втулок под фланцы должна быть не более 0,1% от их наружного диаметра и контролироваться набором щупов на базе наружного диаметра буртов.
7.5.6. Организация и проведение сварочно-монтажных работ
7.5.6.1. К сварочно-монтажным работам допускается обученный персонал при наличии комплекта необходимого оборудования и инструмента после завершения разработки траншеи и доставки на трассу подготовленных труб (секций) в расчете на суточный объем строительства трубопровода.
Доставку на трассу полиэтиленовых труб следует производить согласно указаниям разд. 7.4.
7.5.6.2. Доставленные на трассу трубы или сварные секции должны быть разложены на строительной полосе вдоль траншеи на расстоянии не менее чем 1,5 м от ее бровки.
7.5.6.3. При производстве сварочно-монтажных работ (как и при выполнении других операций) запрещается сбрасывать трубы с транспортных и технологических средств, а также перемещать их по земле волоком. Эти же требования распространяются и на соединительные детали (узлы).
7.5.6.4. В зависимости от объема работ и местных условий могут быть применены две схемы организации сварочно-монтажных работ - базовая и трассовая.
При базовой схеме в месте складирования поступающих на монтаж труб, соединительных деталей, фланцев и арматуры организуют стационарный (или полустационарный) сварочно-монтажный участок, предназначенный для сварки труб в секции длиной 12-18 м и изготовления сварных деталей и узлов. Сваренные секции и узлы доставляют на трассу или объект, где производят сварку секций в плети, а затем в непрерывную нитку, приварку к трубопроводу сварных узлов с установкой фланцев.
При трассовой схеме трубы исходной длины (обычно 6 м) и соединительные детали (в основном втулки под фланцы) сразу доставляют на трассу или объект и сваривают в плети, а затем в непрерывную нитку.
Базовая схема является основной схемой организации сварочно-монтажных работ.
Трассовую схему следует применять при: а) сооружении участков трубопроводов протяженностью до 5 км; б) затруднении или невозможности доставки трубных секций; в) поставке труб заводом-изготовителем в бухтах или на катушках.
7.5.6.5. Проведение сварочно-монтажных работ на стационарных базах должно обеспечить максимально возможную индустриализацию монтажа. На стационарных базах следует выполнять следующие виды работ:
а) входной контроль, разметку, резку, механическую обработку труб и соединительных деталей;
б) сварку труб в секции;
в) приварку к трубам (или патрубкам) соединительных деталей: втулок под фланцы, отводов, тройников, переходов;
г) изготовление укрупненных узлов.
На изготовленные узлы наносят маркировку с указанием номера линии и узла. Маркировку наносят цветной водостойкой краской, нагретым клеймом или с помощью бирок.
7.5.6.6. При сварке труб в секции в стационарных условиях сварочный пост состоит из центратора, устройства для обработки торцов труб, нагревательного инструмента с блоком питания. Сварочная установка должна быть расположена на ровной площадке с деревянным настилом и оснащена стеллажами для складирования и подачи труб на сварку, съема и накопления трубных секций (рис. 12, поз. а).
Для повышения производительности при больших объемах работ сварочный пост следует комплектовать двумя центраторами с одним нагревательным инструментом и блоком питания (рис. 12, поз. б).
7.5.6.7. Сварку трубопровода следует производить согласно указаниям разд. 7.5.7.5, как правило, на бровке траншеи. При необходимости сварка трубных секций или узлов может выполняться в траншее, котловане или колодце. При этом размеры траншеи, котлована или колодца должны быть достаточными для размещения сварочного устройства и проведения сварочных работ.
В трассовых условиях производят, как правило, сварку прямых стыков.
При сварке трубных секций в непрерывную нитку для установления требуемого усилия, развиваемого подвижным зажимом центратора при оплавлении и осадке стыка (см. п. 7.5.3.5), следует учитывать силы трения от привариваемой секции о грунт (опоры) при ее перемещении. Это усилие суммируется с усилием, требуемым для оплавления или осадки стыка, и определяется по динамометру при холостом ходе подвижного зажима центратора с закрепленной в нем секцией.
При сварке линейной части трубопровода в непрерывную нитку сварочный пост оснащается одним, двумя или тремя центраторами, устройством для торцовки труб, нагревательным инструментом, блоком питания и передвижной электростанцией.
При сварке трубопровода с двумя центраторами работы следует выполнять в такой последовательности (рис. 13):
трубные секции (или трубы) укладывают на подсыпной грунт, лежки или инвентарные опоры и выравнивают в линию;
концы свариваемых трубных секций укрепляют в зажимах первого центратора, очищают от загрязнений, торцуют и сваривают согласно п. 7.5.3.5;
в процессе охлаждения стыка в зажимах первого центратора производят сборку и сварку следующего стыка с использованием второго центратора;
первый центратор снимают с охлажденного стыка и перемещают для сборки и сварки последующего стыка, а в дальнейшем цикл повторяется.
При сварке трубопроводов диаметром 225 мм и более для перемещения сварочного оборудования, подвозки и поддержания привариваемой трубы или секции следует использовать грузоподъемные машины (рис. 14).