Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56743-2015 "Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения по определению экономии энергетических ресурсов" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноябр стр. 14

сопоставить с данными производителей. Если измеренные значения согласуются
со справочными данными, то можно сделать вывод о том, что в отношении того
оборудования, мощность которого не измерялась, также можно пользоваться
справочными данными.
Наличие больших расхождений может свидетельствовать о том,что оборудование,
в отношении которого проводились измерения, было неверно идентифицировано,
работало в нетипичном режиме (например, при напряжении питания выше или ниже
номинального), в одной группе было оборудование разных типов и т.д. Такая
информация дает дополнительный повод для дальнейшего изучения получившихся
расхождений.
11 Финансирование Плана
Смета расходов на определение величины экономии энергетических ресурсов,
в том числе начальные за траты на создание системы измерения и верификации
энергетической эффективности и текущие затраты на ее эксплуатацию в
течение отчетного периода, приведена в Приложении _______.
В случае резкого измерения стоимости работ по измерению и верификации
энергетической эффективности проекта (на ___%) решение принимается совместно
Исполнителем и Заказчиком и оформляется дополнительным соглашением.
12 Формат отчетности
Отчетная документация предоставляется в соответствии с утвержденным
графиком (Приложение _______) по форме Приложения ________________.
Приложение В
(справочное)

Примеры проведения измерений и верификации энергетической эффективности

В.1 Повышение эффективности насоса/двигателя - метод А
B.1.1 Исходная ситуация
Десять насосных установок установлены, чтобы качать воду из подземных скважин. Как правило, насос находится в непрерывной эксплуатации в течение шести месяцев ежегодного туристического сезона, хотя при необходимости насосы могут включаться и выключаться вручную.
Органы местного самоуправления муниципального образования предложили частично субсидировать замену старых насосов на новые высокоэффективные насосы через ресурсоснабжающую организацию. Перед внесением последней суммы субсидии ресурсоснабжающая организация потребовала краткосрочный отчет о величине предотвращенного потребления энергетических ресурсов (отчет о достигнутой энергетической эффективности). Владелец заинтересован в замене старых насосов и снижении затрат на электрическую энергию, поэтому он выплатил остаток стоимости установки и согласился предоставить отчет после осуществления модернизации.
B.1.2 Факторы, влияющие на планирование измерения и верификации энергетической эффективности
Измерение объема электрической энергии, потребляемого насосом, осуществляется с помощью 5 приборов учета, принадлежащих ресурсоснабжающей организации. Эти приборы учета позволяют снять показания только с 10 насосов. Еще до внедрения проекта было учтено, что новые насосы должны увеличить скорость откачки в некоторых скважинах, тем самым снижая количество часов работы. Владелец насосов и ресурсоснабжающая организация понимают, что количество рабочих часов и. соответственно, экономия напрямую зависят от режимов работы и количества обслуживаемых постояльцев. Ни одна из сторон не может контролировать эти показатели, определяющие потребление энергетических ресурсов.
Владелец искал самые дешевые варианты для сбора и передачи информации ресурсоснабжающей организации. Владелец нанял подрядчика для выбора и установки насосов, которые бы соответствовали его требованиям и требованиям ресурсоснабжающей организации.
Расход воды при работе насосов остается неизменным, так как в насосе нет ограничительных клапанов, и глубина подъема воды практически не зависит от процесса забора воды.
B.1.3 План измерения и верификации энергетической эффективности
План был разработан совместно владельцем и ресурсоснабжающей организацией на основе модели, предоставленной ресурсоснабжающей организацией. Для снижения затрат был выбран метод А. В рамках использования метода А была сделана оценка годовых часов работы насоса для года с усредненными показателями заполняемое. Полученное количество часов умножается на измеряемые показатели снижения мощности насосов.
Было решено, что устанавливаемое подрядчиком измерительное оборудование будет достаточно точно измерять мощность, потребляемую двигателем. Перед демонтажем подрядчик измерял приводную мощность каждого старого насоса, после того, как насос проработал как минимум 3 часа. Ресурсоснабжающая организация оставила за собой право присутствовать при этих измерениях. Так как насосы имели постоянный расход, то среднее количество рабочих часов в год было вычислено из данных счетов на оплату потребленной электрической энергии за прошедший год, разделенную на измеренную мощность двигателей старых насосов. Эти вычисления показали, что в среднем насосы проработали 4321 ч в год до того, как были модернизированы. Ресурсоснабжающая организация нашла информацию, о том, что общее количество туристов в год было на 9% больше, чем обычно. Поэтому владелец и ресурсоснабжающая организация договорились о том, что насосы в этот год работали на 9% больше, чем обычно. Из этих данных они вывели количество рабочих часов насоса, ссылаясь на то, что количество рабочих часов в нормальный год будет составлять 91% 4321 ч. или 3932 ч.
B.1.4 Результаты
Экономия была определена с помощью метода А по следующему уравнению:
Общая нагрузка всех насосов до модернизации: ................132 кВт
Общая нагрузка всех насосов после модернизации: ............98,2 кВт
Снижение полезной нагрузки: ................................33,8 кВт
Экономия энергетических ресурсов = 34 кВт х 3932 ч/год = 130000
За основу расчета конечной выплаты субсидии ресурсоснабжающая организация приняла значение 130000 .
Используя те же оцененные рабочие периоды, предполагаемая экономия владельца при нормальных осадках и при действующих ценах (тарифах) была определена следующим образом: 34 кВт х 3932 ч х R0.2566/кВтч = R 34000/год. Условия подключения и цены (тарифы) не изменились.
B.2 Изменение мощности насоса/двигателя - метод В
B.2.1 Исходная ситуация
Гостиничный комплекс, описанный в В.1, мог также претендовать на получение дополнительной стимулирующей субсидии от ресурсоснабжающей организации, если бы насосы отключались в пиковое время с 07:00 до 10:00 и с 18:00 до 20:00 во все дни недели, кроме официальных праздников. Владелец установил системы контроля и управления по радиоканалу, чтобы удаленно автоматически управлять насосами и, тем самым, реализовать стратегию переноса нагрузки. Система контроля насосов будет ежегодно перенастраиваться владельцем согласно обновленному графику государственных праздников.
B.2.2 Факторы, влияющие на планирование измерений и верификации энергетической эффективности
Владелец убежден, что сокращение часов работы насоса на 25 ч в неделю (15%) не окажется критичным для его работы.
Ресурсоснабжающая организация узнала, что владелец решает, стоит ли отключать насосы исходя из собственных потребностей. Поэтому ресурсоснабжающая организация потребовала, чтобы процедуры измерения и верификации энергетической эффективности соответствовали требованиям метода В.
Владелец оценил, что период окупаемости капиталовложений на оборудование для контроля и мониторинга затянулся. Поэтому в целях сохранения бюджета необходимо сократить часть капиталовложений на предоставление дополнительной информации, требуемой ресурсоснабжающей организацией.
B.2.3 План измерения и верификации энергетической эффективности