Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и мет стр. 3

- проявление личной инициативы и активного участия в руководстве деятельностью по улучшению условий труда, соблюдению требований охраны труда, повышению эффективности и результативности функционирования системы управления охраной труда;
- строгое личное выполнение и постоянный контроль за выполнением работниками требований охраны труда и требований безопасности, определенных технологическими регламентами (инструкциями).
При этом всем руководителям в своих подразделениях в пределах полномочий и по своим направлениям следует обеспечивать наличие людских (человеческих), материальных и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно разрабатывать, внедрять, пересматривать и поддерживать систему управления охраной труда.
При возникновении противоречий между стратегическими целями в области охраны труда, провозглашенными в политике, и другими производственными задачами организации высшее руководство организации должно разрешать их таким образом, чтобы принятые решения отвечали требованиям системы управления охраной труда.
Основными разделами системы управления охраной труда являются:
- политика*(2), то есть стратегия и стиль управления, совокупность видения организацией своей миссии в сфере безопасности производства и в охране труда, концепции и стратегии деятельности по реализации этого видения и миссии, стратегических целей и задач;
- организация*(3), то есть организационная деятельность по созданию всех необходимых системе управленческих структур, процедур, распределения обязанностей между работниками и подразделениями и т.п.;
- планирование*(4) и применение*(5), то есть сочетание элемента системы управления, направленного на установление целей и определяющего необходимые действия и соответствующие ресурсы для достижения заданных целей с элементом системы управления, направленным на осуществление/выполнение требуемых для достижения целей мероприятий;
- оценка*(6), то есть оценка результативности системы, внесение корректив в деятельность и тем самым поддержание процесса непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности/эффективности;
- действия по совершенствованию*(7), то есть постоянный процесс, состоящий из предупредительных/превентивных действий, то есть действий по устранению причины/причин потенциального возникновения несоответствия или другой нежелательной, но потенциально возможной ситуации; корректирующих действий, то есть действий по устранению причины/причин выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации, предпринимаемых для предотвращения повторного возникновения несоответствия и собственно действия по непрерывному усовершенствованию/постоянному улучшению системы управления охраной труда.
Каждый из вышеназванных разделов системы управления охраной труда сам представляет систему элементов (или как принято говорить в теории систем - подсистему) мероприятий и процедур.
5.1 Политика
5.1.1 Политика в области охраны труда
5.1.1.1 Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна;а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;г) анализироваться для постоянной пригодности;д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам,5.1.1.2 Политика в области охраны труда должна включать как минимум следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.5.1.1.3 Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.1]
Политика как стратегия и стиль управления в области охраны труда определяет общую направленность и принципы деятельности работодателя в сфере охраны труда.
Политика совокупно именует общие намерения и стратегические направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством организации, а затем и доведенные до всеобщего сведения.
Политика по охране труда должна включать как минимум четыре ключевых принципа, осуществление которых организация принимает на себя и обязуется строго выполнять:
- обеспечение безопасности и сохранение здоровья работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
- соблюдение всех соответствующих законов, правил и иных нормативных актов, содержащих государственные требования охраны труда, программ по охране труда, а также коллективных соглашений по охране труда и любых иных добровольно принимаемых к исполнению организацией обязательств и требований;
- гарантированное обеспечение того, что с рабочими и их представителями проводятся консультации, и они привлекаются к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
Для придания юридической значимости, точности и публичности политика в области охраны труда должна быть разработана должностными лицами работодателя (администрацией организации) при консультациях с работниками и их представителями и изложена письменно в документе, подписанном высшим руководством организации (либо работодателем, либо по его доверенности, либо самым старшим по должности ответственным руководителем организации).
Для усиления публичности следует текст политики сделать доступным всем лицам на их рабочих местах или любым другим так называемым "заинтересованным лицам", желающим с ней ознакомиться.
Политику следует довести до сведения всех работающих с тем, чтобы каждый из них знал и исполнял свои индивидуальные трудовые обязанности в рамках этой проводимой в организации политики. Для этого, как правило, политику оформляют на одном красочном листе и вывешивают его во всех подразделениях.
Сформулированная, подписанная, растиражированная политика свидетельствует о намерениях и решимости руководства организации (работодателя) выполнять свои обязанности перед законом и работниками по эффективной организации работ по охране труда в соответствии с установленными нормативными требованиями.
Чтобы политика в области охраны труда была эффективной, ее необходимо периодически анализировать на уровне самого высшего руководства, оценивая ее соответствие условиям текущего периода, и вносить по мере необходимости поправки.
При наличии в организации руководства, положения, стандарта о системе управления охраной труда одним из первых разделов в них может быть политика.
5.1.2 Участие работников и их представителей
5.1.2.1 Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.5.1.2.2 Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия в процессе возможных аварий.5.1.2.3 Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.5.1.2.4 Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.2]
Целенаправленное привлечение работников к управлению охраной труда является наиважнейшим элементом системы управления охраной труда.
Все функции работодателя, его обязанности и обязательства, если работодателем выступает организация, выполняют работники, которые делятся по своим управленческим функциям и подчиненности на руководителей, специалистов и исполнителей.
Руководители - это работники, в административном подчинении которых есть хотя бы один работник. Руководителей часто делят еще на высшее руководство (топ-менеджмент) и линейных руководителей, среди которых выделяют непосредственных руководителей работ.
Специалисты - это лица, в административном подчинении которых нет ни одного работника, но которые принимают участие в управлении от лица работодателя, оказывая любую квалифицированную помощь руководителям.
Пример - Инженер/менеджер/специалист по охране труда.
Руководители и специалисты являются должностными лицами работодателя, осуществляющими от лица работодателя функции управления.
Исполнители - это работники, не являющиеся ни руководителями, ни специалистами и выполняющие свои трудовые обязанности, не имея других работников в своем прямом или косвенном подчинении. Исполнители не представляют и не выполняют функций работодателя и не выступают от его имени.
Пример - Представители рабочих профессий.
Только при активном участии работников в управлении охраной труда организация может реально и полностью выполнять возложенные на нее законом обязанности по охране труда, способствовать внедрению передового опыта по охране труда, поддерживать свою политику в сфере охраны труда и безопасности производства, поскольку работодатель - это юридическое понятие и все его обязанности управления в реальности выполняют его работники - должностные лица - руководители и специалисты. При этом другим работникам - простым исполнителям, трудовые функции которых не связаны с участием в управлении охраной труда, - также следует быть вовлеченными в процесс управления охраной труда через своих представителей.
Работодателю, как собственнику и/или организатору производства, следует организовать и обеспечить участие работников в управлении. Поскольку работник может управлять чем-либо, только зная, чем именно он управляет, работодатель должен знакомить работников и их представителей со всеми аспектами охраны труда, связанными с их работой, включая аварийные мероприятия, и повышать их профессиональную компетенцию, проводить обучение по охране труда представителей работников. При этом работодателю следует так организовывать свои мероприятия по охране труда, чтобы работники и их представители имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и осуществления, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.
Для того чтобы работников не отрывать от выполнения своих трудовых обязанностей без особой нужды, все консультации администрация организации ведет периодически или по мере необходимости с представителями работников.
На таких представителей работодатель может возложить следующие функции;
а) осуществление оперативного контроля самостоятельно или совместно с представителями работодателя:
1) соблюдения должностными лицами работодателя законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;
2) состояния условий труда;
3) выполнения другими работниками-исполнителями их обязанностей по соблюдению норм, правил и инструкций по охране труда;
4) своевременного сообщения руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве;
5) соблюдения норм о рабочем времени и времени отдыха (правил внутреннего трудового распорядка);
6) предоставления компенсаций (если таковые предусмотрены национальным законодательством) за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
7) правильности применения работниками средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);
б) участие в работе комиссий (в качестве представителей работников):