В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", в целях организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 апреля 2017 г. N 231-ПП
к постановлению Правительства Москвы
от 25 апреля 2017 г. N 231-ПП
Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве
I. Общие положения
1. Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы) в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве (далее - Порядок) разработан в соответствии с федеральными законами от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам", РД 52.04.52-85 "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях", утвержденным 1 декабря 1986 г. Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (далее - Методические указания), постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга", постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", а также в целях защиты населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, а также в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду выбросов в периоды метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятных метеорологических условий, далее - НМУ) в городе Москве.
2. Порядок определяет общие правила организации и проведения работ по регулированию выбросов в периоды НМУ и является обязательным для Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих в границах города Москвы производственные объекты - территории со стационарными источниками выбросов (далее - производственные территории) и имеющие нормативы выбросов (предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) и (или) временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов), установленные приказом Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - природопользователи).
В Порядке указаны правила представления информации о НМУ в городе Москве, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления Департаменту и природопользователям (далее - заинтересованные лица) (на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам").
Данные правила предназначены для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ.
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней опасности (первой, второй и третьей степени), которым должны соответствовать три режима работы природопользователей в периоды НМУ.
II. Прогнозирование НМУ, порядок передачи предупреждений о наступлении НМУ, информирование природопользователей о НМУ
3. Прогнозирование НМУ для города Москвы осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС").
4. Составление прогноза НМУ для города Москвы осуществляется ФГБУ "Центральное УГМС" с учетом текущей синоптической и метеорологической ситуации в период с 13.00 до 15.00 часов местного времени текущего дня.
Уточнение прогноза НМУ для города Москвы производится до 10.00 часов местного времени следующих суток. Непредставление уточненного прогноза НМУ свидетельствует о прекращении НМУ опасной степени по истечении периода, указанного в первичном сообщении, содержащем информацию о НМУ.
5. Прогноз НМУ, уточненный прогноз НМУ для города Москвы размещаются на официальном сайте в сети Интернет ФГБУ "Центральное УГМС" www.ecomos.ru в течение одного часа с момента составления данного прогноза для использования заинтересованными лица при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ.
6. Прогноз НМУ, уточненный прогноз НМУ для города Москвы предоставляется ФГБУ "Центральное УГМС" в Департамент по телефонам: (495) 695-84-74, (495) 620-26-63, факс: (495) 691-83-43, e-mail: mosecom-info@eco.mos.ru.
7. Департамент регистрирует поступившие прогнозы о НМУ с указанием даты и времени их получения.
8. Департамент в течение часа после получения прогноза о НМУ для города Москвы размещает его на своем официальном сайте www.eco.mos.ru для использования природопользователями и сотрудниками Департамента при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ.
9. Для отслеживания информации о НМУ природопользователи назначают ответственных лиц, которые обязаны довести прогноз НМУ до сведения всех подразделений и производств, осуществляющих регулирование выбросов, незамедлительно зарегистрировав прогноз в журнале (приложение 1 к настоящему Порядку).
III. Порядок разработки, согласования и проведение природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ
10. Разработка мероприятий по регулированию выбросов осуществляется непосредственно природопользователями с учетом специфики конкретных производств. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников выброса в создание концентраций примесей в приземном слое атмосферного воздуха.
Мероприятия по уменьшению выбросов по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку (далее - план мероприятий) разрабатываются и утверждаются природопользователями.
11. Необходимая эффективность мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ (далее - мероприятия по уменьшению выбросов) устанавливается в соответствии с обеспечением снижения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы по первому, второму и третьему режиму не менее, чем на 15-20 процентов по производственным территориям при условии, что после выполнения настоящих мероприятий максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории на границе санитарно-защитной зоны, ближайшей жилой застройки и территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха, не превышают 1 ПДК при трех режимах НМУ (далее - до требуемого уровня).
12. В периоды НМУ следует добиваться необходимого для каждого из трех режимов работы производственной территории снижения концентраций при наименьших усилиях. Учитывается также приоритетность загрязняющих веществ, а также уровень фактического загрязнения воздуха в городе, технологические возможности производства, пылегазоулавливающего оборудования, особенности метеорологического режима.
13. Мероприятия по сокращению выбросов могут быть общими, применимыми для любого природопользователя, и специфическими, относящимися к конкретным производствам (приложение 6 Методических указаний).
14. Если в результате расчетов рассеивания максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории при нормальных условиях, составляют менее 0,1 ПДК на границе нормативной санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, для таких производственных территорий при разработке мероприятий по сокращению выбросов для трех режимов НМУ достаточно разработать только мероприятия общего характера (пункт 5.1 Методических указаний).
Данные мероприятия носят организационно-технический характер, их можно быстро осуществить, они не требуют существенных затрат и не приводят к снижению производительности производственной территории, обеспечивают сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15-20 процентов.
15. При разработке мероприятий по сокращению выбросов учитываются следующие условия:
- выбор эффективных и практически выполнимых мероприятий по уменьшению выбросов;
- выполнение мероприятий по уменьшению выбросов не должно вести к образованию не учтенных источников загрязнения атмосферы и вредных (загрязняющих) веществ, а также снижать эффективность работы социально значимых объектов;
- обеспечение снижения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы по первому, второму и третьему режиму не менее 15-20 процентов по производственной территории до требуемого уровня.
16. Для согласования плана мероприятий Департаментом природопользователь, представитель природопользователя лично обращается в Департамент с заявлением, содержащим следующие сведения о природопользователе:
- если природопользователь юридическое лицо, то: полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, государственный регистрационный номер записи регистрации природопользователя, подтверждающий факт внесения сведений о природопользователе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридический адрес, контактный номер телефона и адрес электронной почты, опись представляемых материалов, сведение о местонахождении отдельной производственной территории;
- если природопользователь индивидуальный предприниматель, то: Ф.И.О. индивидуального предпринимателя в соответствии с учредительными документами, государственный регистрационный номер записи регистрации природопользователя, подтверждающий факт внесения сведений о природопользователе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), юридический адрес, номер телефона и адрес электронной почты, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельной производственной территории.
К заявлению должны быть приложены:
- план мероприятий в 2-х экземплярах;
- пояснительная записка к плану мероприятий с обоснованием данного плана мероприятий;
- информация о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов, при наличии у природопользователя утвержденных в установленном порядке и действующих временно согласованных выбросов, оформленная согласно приложению 3 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в городе Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 г. N 465-ПП;
- документ, удостоверяющий личность природопользователя (представителя природопользователя);
- документ, подтверждающий полномочия представителя природопользователя действовать от имени природопользователя.
17. Пояснительная записка.
Если в результате расчетов рассеивания максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории при нормальных условиях, составляют менее 0,1 ПДК на границе нормативной санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, для таких природопользователей предоставляется пояснительная записка, состоящая из следующих разделов:
- характеристика производственных процессов, в результате которых производятся выбросы;
- инвентаризация источников выбросов, утвержденная природопользователем;
- план-график контроля выбросов в периоды НМУ (приложение 3 к настоящему Порядку).
Для остальных природопользователей предоставляется пояснительная записка, состоящая из следующих разделов: