СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (с Изменением N 1) стр. 5

5.11 При организации отдельных входов в здание для персонала и посетителей стоянки автомашин необходимо размещать поблизости от соответствующих входов в здание. Пути движения пешеходов и подъезда автотранспорта рекомендуется проектировать не пересекающимися.
5.12 На участке должно быть предусмотрено наружное освещение, в том числе у входов в здание, наружных лестниц, люков пожарных гидрантов, вдоль пешеходных и транспортных маршрутов, а также на автостоянках.
5.13 На участках или в зданиях больниц (кроме инфекционных и туберкулезных) по заданию на проектирование допускается размещение пансионатов для амбулаторных больных, родственников больных и приглашенных специалистов.
5.14 Площадь озеленения участков, свободных от застройки, должна приниматься в зависимости от типа медицинской организации по интенсивности лечения. Для стационаров интенсивного лечения площадь озеленения не нормируют. Для стационаров длительного лечения площадь озеленения рекомендуется не менее 50% площади, свободной от застройки.
5.15 Ограниченные возможности озеленения участка в условиях плотной застройки рекомендуется компенсировать созданием "садов на крышах" и зимних садов (которые целесообразно устраивать при разновысоком решении больничного комплекса, обеспечивая зрительное восприятие зелени пациентами на уровне окон палат).
5.16 При озеленении участка, особенно детских медицинских организаций, не должны использоваться растения, которые являются аллергенами, ядовитыми, колючими или несущими какую-либо другую опасность для пациентов.
5.17 По свободному от застройки периметру участка следует высаживать полосы зеленых насаждений. Деревья рекомендуется высаживать на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от окон помещений для пациентов или рабочих мест персонала.
5.18 Участки медицинских организаций со стационарами, в том числе санаториев, должны быть огорожены. Ограждением участка психиатрического стационара должен быть исключен его обзор с улицы. Высота ограды для организаций со стационарами - 1,6 м, а для психиатрических больниц - не менее 2,5 м.
5.19 На въезде-выезде с участка медицинских организаций рекомендуется предусматривать устройство шлагбаума, автоматически открывающегося с пункта видеонаблюдения. По заданию на проектирование может быть предусмотрена проходная с соответствующим оснащением. При выезде с участка инфекционных больниц для санитарного транспорта следует устанавливать устройства для дезинфекционной обработки машин.
5.20 Для сбора твердых бытовых, пищевых и медицинских отходов на территории хозяйственной зоны должны быть установлены раздельные контейнеры, с плотно закрывающимися крышками. Площадки для контейнеров должны иметь водонепроницаемое твердое покрытие размерами, превышающими габариты основания установленных контейнеров на 1,5 м со всех сторон, иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и навес. Навес и ограждение площадок не должны препятствовать их естественному проветриванию. При контейнерах следует предусмотреть место для маневрирования автомашин, транспортирующих контейнеры.
5.21 На участке медицинской организации допускается создание вертолетной площадки на один или несколько вертолетов. Минимальные размеры вертолетной площадки 15х15 м. Максимальный уклон площадки не должен превышать трех градусов. Вокруг площадки, в зоне 20 м по периметру, не должно быть препятствий, в том числе деревьев и кустарников высотой более 1 м.
По заданию на проектирование площадка может предусматриваться на крыше. В этом случае ее минимальные размеры 15x12 м. Требования к устройству вертолетных площадок отражены в СП 121.13330, [7].
5.22 Лечебные пляжи санаториев и примыкающая к ним полоса побережья (до 100 м от кромки воды) относятся к первой зоне санитарной охраны курорта и на них запрещается строительство объектов, не связанных с эксплуатацией пляжей и обслуживанием больных в соответствии с СанПиН 4060.
5.23 Лечебный пляж планировочно следует делить на три функциональные зоны: лечебную, купания, обслуживания пляжа. Территорию пляжа рекомендуется огораживать.
5.24 Лечебную зону пляжа санатория следует рассчитывать на 100% мест при минимально допустимой норме на 1 место: для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 8-12 м2; для остальных пациентов - 5 м2.
5.25 Протяженность береговой полосы на одного человека при ширине пляжной полосы 25 м и более должна составлять не менее 0,2 м. Площадь водной поверхности на море или реке на одного человека должна выделяться из расчета - не менее 5 м2, в пресноводных непроточных и малопроточных водоемах (озера, водохранилища) - не менее 10 м2.
5.26 Лечебные пляжи должны размещаться в зоне пешеходной доступности (до 1-2 км) от спальных корпусов, иметь удобные подъездные пути, подходы и спуски к ним (дорожки, лестницы, лифты, фуникулеры и т.д.), доступные в том числе маломобильным группам отдыхающих. При большей удаленности следует предусматривать специальный транспорт.
5.27 На территории лечебной зоны следует предусматривать три климатотерапевтические зоны: зона сплошной тени (около 20%), зона рассеянной солнечной радиации (около 40%) и зона активной солнечной радиации (около 40%).
Пляжи детских санаториев следует делить на секторы по количеству групп, в каждом из которых должны быть три климатотерапевтические зоны.
5.28 Участок акватории, выделенный для купания, должен быть обозначен. Максимальная глубина акватории:
3-4 м - для взрослых;
2,0-2,5 м - для родителей с детьми;
1,5 м - для детей.
5.29 В зоне купания максимальное расстояние от береговой линии до буйков не должно превышать: 75 м - для взрослых, 40 м - для родителей с детьми, 30 м - для детей. В случае дефицита площади берега, пригодной для пляжа, допускается строительство надводных аэросоляриев.
5.30 Зона обслуживания пляжа является продолжением лечебной зоны, поэтому в ее составе должны быть предусмотрены службы, обеспечивающие безопасную работу пляжа: медицинский пункт, радиоузел, спасательный пункт, комната персонала, душевые с пресной водой и уборные персонала. Кроме того, в зоне обслуживания размещают кабины для переодевания, уборные пациентов (один унитаз на 50 чел.), душевые с пресной водой (одна кабина на 75 чел.), питьевые фонтанчики (один на 10 чел.), мойки для ног (одна на 50 чел.) и др.

6 Общие требования к зданиям

6.1 Типы и структура медицинских организаций

6.1.1 Структура медицинских организаций определяется медико-техническим заданием (заданием на проектирование) с учетом их профиля и мощности. Часть подразделений в структуре медицинской организации может отсутствовать при передаче соответствующих функций централизованным организациям (диагностический центр, центральное стерилизационное отделение, лабораторный центр, прачечная, пищеблок, клининговая служба, патолого-анатомическое отделение и др.).
6.1.2 Медицинские организации, предназначенные непосредственно для пациентов, подразделяют на две группы: стационарные и амбулаторно-поликлинические. В составе медицинских организаций со стационаром могут быть следующие структурные подразделения: стационары, консультативно-диагностические отделения, лечебные отделения, вспомогательные, хозяйственные, служебно-бытовые, помещения клинических кафедр, дневные стационары.
6.1.2а В составе медицинских организаций со стационаром могут быть следующие структурные подразделения: стационары, консультативно-диагностические отделения, лечебные отделения, вспомогательные, хозяйственные, служебно-бытовые, помещения клинических кафедр, дневные стационары.
6.1.3 Консультативно-диагностические и лечебные подразделения целесообразно проектировать централизованными с возможностями использования их как стационарными, так и амбулаторными больными. Для этого должны быть предусмотрены раздельные входы и ожидальные. В организациях до 150 коек вход и ожидальная могут быть общими, но с разделением использования по времени.
6.1.4 К амбулаторно-поликлиническим организациям относятся: ФАПы, СВА, офисы врачей общей практики, территориальные, ведомственные и специализированные поликлиники, диспансеры, медицинские центры, центры восстановительного лечения без стационаров.
6.1.5 В составе амбулаторно-поликлинических организаций могут быть следующие структурные подразделения: отделения амбулаторно-поликлинического приема, консультативно-диагностические, лечебные отделения, дневные стационары, вспомогательные (в том числе отделения помощи на дому), хозяйственные, служебно-бытовые.

6.2 Объемно-планировочные решения зданий

6.2.1 Планировочная структура здания должна обеспечивать поточность (последовательность) технологических процессов, оптимизацию путей движения основных потоков персонала, больных, больничных грузов с целью минимизации их протяженности и удобства больных, посетителей и персонала.
6.2.2 Потоки материалов с высокой степенью эпидемиологической опасности должны быть максимально изолированы от остальных потоков с помощью планировочных решений или специального оборудования (закрытые тележки, герметичные контейнеры для отходов, проходные стерилизаторы и моечные машины, барьерные стиральные машины и др.). Упакованные грузы допускается транспортировать общебольничными лифтами.
6.2.3 Палатные секции, оперблоки, родблоки, секции реанимации и интенсивной терапии, лечебные блоки отделений лучевой терапии, гемодиализа, лаборатории, ЦСО, блоки для исследований отделений лучевой и радионуклидной диагностики, эндоскопических отделений не должны быть проходными.
6.2.4 Для обеспечения защиты пациентов и персонала от внутрибольничных инфекций следует использовать различные формы пространственной изоляции: уменьшение мощности палатных отделений; деление палатных отделений на секции; ограничение вместимости палат одной-двумя койками (в том числе для совместного пребывания матери и ребенка); индивидуальные родовые палаты в родовых отделениях, выделение в ОРИТ или ОАРИТ одной или нескольких одноместных палат для изоляции больных. Кроме того, могут предусматриваться индивидуальные родовые боксы при приемном отделении; приемные диагностические боксы.
6.2.5 При входе с лестниц и из лифтов в палатные секции, оперблоки, секции реанимации и интенсивной терапии, а также в зону для исследований лабораторий следует предусматривать шлюз или лифтовой холл.
6.2.6 Для защиты показаний диагностической аппаратуры от искажений кабинеты функциональной диагностики не рекомендуется размещать смежно (в том числе над и под ними) с кабинетами электросветолечения, процедурными рентгенкабинетов, кабинетов магнитно-резонансной томографии и лучевой терапии, а также помещениями с источниками вибрации.
6.2.7 Помещения, в которых проводят работы с источниками ионизирующего излучения, не допускается размещать смежно (в том числе над и под) с палатами для беременных женщин и детей.
6.2.8 Помещения сероводородных и радоновых ванн не должны размещаться смежно с палатами. Не рекомендуется размещать кабинеты с рентгеновской и другой сложной аппаратурой под помещениями с "мокрыми" процессами (душевые, уборные, моечные и др.). В случае невозможности другого планировочного решения должны быть приняты меры по гидроизоляции для исключения протечек.
6.2.9 Для естественного освещения помещений планировочными решениями могут быть предусмотрены внутренние дворы и атриумы.
6.2.10 Естественное, искусственное и совмещенное освещение основных помещений медицинских организаций следует проектировать по приложению Н.
6.2.11 Допускается свободная ориентация окон помещений по сторонам горизонта. Нормативная продолжительность инсоляции (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076) должна быть обеспечена не менее чем в 60% общей численности палат медицинской организации. В общую численность палат не входят палаты, в которых для защиты от излишней инсоляции и резкого света необходимо предусматривать солнцезащиту (послеоперационные и родовые палаты, палаты отделений реанимации и интенсивной терапии, палаты для выхаживания новорожденных и недоношенных). Для палат дневных стационаров продолжительность инсоляции не нормируется.
В помещениях постоянного пребывания пациентов и персонала, ориентированных на южные румбы горизонта, также необходимо предусматривать солнцезащиту.
6.2.12 В подразделениях с кабинетами приема пациентов следует предусматривать помещения (место) для ожидания из расчета 5 м2 на каждый кабинет или каждое место в кабинете (стоматологическое кресло, кушетка и т.п.). При использовании компьютерных систем регулирования потоков пациентов и при реконструкции зданий площадь может быть уменьшена.
6.2.13 Площадь и габариты палат необходимо определять исходя из требования подхода к кровати больного с трех сторон (двух боковых и ножной). К койкам жилых комнат санатория и койкам сопровождающих больного (матерей в палатах совместного пребывания матери и ребенка и др.) не требуется трехстороннего подхода.
6.2.14 Расстояние от торца койки до торца другой койки или стены палаты должно быть не менее 1,2 м. Расстояние между длинными сторонами рядом стоящих коек должно быть не менее 0,8 м, а в палатах восстановительного лечения, нейрохирургических, ортопедо-травматологических, ожоговых, медико-социальных и палатах для больных, передвигающихся с помощью кресел-колясок - не менее 1,2 м.
6.2.15 Габариты помещений и коридоров лечебных подразделений следует принимать по приложению Г.