В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"* приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСБ России и нормативных правовых актов ФСБ России в органах федеральной службы безопасности.
2. Руководителям, начальникам подразделений ФСБ России принять меры по недопущению включения в разрабатываемые проекты нормативных правовых актов ФСБ России положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению в нормативных правовых актах ФСБ России таких положений и их устранению.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Директора ФСБ России.
Директор | А. Бортников |
_____________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730; 2013, N 43, ст. 5449.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2009 г.
Регистрационный N 15870
Приложение
к приказу ФСБ РФ
от 24 ноября 2009 г. N 606
к приказу ФСБ РФ
от 24 ноября 2009 г. N 606
Инструкция о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСБ России и нормативных правовых актов ФСБ России в органах федеральной службы безопасности
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"*(1) и определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСБ России (в том числе совместных) и нормативных правовых актов ФСБ России (далее - проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты соответственно) в органах федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности).
2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов проводится согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
3. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
4. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы юридическими подразделениями (юрисконсультами) подразделений ФСБ России, разрабатывающих проекты нормативных правовых актов, либо подразделений ФСБ России, являющихся головными исполнителями в ФСБ России при согласовании проектов совместных нормативных правовых актов, поступивших из другого государственного органа, и ДПУ ФСБ России.
5. По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта юридическим подразделением (юрисконсультом) составляется заключение (примерный вариант заключения приведен в приложении N 1), которое визируется начальником юридического подразделения (юрисконсультом), руководителем (начальником) подразделения ФСБ России, разработавшего проект нормативного правового акта, или его заместителем, регистрируется в этом подразделении ФСБ России и представляется в ДПУ ФСБ России в установленном порядке с проектом нормативного правового акта.
6. После проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в ДПУ ФСБ России заключение подписывается начальником ДПУ ФСБ России или его заместителем. Выявленные ДПУ ФСБ России коррупциогенные факторы устраняются в порядке, предусмотренном для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов.
7. В случае несогласия подразделения ФСБ России, разработавшего проект нормативного правового акта, с выводом ДПУ ФСБ России о наличии в нем коррупциогенных факторов ДПУ ФСБ России готовится заключение за подписью начальника ДПУ ФСБ России или лица, исполняющего его обязанности, в котором отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта нормативного правового акта (разделы, пункты, подпункты, абзацы и т.д.) и соответствующих коррупциогенных факторов, а также возможные негативные последствия сохранения их в проекте нормативного правового акта.
Указанное заключение выносится на рассмотрение статс-секретаря - заместителя Директора ФСБ России и заместителя Директора ФСБ России или руководителя службы ФСБ России, курирующего либо возглавляющего подразделение ФСБ России, разработавшее проект нормативного правового акта.
8. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляет 7 дней.
На официальном сайте ФСБ России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается информация об адресе электронной почты, предназначенном для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа - fsb@fsb.ru.
В случае если проекты нормативных правовых актов регулируют отношения, предусмотренные пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009(3), заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318(4).
В случае если в отношении проектов нормативных правовых актов необходимо проведение процедуры раскрытия информации, предусмотренной Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851(5), заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.
При этом повторное размещение проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
9. Поступившие в подразделение ФСБ России, разработавшее проект нормативного правового акта, заключения по результатам проводившейся независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта регистрируются в порядке, установленном в органах федеральной службы безопасности, и подлежат обязательному рассмотрению этим подразделением ФСБ России в тридцатидневный срок со дня их получения, при этом в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта указывается, какие результаты независимой антикоррупционной экспертизы учтены и не учтены при доработке проекта нормативного правового акта, с изложением обоснования несогласия.
10. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов. Ответ готовится на основании подписанного начальником ДПУ ФСБ России или его заместителем заключения по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в части, касающейся конкретного заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации*(2), подразделение ФСБ России, разработавшее проект нормативного правового акта, возвращает такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.
11. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится подразделениями ФСБ России, разработавшими нормативные правовые акты, с привлечением входящих в их состав юридических подразделений (юрисконсультов) в случае выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов при проведении мониторинга их применения.
12. По результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта составляется заключение (примерный вариант заключения приведен в приложении N 2), в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц нормативного правового акта (разделы, пункты, подпункты, абзацы и т.д.) и соответствующих коррупциогенных факторов, а также возможные негативные последствия сохранения их в нормативном правовом акте.
Одновременно разрабатывается проект нормативного правового акта, направленного на устранение выявленных коррупциогенных факторов.
Вывод об отсутствии коррупциогенных факторов в разработанном проекте нормативного правового акта включается в текст заключения по результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, которое визируется начальником юридического подразделения (юрисконсультом) подразделения ФСБ России, разработавшего нормативный правовой акт, подписывается руководителем (начальником) этого подразделения ФСБ России, регистрируется в установленном порядке, прилагается к проекту нормативного правового акта и визируется начальником ДПУ ФСБ России или его заместителем после проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в ДПУ ФСБ России.
13. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, а также подлежащие направлению в Минюст России справка и копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы прилагаются к проекту нормативного правового акта при его представлении на подпись Директору ФСБ России.
14. После подписания нормативного правового акта заключение с указанием даты и номера нормативного правового акта направляется в ДПУ ФСБ России, где оно вместе с поступившим из Минюста России заключением по результатам проведенной им антикоррупционной экспертизы этого нормативного правового акта приобщается в соответствующее номенклатурное дело.
15. В случае выявления другим подразделением ФСБ России, органом безопасности признаков коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах в процессе мониторинга их применения они письменно информируют об этом подразделение ФСБ России, разработавшее нормативный правовой акт, с указанием сведений, подлежащих включению в заключение, составляемое в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции. Копия письма направляется в ДПУ ФСБ России.
По результатам рассмотрения такого обращения подразделением ФСБ России, разработавшим нормативный правовой акт, по согласованию с ДПУ ФСБ России дается ответ его инициатору и в случае необходимости совершаются действия, предусмотренные пунктом 12 настоящей Инструкции.
______________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575, N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965, N 30, ст. 4604.
*(2) Приказ Минюста России от 21 октября 2011 г. N 363 "Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы" (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2011 г., регистрационный N 22247).
(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895, N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240, N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964, N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251, N 29, ст. 4472, N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148, N 19, ст. 2419, N 27, ст. 3739, N 38, ст. 5102, N 49, ст. 6880, N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575, N 38, ст. 4831, N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816, N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965.
(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965, N 36, ст. 5037, N 44, ст. 6122.
(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902, N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965, N 31, ст. 4692.".
Приложение N 1
к Инструкции (п. 5)
(с изменениями от 28 апреля 2010 г.)
к Инструкции (п. 5)
(с изменениями от 28 апреля 2010 г.)
Приказ ФСБ России
от __ ____________200_г. N ____
Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
проекта приказа ФСБ России " ________________________________________"
(указывается точное наименование проекта)
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об