Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" стр. 5

3.1. В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
4. Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
5. При решении коллегиальным постоянно действующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов, связанных с участием в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в соответствующий список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении), подлежат обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.
5.1. При решении политической партией, которая в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 и пунктом 1.1 статьи 26 настоящего Федерального закона создала объединение или союз с иным общественным объединением, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов, связанных с формированием списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, такая политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение обязаны включать в списки кандидатов кандидатуры, предложенные этим общественным объединением или его соответствующим структурным подразделением. Число кандидатур, включенных в список кандидатов по предложению указанного общественного объединения или его структурного подразделения, может составлять не более 15 процентов от числа всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов. Если в результате применения данного требования окажется, что число предложенных кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов, будет составлять менее единицы, в список включается одна кандидатура.
Предусмотренное настоящим пунктом требование, касающееся максимального числа кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов по предложению общественного объединения или его структурного подразделения, действует также в случаях создания политической партией объединений или союзов с двумя и более общественными объединениями. При этом, если в список кандидатов может быть включена только одна кандидатура из числа кандидатур, предложенных указанными общественными объединениями или их структурными подразделениями, такая кандидатура определяется выдвигающими список кандидатов политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением.
Общественное объединение или его соответствующее структурное подразделение вправе обратиться к выдвигающим список кандидатов политической партии, ее региональному отделению или иному структурному подразделению, действующему на территории соответствующего муниципального образования, с предложением о включении кандидатур в этот список не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные кандидатуры подлежат обязательному рассмотрению соответственно на съезде партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного соответствующего структурного подразделения. Предложенная кандидатура, обладающая пассивным избирательным правом, не включается в список кандидатов по основаниям, которые предусмотрены соглашением, указанным в пункте 1.1 статьи 26 настоящего Федерального закона, и могут быть предусмотрены уставом политической партии, а также в случае, если число предложенных кандидатур превышает установленное настоящим пунктом максимальное число кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов. Отсутствие обращения общественного объединения или его соответствующего структурного подразделения с предложением о включении кандидатур в список кандидатов не препятствует выдвижению политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением списка кандидатов, а также включению в этот список членов общественных объединений, не являющихся политическими партиями.
6. Решения по вопросам, указанным в пунктах 1 - 3, 5 и 5.1 настоящей статьи, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
7. Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
8. Решения по иным вопросам деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, в том числе об образовании единоличного исполнительного органа, других органов, за исключением органов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и досрочном прекращении их полномочий, размере и порядке уплаты членами политической партии вступительных и членских взносов, утверждении годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора, принимаются в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
9. Политическая партия вправе не принимать решение об образовании единоличного исполнительного органа.

Глава V. Права и обязанности политической партии

Статья 26. Права политической партии

1. Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;
в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
1.1. Политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение, не являющееся политической партией, создавшие объединение или союз, целью деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме. В таком соглашении предусматривается обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений при выдвижении списков кандидатов на указанных выборах включать в эти списки кандидатуры, предложенные данным общественным объединением или его структурными подразделениями, а также основания, по которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру. В соглашении также предусматривается порядок, в соответствии с которым общественное объединение или его структурные подразделения предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения.
2. Политическая партия правомочна осуществлять иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 26.1. Утратила силу.

Статья 26.2. Участие политических партий, не представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в пленарных заседаниях этих органов

1. Политические партии, не представленные в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Политические партии, не представленные в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. На пленарное заседание, указанное в пункте 1 настоящей статьи, приглашаются представители всех политических партий, не представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. На пленарное заседание, указанное в пункте 2 настоящей статьи, приглашаются представители всех политических партий, не представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от того, действуют ли на территории субъекта Российской Федерации региональные отделения таких политических партий. Неучастие политической партии в соответствующем пленарном заседании не является основанием для проведения дополнительного пленарного заседания с ее участием.
4. Решение об участии политической партии, не представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в пленарном заседании, указанном в пункте 1 или 2 настоящей статьи, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени политической партии на соответствующем пленарном заседании, принимается коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии. Уставом политической партии может быть предусмотрено, что такое решение в отношении политической партии, не представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, региональное отделение которой действует на территории этого субъекта Российской Федерации, принимается коллегиальным постоянно действующим руководящим органом регионального отделения этой политической партии.

Статья 26.3. Предложения политической партии о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

1. В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи, предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей статье - кандидатуры) вправе вносить Президенту Российской Федерации политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в действующем на день внесения Президенту Российской Федерации указанных предложений законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также вправе вносить Президенту Российской Федерации политические партии, федеральные списки кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов.
2. Политические партии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вносят Президенту Российской Федерации предложения не более чем о трех кандидатурах, которые должны отвечать требованиям, предусмотренным пунктом 3.2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
3. Предложения политической партии о кандидатурах (далее - предложения о кандидатурах) вносятся Президенту Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии.
4. Политические партии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны провести консультации, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не позднее чем за 15 дней до внесения предложений о кандидатурах Президенту Российской Федерации. В рамках проведения указанных консультаций политические партии, не имеющие права в соответствии с положениями пункта 3.2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" представлять Президенту Российской Федерации кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и зарегистрировавшие свои региональные отделения в соответствующем субъекте Российской Федерации, вправе направить одной или нескольким политическим партиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, свои предложения об этих кандидатурах. Предложения о кандидатурах должны быть обсуждены на заседании постоянно действующего коллегиального органа политической партии, указанной в пункте 1 настоящей статьи.
5. Предложения о кандидатурах вносятся после консультаций политических партий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с Президентом Российской Федерации, которые проводятся не позднее чем за десять дней до внесения предложений о кандидатурах Президенту Российской Федерации.
6. Предложение о кандидатуре, внесенное с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей и статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Президентом Российской Федерации не рассматривается.
7. Предложения о кандидатурах вносятся Президенту Российской Федерации не позднее чем за 40 дней до дня голосования по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае, если голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должно быть проведено в год проведения выборов нового состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предложения о кандидатурах, внесенные политическими партиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, направляются Президенту Российской Федерации в срок не позднее чем за 20 дней до дня голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
8. Вместе с предложениями о кандидатурах политические партии представляют Президенту Российской Федерации по каждой кандидатуре:
а) заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии на выдвижение его кандидатом с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) выдвинутого лица. Если выдвинутое лицо является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Выдвинутое лицо вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения;
б) копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина;
в) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что выдвинутое лицо является депутатом;
г) сведения о размере и об источниках доходов выдвинутого лица, а также об имуществе, принадлежащем выдвинутому лицу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах;
д) сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей выдвинутого лица;
е) сведения о принадлежащем выдвинутому лицу, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации выдвинутого лица, а также сведения о таких обязательствах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
ж) сведения о расходах выдвинутого лица, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход выдвинутого лица и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
9. Выдвинутое лицо обязано к моменту внесения его кандидатуры Президенту Российской Федерации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
10. В случае наличия у выдвинутого лица судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, указываются сведения о судимости выдвинутого лица.