Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 августа 2016 г. N 436н "Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6987; 2016, N 18, ст. 2625; N 24, ст. 3525) приказываю:
Утвердить техническое задание пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, согласно приложению. 
Врио Министра
А.В. Вовченко
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2016 г.
Регистрационный N 44000
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 18 августа 2016 г. N 436н

Техническое задание пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

1. Техническое задание пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов*(1) (далее соответственно - Пилотный проект, Техническое задание), определяет цели, задачи, основные мероприятия, целевые показатели оценки реализации Пилотного проекта, а также требования, предъявляемые к составу отчетности о реализации Пилотного проекта.
2. Пилотный проект проводится в двух субъектах Российской Федерации, отобранных по результатам конкурсного отбора, осуществляемого в рамках реализации Государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297.
3. Период реализации Пилотного проекта: 2017 - 2018 годы.
4. Реализация Пилотного проекта осуществляется посредством выполнения мероприятий, включенных в программу формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъекта Российской Федерации - участника Пилотного проекта, разработанную на основе Технического задания (далее - программа субъекта Российской Федерации).
5. Целью Пилотного проекта является отработка подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъектов Российской Федерации.
6. Задачи Пилотного проекта:
а) отработка единых подходов при реализации комплекса мероприятий программы субъекта Российской Федерации, направленных на формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъекта Российской Федерации;
б) отработка единого подхода к формированию и осуществлению программы ранней помощи*(2);
в) апробация и внедрение методических, методологических, технических, нормативных документов (методики, типовые модели, примерные стандарты, регламенты, положения)*(3), направленных на формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъекта Российской Федерации;
г) отработка методов и способов межведомственного взаимодействия в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости населения (на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях);
д) выявление факторов (проблем), препятствующих формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъекта Российской Федерации, а также выработка предложений по минимизации и (или) устранению таких факторов (проблем);
е) подготовка субъектом Российской Федерации предложений по доработке методических, методологических, технических, нормативных документов по результатам их апробации для последующего внедрения во всех субъектах Российской Федерации;
ж) разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и методического обеспечения формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации.
7. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъекта Российской Федерации, который является участником Пилотного проекта, осуществляется посредством реализации следующих основных мероприятий:
а) организация взаимодействия организаций, созданных и осуществляющих свою деятельность независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающих комплексную реабилитацию и абилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
внедрение примерной модели межведомственного взаимодействия организаций, обеспечивающей реализацию ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе с детьми-инвалидами, и их сопровождение;
внедрение примерного порядка организации межведомственного взаимодействия реабилитационных организаций, обеспечивающего реализацию ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе с детьми-инвалидами, и их сопровождение;
б) внедрение и апробация примерных программ, документов и стандартов по профессиональной, социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
примерных стандартов оснащения организаций, осуществляющих социальную и профессиональную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
примерных стандартов организации основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
примерных штатных нормативов организаций, осуществляющих социальную и профессиональную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
нормативов обеспеченности организациями, осуществляющими реабилитационные и абилитационные мероприятия инвалидам и детям-инвалидам, в субъекте Российской Федерации;
проекта профессионального стандарта специалиста в области воспитания в должности "тьютор";
проекта профессионального стандарта ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями;
программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
стандарта услуги по сопровождению инвалида при решении вопросов занятости с учетом стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности;
положений об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста;
типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
в) внедрение услуг ранней помощи и сопровождения в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъекта Российской Федерации:
организация оказания услуг по программе ранней помощи и сопровождения;
внедрение и апробация классификаций и критериев для формирования заключений психолого-медико-педагогических комиссий;
организация комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра;
формирование порядка профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях с учетом возможности использования дистанционных образовательных технологий;
разработка механизма оказания услуги сопровождаемого проживания инвалидов*(4);
разработка регламентов взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, органов службы занятости и органов социальной защиты населения по трудоустройству инвалидов;
г) обучение инвалидов и членов их семей навыкам ухода, подбору и пользованию техническими средствами реабилитации, реабилитационным навыкам, а также обучение слепоглухих инвалидов пользованию коммуникационными приборами и средствами коммуникации;
д) организация работы центров проката технических средств реабилитации для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов;
е) формирование и ведение реестра реабилитационных, абилитационных мероприятий, услуг сопровождения, а также организаций, предоставляющих указанные услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам;
ж) проведение мероприятий по созданию новых или адаптации имеющихся электронных сервисов для обеспечения предоставления в федеральный реестр инвалидов сведений и последующего их использования для предоставления инвалидам, в том числе детям-инвалидам, государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций;
з) распространение среди населения информационных материалов по возможно более раннему выявлению признаков нарушения функций организма, в том числе психического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности.
8. Все основные мероприятия, указанные в пункте 7 Технического задания, включаются в программу субъекта Российской Федерации.