Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Регламент заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций.
2. Установить, что при проведении за пределами Российской Федерации переговоров о заключении международных договоров по вопросам поощрения и защиты инвестиций расходы на командирование представителей федеральных органов исполнительной власти в составе делегаций, возглавляемых представителем Министерства экономического развития Российской Федерации, производятся за счет средств этих федеральных органов исполнительной власти.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 25, ст. 2578);
постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 229 "О внесении дополнения и изменений в типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 15, ст. 1445);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1037 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7137).
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Регламент заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. N 992)
1. Настоящий Регламент определяет особенности проведения переговоров и заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций.
2. Министерство экономического развития Российской Федерации проводит с участием Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций с иностранными государствами, объединениями государств или международными организациями или иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры, и по достижении договоренности представляет в Правительство Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", согласованные проекты соответствующих международных договоров и предложения об их подписании от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
3. Переговоры о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций проводятся в соответствии с планом переговоров, ежегодно утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом предложений Министерства иностранных дел Российской Федерации.
4. При формировании плана, указанного в пункте 3 настоящего Регламента, Министерство экономического развития Российской Федерации руководствуется критериями определения целесообразности проведения переговоров и заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций согласно приложению N 1.
5. Переговоры о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций проводятся на основе общих подходов к заключению международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций согласно приложению N 2.
6. Министерство экономического развития Российской Федерации с учетом общих подходов, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Регламенту, позиции Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти вносит в Правительство Российской Федерации предложения по директивам на переговоры с каждым отдельным иностранным государством, объединением государств, международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, для учета интересов российских инвесторов на рынке стороны договора и особенностей законодательства такой стороны договора в области регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности.
Приложение N 1
к Регламенту заключения
международных договоров
Российской Федерации по вопросам
поощрения и защиты инвестиций
к Регламенту заключения
международных договоров
Российской Федерации по вопросам
поощрения и защиты инвестиций
Критерии определения целесообразности проведения переговоров и заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций
1. Наличие экономического интереса Российской Федерации к заключению международного договора по вопросам поощрения и защиты инвестиций с иностранным государством, объединением государств или международной организацией или с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - другая сторона), определяемого в том числе на основании следующих показателей:
а) заинтересованность российских инвесторов в заключении такого договора с каждой другой стороной, которая характеризуется в том числе наличием обращений в Министерство экономического развития Российской Федерации объединений, ассоциаций или отдельных предпринимателей или работодателей о заключении международного договора по вопросам поощрения и защиты инвестиций с этой другой стороной;
б) объемы взаимно накопленных инвестиций, динамика взаимных потоков инвестиций между Российской Федерацией и другой стороной;
в) объемы существующих и потенциальных инвестиций российских инвесторов, инвестиционных проектов российских инвесторов, которые планируется осуществлять в другой стороне;
г) объемы существующих и потенциальных инвестиций инвесторов другой стороны, инвестиционных проектов инвесторов другой стороны, которые планируется осуществлять в Российской Федерации.
2. Инвестиционный климат в другой стороне, определяемый в том числе в соответствии с оценками профильных международных организаций, а также наличие запретов, ограничений и иных барьеров, препятствующих эффективному осуществлению российскими инвесторами инвестиций в другой стороне.
3. Общее состояние отношений Российской Федерации с другой стороной, уровень взаимных обязательств Российской Федерации и другой стороны, вытекающих из иных международных договоров по вопросам, связанным с защитой и поощрением инвестиций, а также участие Российской Федерации и другой стороны в иных международных договорах.
4. Возможность получения российскими инвесторами преимуществ и преференций в рамках международного договора с другой стороной по вопросам поощрения и защиты инвестиций, определяемая в том числе с учетом анализа практики заключения другой стороной аналогичных международных договоров с иными государствами, объединениями государств, международными организациями либо с иными образованиями, обладающими правом заключать международные договоры.
Приложение N 2
к Регламенту заключения
международных договоров
Российской Федерации по вопросам
поощрения и защиты инвестиций
к Регламенту заключения
международных договоров
Российской Федерации по вопросам
поощрения и защиты инвестиций
Общие подходы к заключению международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций
I. Цели заключения договора
1. Целями заключения международного договора Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций (далее - договор) являются привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений) в экономику Российской Федерации посредством формирования стабильных, прозрачных и предсказуемых условий для их осуществления и защиты, а также создание эффективных механизмов защиты российских инвесторов и их инвестиций за рубежом.
II. Сфера применения договора
2. Договор должен применяться в отношении мер, которые принимаются или применяются сторонами договора, в том числе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и определяют условия для допуска инвестиций и деятельности инвесторов (в частности, условия и порядок учреждения (создания, регистрации) юридических лиц, филиалов, представительств, индивидуальных предпринимателей, осуществления иных форм вложения активов, получения разрешений, необходимых для осуществления деятельности, найма работников, порядок приостановления или прекращения деятельности юридических лиц, филиалов, представительств, индивидуальных предпринимателей, включая процедуры банкротства, а также условия и порядок владения, пользования и распоряжения инвесторами активами в иных формах).
3. Договор должен применяться к инвестициям инвесторов, которые были осуществлены после вступления договора в силу, а также при согласии сторон договора может применяться полностью или частично к инвестициям, которые были осуществлены до вступления договора в силу и существуют на территории стороны договора на дату вступления договора в силу.
4. Договор не должен применяться к любым ситуациям, претензиям, спорам, которые существовали, возникли или прекратили существовать до даты вступления договора в силу.
5. Договор должен применяться ко всей территории каждой из сторон договора, а также к ее исключительной экономической зоне и континентальному шельфу (при их наличии), которые определяются в соответствии с международным правом.
6. Договор должен применяться к определенным в нем активам, которые вкладываются инвестором одной стороны договора на территории другой стороны договора. При этом указанное вложение активов должно быть связано с получением прибыли на территории стороны договора, на территории которой активы вкладываются, или направлено на получение такой прибыли.
7. В соответствии с договором к инвестициям не могут относиться активы лица стороны договора, которые были вложены на территории другой стороны договора без соблюдения законодательства такой другой стороны договора. Однако это не может затрагивать обязательств такой другой стороны договора в части режима, предоставляемого инвестициям указанных лиц в соответствии с договором.
8. Договор должен применяться к активам, которые вкладываются на территории любой стороны договора физическими лицами, которые являются гражданами другой стороны договора, и юридическими лицами, которые учреждены или созданы на территории другой стороны договора.
9. Договор не должен применяться к инвестициям физических лиц, которые являются или являлись на момент осуществления таких инвестиций гражданами стороны договора, на территории которой эти инвестиции осуществлены или осуществляются.
10. Договор не должен применяться к инвестициям юридических лиц стороны договора, которые не осуществляют существенной деловой активности на территории этой стороны договора, к юридическим лицам этой стороны договора, которые принадлежат или контролируются лицами другой стороны договора, на территории которой инвестиции осуществлены или осуществляются, а также к юридическим лицам, которые принадлежат или контролируются лицами третьего государства.
11. Договор не должен применяться к услугам и иным видам деятельности, поставляемым или осуществляемым во исполнение государственных полномочий органами государственной власти стороны договора или организациями, которым такие полномочия переданы этой стороной договора. К указанным услугам и иным видам деятельности относятся услуги и иные виды деятельности, поставляемые или осуществляемые не с целью извлечения прибыли и в отсутствие конкуренции со стороны других хозяйствующих субъектов.
III. Условия допуска инвестиций и деятельности инвесторов
12. Договором должен предусматриваться по общему правилу национальный режим в отношении допуска инвестиций и режима, предоставляемого этим инвестициям на территории стороны договора, где инвестиции осуществляются или были осуществлены, за исключением ограниченного числа изъятий, которые согласовываются в ходе переговоров.
13. Договором должен предусматриваться по общему правилу режим наибольшего благоприятствования в отношении допуска инвестиций и режима, предоставляемого этим инвестициям на территории стороны договора, где инвестиции осуществляются или были осуществлены, за исключением ограниченного числа изъятий, которые согласовываются в ходе переговоров.
14. Режимы, указанные в пунктах 12 и 13 настоящего документа, должны применяться в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным.
15. Режим, предусмотренный договором, не должен затрагивать правила, предусмотренные действующим или будущим законодательством Российской Федерации в области осуществления инвестиций в хозяйственные общества и сектора экономики, являющиеся естественными монополиями или имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, приватизации, различий в налогообложении резидентов и нерезидентов, новых секторов экономической деятельности (секторов услуг и видов деятельности, которые не поставлялись и не осуществлялись на территории Российской Федерации на момент заключения договора).