Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 470 | 320 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать чертежи, проекты, структурные, электрические принципиальные и монтажные схемы, схемы соединений и подключений;знать:требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);виды нормативно-технической документации;виды чертежей, проектов, структурных, электрических принципиальных и монтажных схем;правила чтения технических, строительных, электрических чертежей и схем | ОП.01. Техническое черчение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:выполнять расчеты параметров электрических цепей постоянного и переменного токов, переменного трехфазного тока;производить выбор измерительного прибора по заданному измеряемому параметру и точности измерения;подключать измерительные приборы в электрическую цепь;подключать силовые и измерительные трансформаторы в электрическую цепь;определять коэффициент трансформации и величину потерь в трансформаторе;подключать различных типов электродвигатели к электрической сети;подключать коммутационные аппараты к электрической сети и оборудованию;производить выбор и расчет параметров устройств защиты электрических цепей и оборудования;идентифицировать полупроводниковые приборы;определять исправность полупроводниковых приборов;читать несложные электронные схемы;знать:основные законы электротехники;параметры электрических и магнитных цепей и единицы их измерений;элементы электрических цепей, их типы, назначение и характеристики;свойства электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы;основные системы электроизмерительных приборов, их параметры;принципы измерения напряжения, тока, мощности, сопротивления;устройство и принцип действия трансформаторов, электрических машин, аппаратов управления и защиты;принципы энергоснабжения промышленных предприятий и жилых зданий;применение электроэнергии в промышленности | ОП.02. Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:определять характеристики материалов по справочникам;выбирать материалы по их свойствам и условиям эксплуатации;знать:общие сведения о строении материалов;классификацию электротехнических материалов;механические, электрические, тепловые, физико-химические характеристики материалов;основные виды проводниковых, полупроводниковых, диэлектрических и магнитных материалов, их свойства и области применения;состав, основные свойства и назначение припоев, флюсов, клеев | ОП.03.Электроматериаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;знать:цели и задачи автоматизации производства;структуру систем автоматического управления;приборы и аппараты систем автоматического управления;микропроцессорные системы автоматического управления;гибкие автоматизированные системы | ОП.04. Автоматизация производства | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;находить и использовать необходимую экономическую информацию;знать:основы экономики;подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом;денежно-кредитную и налоговую политику;механизмы ценообразования на продукцию (услуги);формы оплаты труда в современных условиях | ОП.05. Основы экономики | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:организовывать электромонтажные работы, производить подготовительные работы;принимать сооружения под монтаж, комплектовать монтажные работы необходимым инструментами, оборудованием, заготовками, материалами;производить слесарные работы, пользоваться разнообразным электромонтажным инструментом, приспособлениями и оборудованием;устанавливать крепежные детали и опорные конструкции;выполнять сверлильные и пробивные работы;выполнять соединение жил проводов и кабелей различными способами;производить несложные электро- и газосварочные работы;производить монтаж заземляющих устройств;знать:организацию электромонтажных работ, состав и технологию выполнения подготовительных работ;правила приемки сооружений под монтаж, приемки и хранения инструмента, оборудования и материалов;назначение и устройство кабельных изделий;способы соединения и оконцевания жил проводов и кабелей;общие сведения о газо- и электросварочном оборудовании;слесарные работы, такелажные и стропальные работы;электромонтажный инструмент, приспособления и оборудование;техническую документацию на электромонтажные работы | ОП.06. Общая технология электромонтажных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.07. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 314 | 216 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 314 | 216 | ||
ПМ.01 | Монтаж осветительных электропроводок и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения открытых электропроводокна изолированных опорах, непосредственно по строительным конструкциям, на лотках, на струнах;выполнения скрытых электропроводок в трубах, под штукатуркой, в каналах, в коробах;установки светильников с лампами накаливания, газоразрядных источников света, патронов, выключателей и переключателей, розеток, предохранителей, автоматических выключателей, светорегуляторов и других электроустановочных изделий и аппаратов;участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа осветительной сети, измерении параметров и оценке качества монтажа осветительного оборудования;демонтажа и несложного ремонта осветительной сети, светильников, электроустановочных изделий и аппаратов;уметь:составлять несложные многолинейные схемы осветительной сети;прокладывать временные осветительные проводки;производить расчет сечений проводов, других параметров электрических цепей;производить измерение параметров электрических цепей;использовать электрические принципиальные и монтажные схемы;подсоединять и крепить светильники с источниками света различных типов;производить крепление и монтаж установочных, электроустановочных изделий, различных приборов и аппаратов;производить расчет и выбор устройств защиты;производить заземление и зануление осветительных приборов;производить сдачу осветительной сети в эксплуатацию после монтажа;пользоваться приборами для измерения параметров осветительной сети;находить место повреждения электропроводки;определять неисправные электроустановочные изделия, приборы и аппараты;производить демонтаж, несложный ремонт элементов осветительной сети и оборудования, либо их замену;пользоваться приборами, инструментами и приспособлениями;знать:типы электропроводок и технологию их выполнения;схемы управления электрическим освещением;организацию освещения жилых, административных и общественных зданий;устройство, правила зарядки и установки светильников всех видов;способы крепления и правила подключения электроустановочных изделий, других приборов и аппаратов;типы источников света, их характеристики;типы осветительных электроустановочных изделий, приборов и аппаратов, их устройство и характеристики;правила заземления и зануления осветительных приборов;критерии оценки качества электромонтажных работ;приборы для измерения параметров электрической сети;порядок сдачи-приемки осветительной сети;типичные неисправности осветительной сети и оборудования;методы и технические средства нахождения места повреждения электропроводки;правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем;правила техники безопасности при монтаже осветительных электропроводок и оборудования | МДК.01.01. Технология монтажа осветительных электропроводок и оборудования | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Монтаж кабельных сетейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:прокладывания кабельных линий в земляных траншеях, воздухе, каналах, блоках, туннелях, по внутренним и наружным поверхностям строительных конструкций, по эстакадам, на лотках и тросах;обнаружения, демонтажа и ремонта поврежденных участков кабельной линии;участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа кабельной линии, измерении параметров и оценки качества монтажных работ;уметь:укладывать кабели напряжением до 1 кВ в различных сооружениях и условиях;выполнять соединение кабелей;производить монтаж осветительных шинопроводов;производить выбор типа кабеля по условиям работы;использовать электромонтажные схемы;обнаруживать место повреждения кабеля;демонтировать поврежденный участок кабеля и производить его замену;пользоваться приборами для обнаружения мест повреждения кабеля;пользоваться инструментами и приспособлениями для ремонта кабеля;знать:технологию прокладки кабельных линий различных видов;назначение и правила использования инструментов и приспособлений для производства кабельных работ;назначение и свойства материалов, используемых при монтаже кабельных линий;технологию монтажа осветительных шинопроводов;методы и технические средства обнаружения мест повреждения кабеля;правила и технологию демонтажа поврежденного участка кабеля, критерии оценки качества монтажа кабельной линии;методы и технические средства испытаний кабеля;методы и технические средства измерения электрических характеристик кабеля;нормативные значения параметров кабеля;состав и порядок оформления документации на приемку кабельной линии после монтажа;правила техники безопасности при монтаже кабельных линий | МДК.02.01. Технология монтажа кабелей | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Монтаж распределительных устройств и вторичных цепейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения внутри- и межблочных соединительных электропроводок различных тиров;участия в установке и подключении щитов, шкафов, ящиков, вводных и осветительных коробок для шинопроводов и другого аналогичного оборудования;установки и подключения приборов и аппаратов дистанционного, автоматического управления, устройств сигнализации, релейной защиты и автоматики, электроизмерительных приборов, приборов и аппаратов регулирования и контроля;участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа вторичных устройств, измерении параметров и оценке качества монтажных работ и надежности контактных соединений;демонтажа и несложного ремонта распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей;уметь:использовать техническую документацию на подготовку и производство электромонтажных работ;производить работы по монтажу электропроводок вторичных цепей различными способами;пользоваться проектной документацией;составлять простые электрические принципиальные и монтажные схемы;использовать индустриальные методы монтажа вторичных цепей;пользоваться инструментом для электромонтажных работ;производить установку и крепление распределительных устройств, производить электрическое подключение распределительных устройств;использовать при монтаже электрические принципиальные и монтажные схемы, другую проектную документацию;использовать при монтаже инструменты, механизмы и приспособления;производить настройку и регулировку устройств защиты и автоматики;оценивать качество электромонтажных работ и надежность контактных соединений;производить приемо-сдаточные испытания монтажа вторичных цепей и распределительных устройств;пользоваться приборами для измерения параметров электрических цепей;устанавливать причину неисправности распределительных устройств и вторичных цепей;производить демонтаж неисправных участков цепей, оборудования, приборов и аппаратов;производить несложный ремонт элементов распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей;пользоваться при ремонте электрическими принципиальными и монтажными схемами;знать:состав и содержание технической документации на производство электромонтажных работ;типы проводов и кабелей, используемых при монтаже вторичных цепей, технологию выполнения монтажа электропроводок вторичных цепей различными способами;требования к выполнению монтажа вторичных цепей;типы и конструкцию, технологию монтажа распределительных устройств, техническую документацию для производства электромонтажных работ;условные обозначения элементов вторичных цепей на электрических принципиальных и монтажных схемах;общие требования к установке приборов и аппаратов вторичных цепей;типы, устройство и принцип действия приборов и аппаратов вторичных цепей, технологию монтажа приборов и аппаратов вторичных цепей;методику настройки и регулировки устройств защиты и автоматики;критерии оценки качества электромонтажных работ;порядок сдачи-приемки распределительных устройств и вторичных цепей;объем и нормы приемо-сдаточных испытаний;состав и оформление приемо-сдаточных документов;типовые неисправности электрических проводок, распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей;методы обнаружения неисправных приборов и аппаратов;типы и методику применения контрольно-измерительных приборов;правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем;правила техники безопасности при монтаже распределительных устройств и вторичных цепей | МДК.03.01. Технология монтажа распределительных устройств и вторичных цепей | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.6 | ||
ФК.00 | Физическая культурауметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
технического черчения;
электротехники;
электроматериаловедения;