Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 653 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270843.07 Монтажник электрических подъемников (лифтов)" стр. 2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Обслуживание оборудования, применяемого при монтаже электрических подъемников (лифтов).
ПК 1.1. Подготавливать оборудование и приспособления к монтажу электрических подъемников (лифтов).
ПК 1.2. Выявлять и устранять мелкие неисправности оборудования.
5.2.2. Монтаж, регулировка и сдача в эксплуатацию электрических подъемников (лифтов).
ПК 2.1. Проводить проверку и прием фундамента и мест установки под монтаж оборудования.
ПК 2.2. Производить подготовительные работы по сборке, смазке, выверке монтируемого оборудования, установке электроаппаратуры.
ПК 2.3. Производить установку, наладку и регулирование режимов работы оборудования электрических узлов грузовых и пассажирских лифтов и монтаж телефонно-диспетчерской связи внутри лифтовых шахт.
ПК 2.4. Контролировать качество выполненных работ.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
374
256
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать строительные чертежи и чертежи металлических, железобетонных и каменных конструкций;выполнять несложные эскизы и чертежи прокладок и мелких деталей;производить поиск информации из различных источников (в том числе профессиональных изданий, в сети Интернет и т.д.);знать:основные правила построения чертежей и эскизов;назначение и состав проекционных изображений, специфику метрических характеристик, условные графические обозначения;состав и марки чертежей, связанных с монтажом металлических конструкций;условные, схематизированные и упрощенные изображения элементов металлических конструкций, узлов и стыков деталей;типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельностиОП.01. Техническая графикаОК 1-7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1
уметь:производить зарядку и установку электроаппаратуры;выполнять слесарные работы при монтаже электроустановок;осуществлять монтаж электропроводок;осуществлять монтаж и обслуживание электропривода;собирать электрические схемы и пользоваться электрическими приборами для измерения электрических величин;планировать деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;согласованно работать в группе при выполнении лабораторно-практических работ;соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;знать:основные положения электротехники;характеристики электротехнических материалов и конструкционных изделий;виды и типы электротехнического и электроизмерительного оборудования;технологический процесс электромонтажных и электротехнических работ;типы и виды планирования работ, построения планов-графиков деятельности;стандарты и техническую документацию в данной области;основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельностиОП.02. ЭлектротехникаОК 1-7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.2ПК 2.3
уметь:выбирать материалы на основе их свойств;анализировать характеристики того или иного материала в соответствии с задачами его использования;осуществлять поиск информации из различных источников, необходимой для решения учебных задач;оценивать достигнутые результаты и корректировать деятельность на их основе;знать:основы материаловедения;виды, назначение применяемых материалов;состав, основные параметры и свойства строительных материалов;основные марки проводов и кабелей, применяемых в лифтах;пожароопасные свойства веществ и материалов;типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельностиОП.03. МатериаловедениеОК 1-7ПК 1.1ПК 2.2ПК 2.3
уметь:применять электронную вычислительную технику при монтаже электрических подъемников (лифтов);выбирать тип контрольно-измерительных приборов в соответствии с производственными условиями и профессиональными задачами, аргументировать свой выбор;использовать средства контроля и защиты для обеспечения безопасности;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ;знать:принципы работы основных электронных устройств;основы системы управления автоматизированным производством и оборудованием;классификацию контрольно-измерительных приборов;способы работы с информацией при решении учебно-профессиональных задач;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельностиОП.04. Основы автоматизации производстваОК 1-7ПК 2.3ПК 2.4
уметь:выбирать монтажные приспособления, оборудование и механизмы, применяемые при монтаже электрических подъемников, в соответствии с производственными задачами;выполнять погрузочно-разгрузочные, такелажные, стропальные и монтажные работы;реализовать технологии монтажных работ в соответствии с регламентами;принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;осуществлять поиск информации из различных источников, необходимой для решения учебно-профессиональных задач;участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за достижение общей цели;знать:виды и назначение применяемых при монтаже инструментов и оборудования;правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом, применяемыми при монтаже;последовательность действий и содержание работ при монтаже оборудования и связанных с ним конструкций;правила выполнения погрузочно-разгрузочных, такелажных, стропальных и монтажных работ;требования к качеству монтажа оборудования электрических подъемников (лифтов);возможности повышения профессиональной квалификации;способы работы с информацией при разрешении учебно-профессиональных задачОП.05. Основы строительно-монтажных работОК 1-7ПК 2.1ПК 2.4
уметь:производить подготовку заготовок различной конфигурации;подготавливать к работе монтируемое оборудование, разбирать и собирать необходимые узлы;классифицировать монтажные соединения;производить сборочные работы;участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за достижение общей цели;соблюдать требования техники безопасности и охраны труда;знать:виды и способы выполнения общеслесарных работ;виды и назначение монтажных соединений;технологию выполнения сборочных работ;типы и виды планирования работ;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей деятельности;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельностиОП.06. Общеслесарные и сборочные работыОК 1-7ПК 1.1-1.2ПК 2.2-2.4
уметь:обеспечивать безопасную организацию основных видов строительно-монтажных работ;использовать сигнализацию при выполнении всех видов работ;принимать профилактические меры для снижения рисков и их последствий для здоровья в профессиональной деятельности и в быту;принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за решение профессионально-трудовых задач; знать:нормы и требования в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;нормы и правила электробезопасности;регламенты ответственности работника за нарушение законодательства по охране труда;перечень и общее содержание нормативных документов по охране труда на производстве;права и обязанности работников в области охраны труда;требования безопасности при выполнении строительно-монтажных работ;виды опасных факторов на производстве и способы их устранения;общие правила и нормы делового общения;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельностиОП.07. Охрана трудаОК 1-7ПК 1.1-1.2ПК 2.1ПК 2.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неев добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.08. Безопасность жизнедеятельностиОК 1-7ПК 1.1-2.4
П.00Профессиональный учебный цикл
410
280
ПМ.00Профессиональные модули
410
280
ПМ.01Обслуживание оборудования, применяемого при монтаже электрических подъемников (лифтов)В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки к работе различных типов оборудования для проведения монтажа лифтов;технического обслуживания оборудования и приспособлений в соответствии с требованиями технологических регламентов;обоснования выбора оптимального способа работы оборудования с учетом диагностируемых неполадок;соблюдения правил техники безопасности при работе с монтажным оборудованием;планирования работ по обслуживанию оборудования и контроля их выполнения, исходя из целей и способов деятельности, определенных руководителем;работы с техническими инструкциями и регламентами обслуживания оборудования;уметь:выбирать тип оборудования в соответствии с видом производимых монтажных работ;производить работы по техническому обслуживанию оборудования для монтажа лифтов;осуществлять наладку оборудования для монтажа лифтов под различные технологические режимы;выявлять мелкие неисправности оборудования;выбирать оптимальный способ устранения типичных дефектов оборудования для монтажа лифтов;производить мелкий ремонт оборудования для монтажа лифтов;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах обслуживания оборудования;оформлять различные документы служебного характера в соответствии со сферой профессиональной деятельности;знать:классификацию, устройство, принципы действия оборудования для монтажа лифтов;причины возникновения, способы обнаружения, профилактики и устранения основных неисправностей в работе оборудования;перечень и содержание работ по техническому обслуживанию оборудования для монтажа лифтов;особенности наладки оборудования для монтажа лифтов под различные технологические режимы;правила техники безопасности при работе с оборудованиемМДК.01.01. Правила обслуживания монтажного оборудования для электрических подъемников (лифтов)ОК 1-7ПК 1.1-1.2
ПМ.02Монтаж, регулировка и сдача в эксплуатацию электрических подъемников (лифтов)В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проверки и приема фундамента лифтовых шахт и мест установки под монтаж оборудования;монтажа и регулирования режимов работы оборудования электрических подъемников (лифтов) и связанных с ними конструкций;монтажа электроаппаратуры и телефонно-диспетчерской связи внутри лифтовых шахт;соблюдения правил техники безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования электрических подъемников (лифтов);планирования работ по монтажу электрических подъемников (лифтов) и осуществления контроля их выполнения, исходя из целей и способов деятельности, определенных руководителем;работы с технической документацией по монтажу и эксплуатации электрических подъемников;проверки качества монтажа в соответствии с регламентами;оформления первичной документации в сфере своей деятельности;самостоятельного поиска информации из различных источников, необходимой для решения профессионально-трудовых задач;уметь:проверять габариты шахты на соответствие требованиям проекта и техническим условиям;производить работы по проверке и приему мест установки электрических подъемников (лифтов);осуществлять монтаж и регулирование режимов работы оборудования;осуществлять монтаж электроаппаратуры и телефонно-диспетчерской связи электрических подъемников (лифтов);составлять документы первичной отчетности в сфере своей деятельности;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствами;знать:критерии готовности фундамента лифтовых шахт и мест установки под монтаж оборудования;основные положения, требования и инструкции по лифтостроению, монтажу и эксплуатации лифтов;правила эксплуатации грузоподъемных, грузозахватных и других приспособлений;правила техники безопасности при работе с оборудованием электрических подъемников (лифтов) и связанных с ними конструкций;существующие способы выверки и испытаний монтируемого оборудования, проверки качества выполненных работ и основания для их выбора в зависимости от производственных условий;нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности;типы и виды планирования работ, способы самоконтроля и коррекции;типы и виды источников информации в профессиональной деятельности, их особенности и способы получения;назначение и правила эксплуатации индивидуальных средств защиты, электрозащитных средств и средств противопожарной защитыМДК.02.01. Основы монтажа электрических подъемников (лифтов)ОК 1-7ПК 2.1-2.4
ФК.00Физическая культурауметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1-7ПК 1.1-2.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.