4.3.3. Диагностика и ремонт судового электрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трасс.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение электрорадиомонтажных работ на судах.
ПК 1.1. Выполнять разметку мест установки, монтаж и демонтаж проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления.
ПК 1.2. Выполнять разметку мест установки, монтаж и демонтаж электрорадиооборудования.
ПК 1.3. Выполнять монтаж и демонтаж приемных и передающих центров средней сложности.
5.2.2. Проведение регулировочных работ и испытаний электрооборудования, аппаратуры радиотехники средней сложности и кабельных трасс.
ПК 2.1. Выполнять работы по доведению до норм сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования.
ПК 2.2. Выполнять подготовку к сдаче и сдачу по программе испытаний кабельных трасс.
ПК 2.3. Выполнять регулировочные работы, разборку и сборку узлов и схем электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности.
ПК 2.4. Выполнять подготовку к сдаче и сдачу по программе испытаний электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности.
5.2.3. Диагностика и ремонт судового электрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трасс.
ПК 3.1. Выполнять диагностику и ремонт проводов, кабелей и кабельных трасс.
ПК 3.2. Выполнять диагностику и ремонт судового электрооборудования средней сложности.
ПК 3.3. Выполнять диагностику повреждений и устранять неисправности приемных и предающих центров средней сложности.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 2214 | 1476 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 976 | 668 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов | ОП.01. Основы инженерной графики | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.3ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:рассчитывать параметры и элементы электрических и электронных устройств;собирать электрические схемы и проверять их работу;знать:физические процессы в электрических цепях;методы расчета электрических цепей | ОП.02.Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;применять документацию систем качества;применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;знать:основные понятия метрологии и стандартизации;основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов | ОП.03. Метрология и стандартизация | ОК 1 - 7ПК 2.2 - 2.4 | |||
уметь:проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;использовать экобиозащитную технику;знать:особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;основы экологического права;правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок | ОП.04. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:определять и анализировать основные параметры электронных схем и по ним определять работоспособность устройств электронной техники;производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам;знать:сущность физических процессов, протекающих в электронных приборах и устройствах;принципы включения электронных приборов и построения электронных схем | ОП.05. Электронная техника | ОК 1 - 7ПК 1.3ПК 2.3ПК 3.2ПК 3.3 | |||
уметь:выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в радиоэлектронных устройствах;подбирать по справочным материалам радиокомпоненты для электронных устройств;знать:особенности физических явлений в электрорадиоматериалах; параметры и характеристики типовых радиокомпонентов | ОП.06.Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты | ОК 1 - 7ПК 1.3ПК 2.3ПК 3.2ПК 3.3 | |||
уметь:использовать различные средства вычислительной техники и программного обеспечения в профессиональной деятельности;использовать различные виды обработки информации и способы представления ее в электронно-вычислительной машине (ЭВМ);знать:классификацию и типовые узлы вычислительной техники;архитектуру микропроцессорных систем;основные методы цифровой обработки сигналов | ОП.07.Вычислительная техника | ОК 1 - 7ПК 2.3ПК 3.2ПК 3.3 | |||
уметь:измерять параметры и характеристики электрорадиотехнических цепей и компонентов;исследовать формы сигналов, измерять параметры сигналов;пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой;составлять измерительные схемы, подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины;знать:виды средств измерений, методы измерений;метрологические показатели средств измерений, погрешности измерений;приборы формирования измерительных сигналов;основные методы измерения электрических и радиотехнических величин | ОП.08.Электрорадиоизмерения | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;применять компьютерные и телекоммуникационные средства;знать:состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;системные, прикладные и специальные программные продукты профессиональной направленности | ОП.09.Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 7ПК 2.2 - 2.4ПК 3.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 1034 | 706 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1034 | 706 | ||
ПМ.01 | Выполнение электрорадиомонтажных работ на судахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения электрорадиомонтажных работ на судах;уметь:определять места установки проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления на судне по расчетным данным;выполнять монтаж и демонтаж проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления;контролировать качество выполнения монтажа и демонтажа проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления;использовать безопасные приемы труда при выполнении монтажа и демонтажа проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления;определять места установки электрорадиооборудования на судне;выполнять монтаж и демонтаж электрорадиооборудования;контролировать качество выполнения монтажа и демонтажа электрорадиооборудования;использовать безопасные приемы труда при выполнении монтажа и демонтажа электрорадиооборудования;выполнять монтаж и демонтаж приемных и передающих центров средней сложности;контролировать качество выполнения монтажа и демонтажа приемных и передающих центров средней сложности;использовать безопасные приемы труда при выполнении монтажа и демонтажа приемных и передающих центров средней сложности;знать:правила прокладки и эксплуатации кабельной проводки на судне;технологию монтажа и демонтажа проводов, кабелей и кабельных трасс, ленты заземления;схемы распределения электрической энергии на судах;методы размещения главного судового электрораспределительного щита и других распределительных устройств, их конструкцию и порядок установки;методы расчета электрических сетей и шин заземления на судах;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при выполнении монтажа и демонтажа проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления;технологию монтажа и демонтажа электрорадиооборудования;назначение и схема электрорадиооборудования судна;назначение, устройство, принцип действия и расположение электрических приборов, аппаратов, механизмов и установок на судне;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при выполнении монтажа и демонтажа электрорадиооборудования;технологию монтажа и демонтажа приемных и передающих центров средней сложности;схемы аварийной, командной и телефонной связи на судне;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при выполнении монтажа и демонтажа приемных и передающих центров средней сложности | МДК.01.01. Технология электрорадиомонтажных работ на судах | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3 | ||
ПМ.02 | Проведение регулировочных работ и испытаний электрооборудования, аппаратуры радиотехники средней сложности и кабельных трассВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения регулировочных работ и испытаний электрооборудования, аппаратуры радиотехники средней сложности и кабельных трасс;уметь:использовать приборы контроля сопротивления изоляции;обеспечивать нахождение сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования в заданных пределах;использовать безопасные приемы труда при выполнении работ по доведению до норм сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;подготавливать провода, кабельные трассы к сдаче по программе испытаний;проводить сдачу проводов, кабелей и кабельных трасс по программе испытаний;использовать безопасные приемы труда при подготовке к сдаче и сдаче по программе испытаний кабельных трасс;использовать контрольно-измерительную аппаратуру при проведении регулировочных работ схем электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;проводить регулировочные работы, разборку и сборку узлов и схем электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;использовать безопасные приемы труда при проведении регулировочных работ, разборке и сборке узлов и схем электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;подготавливать электрооборудование и аппаратуру радиотехники средней сложности к сдаче по программе испытаний;проводить сдачу электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности по программе испытаний;использовать безопасные приемы труда при подготовке к сдаче и сдаче по программе испытаний электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;знать:назначение, устройство, порядок включения и принципы действия приборов измерения и контроля сопротивления изоляции;методы измерения сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;методы выполнения работ по доведению до норм сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при выполнении работ по доведению до норм сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;методику проведения испытаний кабельных трасс;правила оформления программ испытаний кабельных трасс;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при подготовке к сдаче и сдаче по программе испытаний кабельных трасс;назначение, устройство, порядок включения и принципы действия приборов измерения и контроля сопротивления изоляции;методы измерения сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;методы выполнения работ по доведению до норм сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при проведении регулировочных работ, разборке и сборке узлов и схем электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;методику проведения испытаний электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;правила оформления программ испытаний электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;характеристики, назначения, конструкции и принципы действия судового электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при подготовке к сдаче и сдаче по программе испытаний электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности | МДК.02.01.Технология регулировочных работ и испытаний электрооборудования, аппаратуры радиотехники средней сложности и кабельных трасс | ОК 1 - 7ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 2.4 | ||
ПМ.03 | Диагностика и ремонт судового электрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трассВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения диагностики и ремонта судового электрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трасс;уметь:проводить технический осмотр, диагностику и выявлять неисправности проводов, кабелей и кабельных трасс;выполнять ремонт проводов, кабелей и кабельных трасс;использовать безопасные приемы труда при проведении диагностики и ремонта проводов, кабелей и кабельных трасс;проводить технический осмотр, диагностику и выявлять неисправности электрооборудования средней сложности;выполнять ремонт электрооборудования средней сложности;использовать безопасные приемы труда при проведении диагностики и ремонта судового электрооборудования средней сложности;проводить технический осмотр, диагностику и выявлять неисправности приемных и предающих центров средней сложности;выполнять ремонт приемных и предающих центров средней сложности;использовать безопасные приемы труда при проведении диагностики повреждений и устранении неисправности приемных и предающих центров средней сложности;знать:правила технической эксплуатации, диагностики неисправностей и устранения неисправностей проводов, кабелей и кабельных трасс;требования к электрическим сетям на судах;периодичность и технологию технического обслуживания проводов, кабелей и кабельных трасс;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при проведении диагностики и ремонта проводов, кабелей и кабельных трасс;правила технической эксплуатации, диагностики неисправностей и устранения неисправностей электрооборудования средней сложности;требования к электрооборудованию средней сложности на судах;периодичность и технология технического обслуживания электрооборудования средней сложности;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при проведении диагностики и ремонта судового электрооборудования средней сложности;правила технической эксплуатации, диагностики неисправностей и устранения неисправностей приемных и предающих центров средней сложности;периодичность и технологию технического обслуживания приемных и предающих центров средней сложности;требования охраны труда, техники безопасности и экобезопасности при проведении диагностики повреждений и устранении неисправности приемных и предающих центров средней сложности | МДК.03.01. Технология и методы диагностики и ремонт судовогоэлектрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трасс | ОК 1 - 7ПК 3.1ПК 3.2ПК 3.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | 204 | 102 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 540 | 360 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 2754 | 1836 | |||
УП.00 | Учебная практика | 27 нед. | 972 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 3 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 51 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) | 27 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 3 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. |
Каникулярное время | 13 нед. |
Итого | 95 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;