Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 867 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 180107.04 Электрик судовой" стр. 2

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования.
ПК 1.1. Эксплуатировать судовое электрооборудование.
ПК 1.2. Проводить техническое обслуживание электрооборудования судна.
ПК 1.3. Проводить ремонты электрооборудования.
ПК 1.4. Обслуживать аварийные и пусковые аккумуляторы.
ПК 1.5. Соблюдать правила несения судовой вахты.
ПК 1.6. Выполнять слесарные работы.
ПК 1.7. Выполнять электромонтажные работы.
ПК 1.8. Использовать контрольно-измерительные приборы.
ПК 1.9. Вести установленную техническую документацию по электрооборудованию судна.
5.2.2. Обеспечение безопасности плавания.
ПК 2.1. Участвовать в обеспечении должного уровня транспортной безопасности.
ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
ПК 2.3. Действовать по тревогам.
ПК 2.4. Оказывать первую медицинскую помощь.
ПК 2.5. Использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
324
192
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизовОП.01.Основы инженерной графикиОК 1 - 7ПК 1.3ПК 1.7ПК 2.2
уметь:анализировать условия работы деталей машин и механизмов, оценивать их работоспособность;соединять разъемные соединения;читать кинематические схемы;знать:классификацию механизмов и машин;звенья механизмов;кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним; виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;основные сведения по сопротивлению материалов;основные виды деформации и распределение напряжения при них;внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;основные понятия гидростатики и гидродинамикиОП.02.Основы механикиOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.2
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила выполнения электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;принципы работы типовых электронных устройствОП.03. Основыэлектротехники и электроникиOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.9ПК 2.1 - 2.5
уметь:выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;знать:основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работОП.04.Основыматериаловедения и технология общеслесарных работОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.9ПК 2.1 - 2.5
уметь:определять типы судов;ориентироваться в расположении судовых помещений;знать:классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;конструкцию грузовых люков;конструкции отдельных узлов судна;оборудование и снабжение судна;спасательные средства;конструктивную противопожарную защиту;судовые устройства;назначение и классификацию судовых систем;назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения водыОП.05.Теория и устройствосуднаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.9ПК 2.1 - 2.5
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим; знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственныепрофессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.06.БезопасностьжизнедеятельностиOK 1 - 7ПК 1.1 - 2.5
П.00Профессиональный учебный цикл
540
360
ПМ.00Профессиональные модули
540
360
ПМ.01Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:соблюдения требований к электростанциям и электрическим сетям на судах;выбора материалов и оборудования, применяемых при обслуживании и ремонте;прокладки и эксплуатации кабельной проводки на судне;несения вахты согласно судовому расписанию;уметь:выявлять неисправности электрооборудования судна, осуществлять его ремонт и регулировку, проводить консервацию и расконсервацию машин, сушку и регулировку;проводить техническое обслуживание и ремонт распределительных устройств и аппаратуры управления, приборов защиты от перегрузок электрических сетей, электросетей и нагревательных приборов;осуществлять подготовку к работе, пуск, использование в действии, проверку режима работы, остановку и техническое обслуживание агрегатов и механизмов судовой электростанции;осуществлять техническое обслуживание и ремонт электроприводов вспомогательных механизмов судовых систем и машинного помещения;контролировать подачу электроэнергии на электродвигатели рулевого привода, лебедки, брашпиля и других электрифицированных вспомогательных механизмов и систем;обслуживать осветительную электроустановочную и пускорегулирующую аппаратуру, аккумуляторные батареи, аварийную, командную и телефонную связь;осуществлять техническое обслуживание сигнальных огней, прожекторов, средств аварийной предупредительной сигнализации и других световых и сигнальных устройств;осуществлять техническое обслуживание и ремонт главных генераторов, гребных электродвигателей, гребной электрической установки и аппаратуры управления электродвижением судов;пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментами;выполнять требования к качеству соединений и укладке кабелей, проводить демонтаж, ремонт, прокладку и монтаж кабелей электрооборудования судна;вести установленную техническую документацию по электрооборудованию судна;знать:судовые электрические станции, их назначение, классификацию, характеристики, устройство, область применения; схемы распределения электрической энергии на судах, их типы и характеристики, расчет электрических сетей, их техническое обслуживание и ремонт;основы и принцип действия электрических машин, электроприводов, элементов автоматики, электроизмерительных приборов;гребные электрические установки, судовые системы контроля, связи, управления и сигнализации;назначение, принцип действия и расположение распределительных устройств;размещение, конструкцию, порядок установки главного судового электрораспределительного щита; судовые электрораспределительные щиты закрытого и открытого типов; генераторные и распределительные панели, панели управления электростанций;назначение автоматизированных устройств, регулирующих работу электрооборудования;схему и устройство аппаратуры автоматической синхронизации, схемы распределения электрической энергии на судах, их типы и характеристики;назначение, устройство приборов контроля сопротивления изоляции, порядок включения и принцип действия; назначение, устройство приборов защиты генераторов от перегрузок и короткого замыкания;судовое электроосвещение и электронагревательные приборы; аппаратуру судовых осветительных и сигнальных установокМДК.01.01. Судовоеэлектрооборудование и автоматикаМДК.01.02. Электроизмерительная и контрольная аппаратураМДК.01.03. Судовые средства связи и электронавигацииOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.9
ПМ.02Обеспечение безопасности плаванияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:действий при проведении тревог; использования индивидуальных и коллективных спасательных средств и их снабжения;использования средств индивидуальной защиты;действий при оказании первой медицинской помощи;уметь:действовать при проведении тревог;действовать в аварийных случаях;применять средства и системы пожаротушения;применять средства индивидуальной защиты;применять средства по борьбе с водой;использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;использовать аварийно-спасательное снабжение коллективных спасательных средств;обеспечивать транспортную безопасность;оказывать первую медицинскую помощь;подавать сигналы бедствия различными средствами;знать:расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;порядок действий при проведении тревог;мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;аварийное и противопожарное снабжение судна;различные виды маркировки, используемые на судне;химическую природу пожара, классификации пожаров и опасных факторов пожара;виды средств и системы пожаротушения на судне;особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;виды средств индивидуальной защиты;мероприятия по обеспечению водонепроницаемости корпуса судна;виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;устройства спуска и подъема спасательных средств;основы обеспечения транспортной безопасности;меры по предотвращению загрязнения окружающей среды;действия при оказании первой медицинской помощи;виды и способы подачи сигналов бедствия;способы выживания на водеМДК.02.01. Безопасность жизнедеятельности на суднеОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
OK 1 - 7ПК 1.1 - 1.9ПК 2.1 - 2.5
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация: