Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому стр. 2

Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе.
На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
- слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам;
- над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам.
При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки.
На дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении допускается дублировать знаки 3.20 и 3.22, на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях - знак 5.15.6. Знаки устанавливают слева от проезжей части.
На дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
5.1.7 Расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - от бровки земляного полотна) до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно быть 0,5-2,0 м (рисунки В.1а, б), до края знаков особых предписаний 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26 и информационных знаков 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12, 6.17 - 0,5-5,0 м.
5.1.8 Расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть:
- от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов (рисунок В.1а), от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах (рисунок В.1б);
- от 0,6 до 1,5 м - при установке на приподнятых направляющих островках, приподнятых островках безопасности и на проезжей части (на переносных опорах);
- от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью. Знаки, размещенные на пролетных строениях искусственных сооружений, расположенных на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покрытия, не должны выступать за их нижний край.
Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.
Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей:
- знаки приоритета;
- предупреждающие знаки;
- предписывающие знаки;
- знаки особых предписаний;
- запрещающие знаки;
- информационные знаки;
- знаки сервиса.
На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.
5.1.9 Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.
Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.
5.1.10 Установка знаков на обочинах допустима в стесненных условиях (у обрывов, выступов скал, парапетов и т.п.). Расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должно быть не менее 1 м, а высота установки - от 2 до 3 м (рисунок В.1в).
5.1.11 Знаки, устанавливаемые на разделительной полосе, приподнятых островках безопасности и направляющих островках или обочине в случае отсутствия дорожных ограждений размещают на ударо-безопасных опорах. Верхний обрез фундамента опоры знака выполняют заподлицо с поверхностью разделительной полосы, приподнятого островка безопасности и направляющего островка, обочины или присыпной бермы.
5.1.12 В местах проведения работ на дороге и при временных оперативных изменениях организации движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части, обочинах и разделительной полосе.
5.1.13 Расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре и распространяющих свое действие на одну и ту же проезжую часть, должно быть 50-200 мм.
Знаки на одной опоре, распространяющие свое действие на разные проезжие части одного направления движения, располагают над соответствующими проезжими частями или максимально приближают к ним с учетом технических возможностей и требований настоящего стандарта.
5.1.14 В одном поперечном сечении дороги устанавливают не более трех знаков без учета знаков 5.15.2, дублирующих знаков, знаков дополнительной информации, а также знаков 1.34.1 - 1.34.3 в местах производства дорожных работ.
Знаки, кроме установленных на перекрестках, остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, в местах устройства искусственных неровностей и производства дорожных работ, располагают вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, в населенных пунктах - не менее 25 м друг от друга.
5.1.15 Знаки устанавливают на расстоянии не менее 1 м от проводов электросети высокого напряжения. В пределах охранной зоны высоковольтных линий размещение знаков на тросах-растяжках запрещается.
5.1.16 Типоразмеры знаков по ГОСТ Р 52290 принимают по таблице 1, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. При необходимости допускается применять знаки большего типоразмера.
Высоту h_n прописной буквы на информационных знаках индивидуального проектирования выбирают в соответствии с таблицей 2.
Таблица 1 - Типоразмеры знаков
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Типоразмер │ Применение знаков │
│знака по ГОСТ├─────────────────────────┬───────────────────────────────┤
│ Р 52290 │ вне населенных пунктов │ в населенных пунктах │
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ I │Дороги с одной полосой │Дороги и улицы местного│
│ │ │значения, проезды, улицы и│
│ │ │дороги в сельских поселениях │
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ II │Дороги с двумя и тремя│Магистральные дороги, кроме│
│ │полосами │скоростных, магистральные улицы│
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ III │Дороги с четырьмя и более│Магистральные дороги│
│ │полосами и автомагистрали│скоростного движения │
├─────────────┼─────────────────────────┴───────────────────────────────┤
│ IV │Места производства ремонтных работ на автомагистралях,│
│ │опасные участки на других дорогах при обосновании│
│ │целесообразности применения │
├─────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Примечание - Классификация дорог вне населенных пунктов - по СП │
│ 34.13330.2012 [1]. Классификация улиц и дорог в населенных пунктах │
│- по СП 42.13330.2011 [2] │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
Таблица 2 - Высота прописной буквы на знаках индивидуального проектирования
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Высота │ Знаки 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26, 6.9.1, 6.9.2, │
│ прописной │ 6.10.1-6.12, установленные │
│буквы h_n, мм├─────────────────────────┬───────────────────────────────┤
│ │ вне населенных пунктов │ в населенных пунктах │
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ 75, 100 или │Дороги с одной полосой │Дороги и улицы местного│
│ 150 │ │значения, проезды, дороги и│
│ │ │улицы в сельских поселениях │
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│150, 200 или │ - │Магистральные дороги, кроме│
│ 250 │ │скоростных, магистральные улицы│
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ 200, 250 или│Дороги с двумя и тремя│Магистральные дороги│
│ 300 │полосами │скоростного движения │
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ 300 или 400 │Дороги с четырьмя и более│ - │
│ │полосами │ │
├─────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ 400 или 500 │Автомагистрали │ - │
├─────────────┴─────────────────────────┴───────────────────────────────┤
│Примечания │
│1. Классификация дорог вне населенных пунктов - по СП 34.13330.2012 [1]│
│Классификация улиц и дорог в населенных пунктах - по СП 42.13330.2011 │
│[2]. 2. Высота прописной буквы на знаках 6.14.1 и 6.14.2 - 150 мм, │
│на знаке 6.16 - 200 мм вне населенных пунктов, 100 мм - в населенных │
│пунктах. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, предпочтительно применять на дорогах с искусственным освещением вне населенных пунктов и на дорогах в населенных пунктах с числом полос шесть и более.
Знаки, располагаемые над проезжей частью или сбоку от нее на высоте более 3 м, предпочтительно изготавливать с применением световозвращающей пленки типа В.
На участках одной дороги с одинаковым числом полос предпочтительно применять знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки одного типа.
5.1.17 На дорогах в населенных пунктах с числом полос шесть и более, а также на автомагистралях и участках дорог вне населенных пунктов с числом полос четыре и более применяют знаки, изготовленные с использованием пленки типа Б или В по ГОСТ Р 52290.
Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа Б или В, предпочтительно применять на кривых в плане с радиусом менее допустимого, на пересечениях с железными дорогами в одном уровне, пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, участках с расстояниями видимости в плане (профиле) менее минимальных значений (таблица 3), на мостовых сооружениях с шириной проезжей части, равной или меньшей ширины проезжей части дороги, и в местах проведения дорожных работ.
На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
5.1.18 Дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 - 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 - 3.16, 3.18.1 - 3.25, выполненные на желтом фоне, применяют в местах проведения дорожных работ. При этом знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 - 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 - 3.16, 3.18.1 - 3.25, выполненные на белом фоне, закрывают чехлами или демонтируют.

5.2. Предупреждающие знаки

5.2.1 Предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
5.2.2 Предупреждающие знаки, кроме знаков 1.3.1-1.4.6, 1.34.1-1.34.3, устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м, а в населенных пунктах - на расстоянии от 50 до 100 м до начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий видимости и возможности размещения.