Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 696 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного соста стр. 2

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава.
ПК 1.1. Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава.
ПК 1.2. Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и механизмов подвижного состава.
ПК 1.3. Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава.
5.2.2. Контроль качества отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава.
ПК 2.1. Выполнять работу на стендах, измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава.
ПК 2.2. Проводить испытания узлов и механизмов подвижного состава.
ПК 2.3. Оформлять техническую документацию и составлять дефектную ведомость.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
416
292
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеровОП.01. Основы технического черченияOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:читать инструкционно-техническую документацию;составлять технологический процесс по чертежам;знать:основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и изделий;основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструменты и приспособления;основы резания металлов в пределах выполняемой работы;основные сведения о механизмах, машинах, деталях машин, сопротивлении материалов;слесарные операции, их назначение, приемы и правила выполнения;технологический процесс слесарной обработки;слесарный инструмент и приспособления, их устройство, назначение и правила применения;правила заточки и доводки слесарного инструмента;правила и приемы сборки деталей под сварку;технологическую документацию на выполняемые работы, ее виды и содержание;технологические процессы и технические условия сборки, разборки, ремонта, подналадки узлов, сборочных единиц и механизмов, испытания и приемки;подъемно-транспортное оборудование, его виды и назначение;правила эксплуатации грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола;допуски и посадки, классы точности, чистоты;принципиальные схемы средств измерений;назначение и правила применения контрольно-измерительного инструментаОП.02. Основы слесарных, слесарно-сборочных работOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1ПК 2.2
уметь:рассчитывать основные параметры электрических схем;использовать в работе электроизмерительные приборы;применять оборудование с электроприводом;подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;знать:основы электротехники, электроники, механики, гидравлики, автоматики в пределах выполняемой работы;правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;защиту от короткого замыкания;заземление, занулениеОП.03. ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1ПК 2.2
уметь:выбирать материалы для профессиональной деятельности;определять основные свойства материалов по маркам;расшифровывать марки материалов;знать:основные сведения о металлах и сплавах и их классификацию;виды абразивных инструментов;назначение и свойства охлаждающих и смазочных жидкостей, моющих составов металлов, припоев, флюсов, протрав;влияние температур на размеры деталей;маркировку и основные свойства материалов специального режущего инструмента;технические требования на основные материалы и полуфабрикаты в машиностроении;хранение смазочных материаловОП.04. Основы материаловеденияОК 1 - 7ПК 1.1 -1.3ПК 2.1ПК 2.2
уметь:осуществлять соединение узлов с соблюдением размеров и их взаиморасположения при подвижной посадке со шплинтовым креплением;знать:виды погрешностей и их сущность;виды и назначение допусков и посадок;точность обработки, понятие о квалитетах и параметрах шероховатости поверхности, их обозначение на чертежах;нормы допусков и износов деталей и узловОП.05. Допуски, посадки и технические измеренияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности при управлении, эксплуатации и ремонте локомотивов (по видам) и подвижного состава;знать:законодательство в области охраны труда;возможные опасные и вредные факторы, средства защиты;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной и экологической безопасностиОП.06. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:использовать основные информационные технологии сбора, размещения, хранения, накопления данных в профессионально ориентированных информационных системах;использовать изученные программные средства при испытаниях, регулировке и наладке узлов и механизмов подвижного состава;знать:основные понятия обработки информации;прикладные программы, используемые при испытаниях, регулировке и наладке узлов и механизмов подвижного составаОП.07. Основы информационных технологий в профессиональной деятельностиOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.08. Безопасность жизнедеятельностиOK 1 - 7ПК 1.1 -1.3ПК 2.1 - 2.3
П.00Профессиональный учебный цикл
368
244
ПМ.00Профессиональные модули
368
244
ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного составаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выявления неисправностей основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава;проведения демонтажа, монтажа, сборки и регулировки узлов и механизмов подвижного состава;проведения ремонта узлов, механизмов и изготовления отдельных деталей;уметь:осуществлять технический осмотр основных узлов механического, пневматического и электрического оборудования и механизмов подвижного состава;определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;разбирать узлы вспомогательных частей ремонтируемого объекта подвижного состава в условиях тугой и скользящей посадок деталей;ремонтировать и изготовлять детали узлов оборудования;производить демонтаж и монтаж отдельных приборов пневматической системы;осуществлять соединение узлов с соблюдением размеров и их взаиморасположения при подвижной посадке со шплинтовым креплением;проверять действие пневматического оборудования под давлением сжатого воздуха;знать:устройство основных узлов оборудования, их назначение и взаимодействие;конструкцию, технические и эксплуатационные показатели обслуживаемого оборудования;виды ремонта подвижного состава, объем работ, периодичность, технологию работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;устройства универсальных и специальных приспособленийМДК.01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного составаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Контроль качества отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного составаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения работ на стендах, измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава;проведения испытаний узлов и механизмов подвижного состава;составления дефектной ведомости и оформления технической документации;уметь:использовать контрольно-измерительные приборы и инструменты для определения состояния узлов и механизмов подвижного состава;применять приемы и методы определения неисправностей узлов и деталей подвижного состава;уметь регулировать и испытывать отдельные механизмы;составлять технические акты, дефектную ведомость и другую техническую документацию по проделанной работе;знать:требования, предъявляемые к качеству ремонта и отремонтированных узлов и деталей;технические условия на испытания и регулировку отдельных механизмов подвижного состава;методы диагностикиМДК.02.01. Виды и технология диагностики технического состояния узлов и деталей подвижного составаOK 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.