Распоряжение Федерального дорожного агентства от 30 апреля 2014 г. N 847-р "Об издании и применении ОДМ 218.2.042-2014 "Теплые асфальтобетонные смеси. Рекомендации по применению"

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по применению теплых асфальтобетонных смесей:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 12.05.2014 ОДМ 218.2.042-2014 "Теплые асфальтобетонные смеси. Рекомендации по применению" (далее - ОДМ 218.2.042-2014).
2. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (А.В. Бухтояров) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.2.042-2014 и направить его в подразделения и организации, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Костюка.
Руководитель Федерального дорожного агентства
Р.В. Старовойт

Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.042-2014 "Методические рекомендации "Теплые асфальтобетонные смеси. Рекомендации по применению" (издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 30 апреля 2014 г. N 847-р)

Введен впервые

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на теплые плотные асфальтобетонные смеси для устройства верхних слоев покрытия на автомобильных дорогах с интенсивностью движения до 3000 авт./сутки, дворовых и стояночных площадках, на дорогах промышленных предприятий и устанавливает рекомендации по приготовлению и применению теплых асфальтобетонных смесей, полученных путем вспенивания битума во всех дорожно-климатических зонах, за исключением первой дорожно-климатической зоны.

2 Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы.
ПНСТ 1-2012 "Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия"
ГОСТ 3344-83 "Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия"
ГОСТ 4333-87 "Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле"
ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные. Технические условия"
ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия"
ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия"
ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний"
ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний"
ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия"
ГОСТ 9128-09 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия"
ГОСТ 11501-78 Межгосударственный стандарт "Битумы нефтяные. Метод определения проникания иглы"
ГОСТ 11505-75 Межгосударственный стандарт "Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости"
ГОСТ 11506-73 "Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару"
ГОСТ 11507-78 "Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу"
ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия"
ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний"
ГОСТ 18180-72 Межгосударственный стандарт "Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева"
ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия"
ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия"
ГОСТ 31424-2010 Межгосударственный стандарт "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия"

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями.
теплая асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) с вспененным битумом, производимая при температуре от 120°С до 150°С.
теплый асфальтобетон: Уплотненная теплая асфальтобетонная смесь.
вспененный битум: Вяжущее, получаемое путем впрыскивания воды в битум, разогретый до температуры от 130°С до 160°С, непосредственно в момент ввода битумного вяжущего в камеру смешивания асфальтобетонной смеси.

4 Общие положения

Теплые асфальтобетонные смеси производятся путем смешения минеральных материалов с вспененным битумом.
По наибольшему размеру минеральных зерен, типу и марке теплые асфальтобетонные смеси классифицируются аналогично плотным горячим асфальтобетонным смесям в соответствии с разделом 4 ГОСТ 9128 и щебеночно-мастичным асфальтобетонным смесям в соответствии с разделом 4 ГОСТ 31015 с добавлением названия - "теплые".
4.1 Вспенивание битума.
Вспенивание вяжущего осуществляется путем впрыскивания воды в битум через инжекторы или специальные форсунки на стадии подачи битума в разогретую минеральную часть.
В зависимости от применяемой технологии вспенивания подача воды в горячий битум может осуществляться непосредственно перед вводом вяжущего в смесительную камеру, либо путем врезания форсунок в трубу подачи горячего битума, либо в специальные вспенивающие камеры, из которых вспененный битум подается в смесительную камеру.
При контакте воды с горячим битумом происходит механическое вспенивание за счет испарения воды и образования пузырьков пара по всему объему битума. Битум увеличивается в объеме и становится менее вязким. В результате данной технологии вспенивания, происходит более качественное покрытие минеральных зерен в сравнении с исходным битумом до вспенивания.
Количество воды варьируется от 1% до 4% от массы битума в зависимости от применяемой технологии вспенивания. На рисунке 1 схематично представлен процесс вспенивания битума путем врезания форсунок в трубу подачи горячего битума, непосредственно перед вводом его в смесительную камеру.
541 × 258 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Процесс вспенивания битума путем врезания форсунок в трубу подачи горячего битума
На рисунке 2 схематично представлен процесс по технологии вспенивания битума в специальных вспенивающих камерах, из которых вспененный битум подается в смесительную камеру.
478 × 274 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 2 - Процесс вспенивания битума в специальных вспенивающих камерах