Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 751 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 250401.6 Контролер полуфабрикатов и изделий из древесины" стр. 2

процессы контроля и сортировки изделий и деталей из дерева.
4.3. Обучающийся по профессии 250401.06 Контролер полуфабрикатов и изделий из древесины готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Контроль качества и приемка материалов и изделий деревообрабатывающего производства.
4.3.2. Сортировка шпона и фанеры.
4.3.3. Сортировка материалов и изделий из древесины.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Контроль качества и приемка материалов и изделий деревообрабатывающего производства.
ПК 1.1. Определять древесную породу пиломатериалов, заготовок, деталей и изделий.
ПК 1.2. Выполнять комплекс работ по контролю качества заготовок, клееных деревянных конструкций и плит, пиломатериалов и изделий из древесины.
ПК 1.3. Выполнять пооперационный контроль технологического процесса обработки древесины на деревообрабатывающих станках.
ПК 1.4. Выполнять контроль качества исправленных дефектов и качества столярно-строительных изделий и плит при повторном предъявлении.
5.2.2. Сортировка шпона и фанеры.
ПК 2.1. Организовывать рабочее место в отделении по переработке, транспортировке щепы и сортировке шпона на деревообрабатывающем производстве.
ПК 2.2. Выполнять контроль и приемку строганого шпона, фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит по сортам.
ПК 2.3. Контролировать операции технологического процесса изготовления шпона и фанеры.
ПК 2.4. Организовывать проведение испытаний фанеры на прочность.
5.2.3. Сортировка материалов и изделий из древесины.
ПК 3.1. Определять в соответствии с требованиями стандартов породу, качество и размеры пиловочных бревен, чураков, кряжей.
ПК 3.2. Осуществлять сортировку сырых и сухих пиломатериалов и заготовок для последующей обработки.
ПК 3.3. Определять породы и пороки древесины.
ПК 3.4. Сортировать материалы из древесины по породам.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиоиальный учебный цикл
348
232
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь:читать и выполнять рабочие чертежи, схемы и эскизы деталей и изделий деревообрабатывающего производства;выполнять и графически оформлять проецирование, сечение и разрезы деталей;выполнять геометрические построения деталей и изделий;деревообрабатывающего производства;выполнять графическое соединение деталей;знать:основные понятия и требования стандартов на изделия и полуфабрикаты в деревообработке;основные понятия о Единой системе конструкторской документации (ЕСКД);основные требования к оформлению, выполнению рабочих чертежей деталей и эскизов деревообрабатывающего производства, чтению чертежейОП.01. Техническая графикаОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:классифицировать отдельные элементы и системы управления автоматизации технологического процесса в деревообработке;безопасно применять исполнительные механизмы оборудования по сортировке материалов и заготовок деревообрабатывающей промышленности;знать:основные понятия, цель, содержание и значение автоматизации деревообрабатывающего производства;устройство, назначение, характеристику средств автоматизированного управленияОП.02. Автоматизация деревообрабатывающего производстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:производить измерения и расчет параметров электрических цепей;безопасно эксплуатировать электрические машины и аппаратуру управления и защиты деревообрабатывающего производства;читать условные обозначения и маркировку электронных устройств;включать электроизмерительные приборы в электрическую цепь;знать:основные свойства электрических цепей;единицы измерения электрических величин;сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях;применение и правила эксплуатации измерительных приборов;меры безопасности при выполнении работ на оборудовании с электроприводомОП.03. ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:различать металлические и неметаллические материалы;определять строение, свойства древесины;выявлять пороки древесины;классифицировать материалы деревообработки;выбирать материалы в профессиональной деятельности;распознавать маркировку материалов;знать:назначение и маркировку основных материалов, применяемых в промышленности;основные древесные породы материалов;содержание стандартов на древесные материалы;явления, связанные с изменением влажности древесины;физические и механические свойства древесины;требования стандартов на материалыОП.04. Материаловедение и основы древесиноведенияОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять и сравнивать основные формы заработной платы;знать:иметь представление об основных аспектах отрасли, организации как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;организацию производственного и технологического процессов;материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли;механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условияхОП.05. Основы экономики организацииОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:определять параметры шероховатости обработанной поверхности;выявлять погрешности изготовления деталей;определять виды размеров готовых деталей;определять годность размера изделия;рассчитывать допустимые размеры, учитывая отклонения;вычислять допуск размера;читать на чертежах обозначение полей допусков и посадок;применять различные типы посадок в соединении деталей;работать с Государственными стандартами на продукцию лесопильной и деревообрабатывающей промышленности;пользоваться контрольно-измерительными инструментами;знать:виды погрешностей;виды размеров;вычисление размеров с учетом отклонений;виды и назначение посадок;правила обозначения полей допусков и посадок на чертежах;точность обработки, квалитеты, классы точности;понятие о стандартизации;основы метрологии;правила пользования контрольно-измерительными инструментамиОП.06. Допуски, посадки и технические измеренияОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
П.00Профессиональный учебный цикл
516
344
ПМ.00Профессиональные модули
516
344
ПМ.01Контроль качества и приемка материалов и изделий деревообрабатывающего производстваВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:квалифицированного контроля качества лесоматериалов, пиломатериалов и заготовок, технологической щепы;квалифицированного контроля качества столярно-строительных изделий и плит, ящичной и бондарной тары;квалифицированного контроля параметров лущеного и строганого шпона, качества клееной фанеры;уметь:пользоваться необходимой технической документацией, контрольно-измерительным инструментом и приспособлениями для контроля качества лесоматериалов, пиломатериалов, технологической щепы, столярно-строительных изделий и плит, лущеного и строганого шпона, клееной фанеры, ящичной тары;управлять оборудованием лесопильных потоков;маркировать пиломатериалы и заготовки;оформлять учетную документацию на контролируемые изделия и полуфабрикаты;соблюдать технологию пооперационного контроля качества;контролировать качество погрузки и транспортировки, укладки и хранения пиломатериалов и заготовок на складах;проводить ситовой анализ щепы, определять содержание фракций щепы;определять дефекты и пороки древесины столярно-строительных изделий;определять допуски и посадки различных соединений стройдеталей;проводить испытание плит на прочность и твердость;устранять брак, получаемый в процессе обработки заготовок;организовывать рабочее место контролера деревообрабатывающего производства в соответствии с нормативными требованиями;знать:виды сырья лесопильно-деревообрабатывающего производства;требования стандартов и технической документации к качеству контролируемых изделий и полуфабрикатов;способы измерения геометрических параметров изделий из древесины;методы и средства контроля качества изделий из древесины;способы контроля качества погрузки, транспортировки, укладки и хранения пиломатериалов на складах;основы маркировки пиломатериалов и заготовок;правила оформления учетной документации;общее устройство и принцип действия оборудования для производства щепы, фрикционный состав и свойства щепы;значение стандартизации ящичной тары;устройство и принцип действия станков для механической сборки ящиков;требования охраны труда и техники безопасности при контроле качества столярно-строительных изделий и плитМДК.01.01.Технология контроля качества изделий из древесиныОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02Сортировка шпона и фанерыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:квалифицированного выполнения сортировки щепы и шпона в соответствии с требованиями стандартов и технической документации;уметь:определять параметры шпона и фанеры с применением контрольно-измерительных инструментов и приборов, сортировать шпон;выполнять различные способы починки шпона;устранять отдельные дефекты фанеры;устанавливать сорта шпона и марку фанеры;наносить условные обозначения при сортировке шпона, грамотно выполнять маркировку фанеры, лущеного и строганого шпона;вести учетную документацию;организовывать рабочее место при сортировке шпона и фанеры в соответствии с нормативными требованиями;знать:требования технической документации к породам древесины, применяемой для изготовления лущеного и строганого шпона, клееной фанеры;размерную сетку фанеры по длине, ширине и толщине;назначение и сортамент фанеры, качественные сорта и марки клееной фанеры;приемы переноски и укладки листов шпона;приемы починки шпона;требования стандартов и технической документации на сортировку шпона, фанеры различных типов;правила маркировки, упаковки и оформления учетной документации по сортировке шпона и фанеры;требования охраны труда и техники безопасности при сортировке шпона и фанеры в соответствии с нормативными требованиямиМДК.02.01.Технология сортировки шпона и фанерыОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03Сортировка материалов и изделий из древесиныВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:квалифицированного выполнения сортировки материалов из древесины в соответствии с требованиями стандартов и технической документации;управления оборудованием по сортировке пиломатериалов, заготовок, технологической щепы;уметь:управлять оборудованием по сортировке пиломатериалов, заготовок, технологической щепы на поперечных транспортерах и на сортировочной площадке лесопильного цеха;оформлять дефектные ведомости;контролировать качество пакетирования, погрузки и транспортирования пиломатериалов и заготовок в процессе сортировки;производить подбор, сортировку и браковку клепки, ящичных дощечек перед сушкой и после сушки;производить маркировку;вести учет подбора-сортировки дощечек для ящичных комплектов и клепки для бочек;организовывать рабочее место при сортировке материалов и изделий из древесины в соответствии с нормативными требованиями;знать:назначение и принцип действия сортировочного и пакетоформирующего оборудования;требования к различным видам сортировки материалов и изделий из древесины;основы сортировки пиломатериалов по сортам в соответствии с требованиями стандартов и технической документации;требования охраны труда и техники безопасности при сортировке материалов и изделий из древесины в соответствии с нормативными требованиямиМДК.03.01.Технология сортировки материалов и изделий из древесиныОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.