Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848"О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" стр. 9

Мероприятия подпрограммы увязаны с мероприятиями, проводимыми в рамках других подпрограмм Программы, и сформированы таким образом, чтобы исключить возможное дублирование других федеральных целевых программ.
Мероприятия подпрограммы предусматривают подготовку и реализацию масштабных комплексных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Мероприятия подпрограммы сгруппированы по основным задачам.
Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров включает в себя мероприятия по развитию основных направлений грузо- и пассажиропотоков (строительство и реконструкция участков транспортных путей, совмещенных мостов, развитие альтернативных маршрутов) с целью повышения уровня качества транспортных услуг, ускорения доставки, улучшения процессов управления перевозками (логистика, информатизация, безопасность). Осуществление этих мероприятий позволит создать условия для привлечения транзитных потоков на международные транспортные коридоры, проходящие по территории Российской Федерации.
В целях решения указанной задачи предполагается реализация следующих проектов:
комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора "Транссиб" в направлении Европа - Российская Федерация - Япония с ответвлениями на Республику Казахстан, Монголию и Китай. Ключевыми звеньями этого коридора являются морские порты Новороссийск, Тамань, Восточный, Находка, Ванино и Транссибирская железнодорожная магистраль, которая должна стать двухпутной и полностью электрифицированной, а также выход на северо-восточные провинции Китая и Корейский полуостров. Указанный проект позволит обеспечить значительный грузовой транзит контейнеров из Южной Кореи. Западным звеном коридора "Транссиб" является широкий распределенный выход на сухопутную границу Российской Федерации с европейскими государствами. Связующими звеньями в  обеспечении функционирования международных транспортных коридоров будут создаваемые мультимодальные транспортные узлы и межрегиональные логистические центры, обеспечивающие современный уровень обработки грузов;
комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора "Север - Юг" по направлению Северная Европа - Российская Федерация - Иран - Индия с ответвлениями на Кавказ - Персидский залив и Центральную Азию. Ключевыми звеньями этого коридора являются морские порты Мурманск и Новороссийск. В составе коридора "Север - Юг" будут осуществляться работы по развитию магистральных путей сообщения и комплексных транспортных узлов, расширению и строительству подходов к морским и речным портам, железнодорожным станциям, аэропортам и мультимодальным терминалам, входящим в состав международных транспортных коридоров;
развитие международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" через территорию Российской Федерации на участке Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - до границ Республики Казахстан. В зоне прохождения транспортного коридора в Республике Татарстан будет реализован пилотный проект строительства Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, который станет системным центром распределения и обработки грузов федерального значения.
Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры включает в себя проекты развития пассажирских и грузовых аэропортов-хабов, морских портов, терминалов, транспортно-логистической инфраструктуры. Программные мероприятия предусматривают переход транспортно-технологической инфраструктуры на новый качественный уровень.
Предусматривается приоритетное развитие Московского авиатранспортного узла, что позволит обеспечить удобное воздушное сообщение между континентами и создать современную наземную базу для обслуживания трансферных пассажиров. При этом Московский авиатранспортный узел будет выполнять роль узлового аэропорта-хаба, который позволит консолидировать пассажиропотоки, следующие из разных стран, и распределять их на трансконтинентальные рейсы.
Развитие Московского авиатранспортного узла по принципу хаба позволит повысить конкурентоспособность российских аэропортов на мировом рынке, увеличить объем перевозок трансферных пассажиров до 2,5 млн. человек в год, что будет составлять около 20 процентов всего объема перевозок.
В составе инвестиционных проектов развития Московского авиатранспортного узла предусматривается дальнейшее комплексное развитие аэропорта Шереметьево (строительство новой взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, пассажирского аэровокзала, инженерных сетей и других объектов инфраструктуры).
В рамках подпрограммы предполагается развитие Красноярского международного авиатранспортного узла. Открытие грузового авиасервиса позволит обеспечить растущий спрос на транспортные услуги между Китаем и Европой, решить проблемы снабжения северных территорий. Не менее важной задачей является привлечение трансферных пассажиров, осуществляющих перелеты между Европой и Азией.
В подпрограмме решаются задачи развития и повышения конкурентоспособности комплексных узлов на базе морских портов, находящихся в местах максимальной концентрации экспортных и транзитных грузопотоков. Российские морские порты в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном бассейнах являются входными пунктами международных транспортных коридоров ("Транссиб", "Север - Юг", "Европа - Западный Китай"). Для решения этих задач будут реализованы проекты комплексного развития Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, создания комплексного транспортного узла на базе порта Тамань, морских портов Восточный, Находка и Ванино (на восточном направлении).
При реализации указанных проектов будет обеспечено скоординированное развитие инфраструктуры практически всех видов транспорта, мощностей контейнерных и перегрузочных терминалов.
Развитие экспорта транспортных услуг будет сопровождаться повышением их качества, что возможно только на основе комплексного развития транспортно-логистической инфраструктуры. Мероприятия по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры включены в комплексные инвестиционные проекты. Наиболее крупные логистические комплексы должны быть созданы в Московской области (в зоне Центральной кольцевой автомобильной дороги), на Санкт-Петербургском транспортном узле, в гг. Мурманске, Архангельске, Ростове-на-Дону, Нижний Новгород, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и других городах.
Одной из основных задач подпрограммы является формирование механизмов управления инвестиционными проектами на условиях государственно-частного партнерства. Решение этой задачи предусматривает реализацию комплекса мероприятий по разработке проектной и конкурсной документации, включая организацию проектно-изыскательских работ для строительства комплексных объектов транспортной инфраструктуры, отработку механизмов использования различных форм государственно-частного партнерства, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.
Будут выполнены проектные работы в части подготовки инвестиционных проектов комплексного развития инфраструктуры международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Транссиб", альтернативных маршрутов международных транспортных коридоров и развития комплексных транспортных узлов.
Описание важнейших инвестиционных проектов приведено в приложении N 2.
Научно-техническое обеспечение реализации подпрограммы предусматривает научную поддержку решения приоритетных задач в области комплексного развития транспортной инфраструктуры, совершенствования методологии его планирования, повышения роли инновационной составляющей в экономическом развитии страны и проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:
разработка инвестиционных предложений в области повышения конкурентоспособности транспортных коридоров и развития мультимодальных транспортных узлов;
информационно-аналитическое обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг, включающее методическое обеспечение оценки экспорта транспортных услуг и транзитного потенциала Российской Федерации, исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков;
разработка методологических подходов к решению вопросов повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации на основе внедрения инновационных транспортных технологий с апробацией их в экспериментальном режиме.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы

Объем финансирования подпрограммы рассчитан в ценах соответствующих лет и за период ее реализации составляет 977053,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 394056,5 млн. рублей.
Основными направлениями финансирования подпрограммы являются:
капитальные вложения - 974719,1 млн. рублей (99,6 процента общих расходов по подпрограмме);
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 233,4 млн. рублей (0,2 процента общих расходов по подпрограмме).
Источниками финансирования капитальных вложений являются:
средства федерального бюджета - 391722,4 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 7268,4 млн. рублей;
внебюджетные средства - 575728,3 млн. рублей.
Капитальные вложения направляются в первую очередь на реализацию комплексных проектов в области развития транспорта на условиях государственно-частного партнерства. Высокая капиталоемкость предлагаемых к реализации проектов предполагает создание дополнительных гарантий для потенциального инвестора, в том числе таких, как финансирование за счет средств федерального бюджета проектных работ.
Необходимые объемы финансирования мероприятий по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в составе комплексных проектов определены в соответствии с разработанной проектной документацией либо по объектам-аналогам.
Расходы на реализацию подпрограммы приведены в приложении N 3.

V. Механизм реализации подпрограммы

Управление ходом реализации подпрограммы осуществляет государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации.
Основными задачами управления реализацией подпрограммы являются:
актуализация мероприятий подпрограммы и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и государственной транспортной политики;
обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных и внебюджетных средств;
привлечение инвестиций для реализации комплексных проектов;
организация научно-технического сопровождения подпрограммы.
Государственный заказчик в процессе реализации подпрограммы может проводить работу по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования, а также по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предусматривается, что для реализации подпрограммы будут разработаны и внедрены механизмы управления проектами, обеспечивающие рациональное сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций.
В этих целях предполагается осуществить разработку концепции проекта, включающей структуру проекта, размещение основных элементов, определение основных участников, предварительную схему финансирования на условиях государственно-частного партнерства, на основе которой будет формироваться конкурсная документация на проектные работы.
Методическое, информационно-аналитическое, организационное и экспертное сопровождение в ходе текущего управления реализацией подпрограммы возложено на федеральное казенное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". На указанное учреждение также возлагается исполнение функций государственного заказчика по подготовке и реализации мероприятий подпрограммы, в том числе действий, связанных с изъятием земельных участков по поручению органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии земельных участков. Также для управления реализацией подпрограммы создается соответствующая аналитическая система.
Контроль за выполнением мероприятий подпрограммы в установленном порядке будет осуществляться государственным заказчиком подпрограммы, контрольные функции будут осуществляться также федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы

Интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, будет способствовать ускорению роста внутреннего валового продукта. Транспортные услуги должны превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью российского экспорта, что в значительной мере снизит риски, связанные с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сырья. Будут существенно расширены возможности увеличения экспорта российских товаров в страны Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (наиболее быстро растущие рынки). Развитие евразийских транспортных коридоров придаст дополнительный импульс работам в области телекоммуникаций, повышению мобильности рабочей силы и ускорению перевозки грузов, оживлению промышленной и деловой активности.
В результате реализации мероприятий подпрограммы транспортная отрасль выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке транспортных услуг. Будет создана база для эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации и реализации ее транзитного потенциала, будут внедрены механизмы реализации крупных инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства.